в порядке просветительской работы; нашёл в прессе

May 18, 2015 11:14

Четверо знаменитых писателей, проявивших себя в музыке

Заявление Захара Прилепина, что, выпустив альбом «Охотник», он намерен теперь всерьез заняться музыкальной карьерой, перестанет казаться экстравагантным, если вспомнить, сколько творческих личностей разрывалось между музыкой и словом. Причем речь идет не о знаменитых музыкантах, выпускающих мемуары «моя жизнь в искусстве», от Майлза Дэвиса до Кита Ричардса, и не о поэтах, которым сама природа их дарования предлагает запеть (и даже не о рок-поэтах, рискнувших поверить свои песни бумаге). Мы говорим лишь о тех, у кого «музыка и слово» на первый взгляд никак друг с другом не связаны.

1. Э.Т.А. Гофман (1776-1822).
Мы помним Гофмана как писателя-романтика, но сам он считал себя в первую очередь музыкантом - капельмейстером и композитором, вынужденным сочинять литературные произведения не в последнюю очередь потому, что для их «исполнения» не нужно собирать ансамбль. По счастью, сочинения Гофмана-композитора тоже сохранились и сейчас доступны на общеизвестных ресурсах. По ним сразу становится сразу понятно, почему Гофман заменил свое третье крестильное имя «Вильгельм» на «Амадей» (в честь обожаемого Моцарта, разумеется). Но если прислушаться, то понимаешь и другое: да, перед тобой - автор «Щелкунчика», «Золотого горшка» и «Кота Мурра».
https://www.youtube.com/watch?v=YH71-CDl4AU

2. А.С. Грибоедов (1795-1829)
«Гроибоедовский вальс» так же не нуждается в предоставлении, как и «Горе от ума». В действительности от Грибоедова сохранилось два вальса, причем второй более известный, - в двух вариантах. Сама эта вариативность говорит, что вальсы рождались как импровизации, прямо под пальцами - и можно лишь догадываться, сколько других композиций «другого Александра Сергеевича» остались незафиксированными. Очевидно, эти импровизации резко прекратились после 1818 года, когда левая кисть 23-летнего Грибоедова осталась изуродованной после дуэли. Грибоедов не захотел или не смог выбрать стезю профессионального композитора, сочиняющего ноты для других. Чем он занялся вместо этого - общеизвестно.
Заметим здесь же, что известная песня Александра Башлачёва «Грибоедовский вальс», хоть и написала в размере вальса, никакого отношения к Грибоедову не имеет.
https://www.youtube.com/watch?v=gGbQWz9p_fU

3. Ф. Ницше (1844-1900)
Нет ничего удивительного в том, что писатель-философ, дебютное сочинение которого называлось «Рождение трагедии из духа музыки», а последний проблеск угасающего сознания породил кощунственный (с христианской точки зрения) образ «Диониса распятого», был страстным любителем музыки и какое-то время, в возрасте между 18 и 21 годами, думал о себе как о музыканте и композиторе. (Как, впрочем, и некоторое количество современных молодых людей, именно в этом возрасте собирающих музыкальные ансамбли). Менее известно, что в числе его первых сочинений - песня на стихи Пушкина «Заклинание», а последний опус - «Гимн жизни» (1882) на стихи одной из первых европейских «эмансипе» Лу Андреас фон Саломе, которая, будучи родившейся в Петербурге дочерью эстонского генерала, считалась в Европе русской. Впрочем, музыкальная карьера Ницше практически иссякла много раньше, в 1872 году, когда его фортепианный дуэт «Манфред. Медитация» жестоко обругал Ганс фон Бюллов. Интересно, что имя этого техничного пианиста и композитора сейчас совершенно забыто (его вспоминают в основном потому, что Вагнер отбил у него жену - дочь Листа Козиму). В отличие от имени самого Ницше.
https://www.youtube.com/watch?v=vcvINsq1KSw

4. Борис Виан (1920-1959)
Писатель, наркоман, джазмен: занятия этого колоритного представителя послевоенной парижской богемы вспоминаются сейчас именно в такой последовательности. Между тем для современников дело обстояло ровно наоборот. Виан был известен в первую очередь как джазовый трубач, участников профессиональных бэндов, подыгрывавший, в частности, Дюку Эллингтону и Майлзу Дэвису во время их парижских гастролей. Мало того: одна его песня, антивоенный манифест «Дезертир», «точно попав в свое время» (она вышла в эфир 7 мая 1954 года, как раз во время ключевого сражения Первой Индокитайской войны), стала международным хитом, будучи перепетой разными исполнителями на разных языках. Мало кто знал, что автор возмутительного (и жадно покупаемого) романа «Я пришёл плюнуть на ваши могилы» Вернон Салливан и Борис Виан - один и тот же человек. Слава писателя, как часто бывает, пришла к нему посмертно. Чему, возможно, способствовали и обстоятельства смерти: Виан умер прямо в кресле кинозала на премьере фильма по книге «Я приду плюнуть на ваши могилы» - из титров которой он потребовал убрать свое имя.
https://www.youtube.com/watch?v=gjndTXyk3mw

"Охотник"

Previous post Next post
Up