(СОЦ) - КАПРЕАЛИЗМ-XXI: ЧТО С НИМ НЕ ТАК?

Feb 12, 2024 14:43

Как вы знаете, я выкладываю здесь полотна художников-соцреалистов, в том числе посвящённые труду и различным профессиям.

В комментариях к прошлому посту я (не вполне корректно) задался риторическим вопросом: а много ли написали художники ткачих в минувшие 30 лет? Ни одной?

Конечно же, есть сильные художники и сегодня, и кто-нибудь наверняка писал и ткачих.

Но, увы, я их до сих пор не встречал. Это не означает, что их не было. Но это означает, что спрятаны они так далеко, что их ещё надо найти.

Дело в том, что я до войны бесконечно перемещался по России, и в десятках городов первым делом шёл в центральный храм, а следом - в местный музей изобразительного искусства. Или на какие-то выставки, если они шли.

Если в этих музеях или выставочных пространствах были альбомы работ местных художников любых эпох, в том числе современных - я их приобретал. У меня огромная коллекция этих альбомов: думаю, более сотни.

Приобретал и (по возможности) картины: за 15 лет у меня дома, по сути, возник музей - в пяток музейных залов.

Помимо того, я был знаком с Глазуновым и бывал у него в гостях, в его академии; я знаком с Шиловым, и у него в гостях бывал; я лично знаю десятка два художников в России.

Очень дружу и делаю совместные проекты со Строгановкой и с художниками студии им. Грекова - спасибо Министерству обороны, что сохранило это советское детище, и дали пристанище художникам-баталистам.

Ну, короче, я к чему.

Люди труда - мягко говоря, не самая главная тема нынче.

У нас, знаете, когда началась война на Донбассе - и люди войны тоже не стали главной темой.

До 2022 года - со всей России! - портреты героев ополчения писали 3, ну 4 художника. Я их выкладывал.

С 2022 года - таких художников стало несколько больше, но магистральной эта тема не стала. Условно говоря, если в России работают сегодня триста значимых художников, войну из них пишут… вряд ли даже 30. Может быть, 15-20 художников.

С людьми труда ситуация стала тоже, видимо, выправлять только недавно.

Мне скинули ссылку на победителей современной выставки «Время, вперёд!».

Видимо, пройдя через 30 лет демократии государство решило озаботиться статусом рабочего человека.

Вот работы наших современников. Лучшие работы, замечу. Победители конкурсов.
Подписывать названия работ и имена художников не буду, чтоб никого не обижать и не огорчать.

Тут есть более или менее удачные.

Но сами по себе эти работы - ответ тем раздражённым читателям, что под каждым моим постом о соцреализме пишут: «Ничего не умерло, хватит ностальгировать, совки! Всё будет ещё лучше!»

Может, со временем всё будет ещё лучше, чем в СССР, но не нужно быть высоким ценителем, чтобы понять, глядя на эти современные работы: это уже другая эпоха, это другие люди, у этих людей на картинах - другие глаза.

И это совсем другая форма подачи.

Чаще всего, не вполне близкая мне форма.

Соцреалистические полотна - если входишь в музейный зал - они сияют. Они озаряют пространство.

Тут что-то другое происходит. Совсем другая «химия».

Я смотрю на всё это задумчиво и со смешенными чувствами. Я не уверен, что художники, изображающие сегодня людей труда, любят, знают, понимают их труд.

Короче, резюмирую.

Мои извинения.

Ткачих, быть может, писали.

Но это какие-то другие «ткачихи».

После того, как их пишут, государатво потом старательно никому не показывает, что подобные работы есть. Или почти никому.

Соцреалистические полотна - через журналы, учебники, выставки, показы - узнавала натурально вся страна.

А теперь…

А теперь вот так.

Простите ещё раз: не хотел никого огорчить или задеть. Исключительно моя собственная точка зрения.

Но пока до соцреалистических мастеров мы в целом не дотягиваемся.

И претензии не к художникам, а к эпохе и её ценностям.















Один вопрос: вы способны влюбиться в этих персонажей?

Как невозможно не влюбиться в советских ткачих и почтальонов?

Вы (ваши дети) захотите быть похожими на них, дай Бог им всем здоровья?

соцреализм, современные художники, рабочие, культурная политика, Россия, СССР

Previous post Next post
Up