Всегда и во все времена люди понимали значение информации, особенно распространения идей для победы в войне. Ведь победа над врагом в первую очередь должна быть одержана в головах. Люди должны поверить в возможность победы, в правоту той стороны, за которую воюют, в необходимость сражаться ради ценностей, возможно, более дорогих, чем жизнь. Если же противник убедил солдат, что их сторона несправедлива, что у них нет шансов на победу, что сражаться незачем - это неминуемо приведет к поражению в войне. Можно сделать и более широкое обобщение: победа в любом противостоянии между группами людей, геополитическими силами в первую очередь требует идейной, информационной победы.
Ни для кого не секрет, что глобальная сеть Интернет является наиболее популярным и удобным источником получения информации, универсальным средством общения. Охват ее аудитории - от школьника до пенсионера. Возможности Интернета позволяют оперативно освещать происходящие в мире события в легкодоступном для пользователя и не требующем особых материальных затрат режиме, помогают выражать свои мысли, устанавливать новые дружеские связи между людьми, которых разделяют культурные и возрастные барьеры, государственные границы и физические расстояния. Однако многие обыватели порой не задумываются, что наличие широких коммуникационных возможностей сети, постоянного роста пользовательской аудитории привело к тому, что на сегодняшний день именно Интернет является основным плацдармом ведения информационного противоборства конфликтующих сторон с целью установления собственного доминирования в информационном пространстве и права распространения необходимых социально-политических концепций среди населения как своей страны, так и других государств.
Сеть предоставляет широкие возможности в плане оказания влияния на формирование общественного
мнения, обоснование принятия политических, экономических и военных решений.
Общественные объединения, организации, отдельные пользователи имеют возможность без ограничений задействовать ресурсы интернета (сайты, блоги, социальные сети и т.п.) для публикации специально подготовленной информации разной направленности, в т.ч. и альтернативного изложения взглядов на происходящее, политику и историю. А если злоупотребить свободой массовой информации? Т.е., по заказу целенаправленно и методично размещать нужные материалы на разных участках сети, придерживаться установленной политики на дискуссионных площадках. Подобные активные действия неминуемо приведут к формированию определенного общественного мнения вне зависимости от темы. В терминологии интернета такая технология называется астротурфингом.
Астротурфинг (англ. Astroturfing) - это использование сложного программного обеспечения с целью заглушить мнения реальных пользователей на интернет-форумах и подменить их мнение на иное, так сказать, нужное.
Находятся заказчики, готовые платить за то, чтобы фабриковать отзывы людей и формировать общественное мнение в нужном для них ключе. В этом легко можно убедиться, набрав в любой поисковой системе фразу «постинг за деньги». Формируются целые команды профессионалов (астротурферы), зарабатывающих деньги на том, что в комментариях расхваливают или ругают какую-либо фирму, услугу, товар. А порой - политиков, страны, экономики. «Комментарии - это то, что делает информацию социально значимой» - сетевая истина. Именно по причине доверия читателей к комментариям астротурферы очень эффективны в манипулировании общественным мнением по любым коммерческим либо политически значимым вопросам.
Одним из известных исследователей этого явления является Джордж Монбиот, блоггер и журналист газеты «The Guardian» (Великобритания). Он обнаружил, что астротурфинг уже давно используется крупными корпорациями для продвижения товаров и идей: «Анонимность всемирной паутины дает компаниями и правительствам просто великолепные возможности проводить астротурфинговые операции: поддельные, ориентированные на широкие массы простых людей, кампании, которые создают впечатление, что большое количество людей требует чего-то конкретного или выступает против чего-то определенного».
Суть астротурфинга заключается в следующем: профессиональный пропагандист регистрирует на себя сразу множество псевдонимов на каждом значимом форуме, на новостных сайтах, в социальных сетях. Получив заказ на продвижение определенных идей, он начинает добавлять соответствующие комментарии, вступать в дискуссии, отстаивая определенное мнение от имени множества людей сразу. Таким образом достигается преобладание заказанной точки зрения на дискуссионной площадке.
Эта технология эксплуатирует сразу несколько принципов: анонимность интернета, доверие читателей к комментариям, стремление множества людей следовать «моде» и принимать точку зрения большинства (в данном случае, фиктивного).
Множество данных указывает на то, что индустрия сфабрикованных комментариев сегодня бурно развивается и у нас. Особенно это касается общественно-политической тематики, полемика по которой в последнее время ведется на всех ведущих дискуссионных площадках национального сегмента сети Интернет. По сути, на глазах пользователей развернулась широкомасштабная информационная кампания.
Анализ обсуждений на интернет-ресурсах позволяет выделить следующие основные направления в дискуссионной части:
Дискредитация органов власти и главы государства
Главный аргумент в этом - неэффективность социально-экономической модели общества (не с чем сравнивать). Основная идея - создать веру в контрпродуктивную деятельность Главы государства как главного и единственного виновника сложившейся политической и экономической ситуации в Беларуси, зависимость и непрофессионализм административно-управленческого аппарата.
ННарушение прав человека в Беларуси
Аргумент - запрет на проведение массовых мероприятий, привлечение к административной и уголовной ответственности представителей оппозиционных структур. Идея - наличие в Беларуси диктаторского режима и, как следствие, политзаключенных, формирование образа деятельности КГБ, МВД как основного орудия политических репрессий.
Тенденциозная интерпретация белорусско-российских интеграционных отношений
Аргумент - потеря независимости Беларуси. Астротерферами распространяется информация об «управлении» Главой государства из Кремля, об имперских амбициях России, о превращении Беларуси в одну из ее провинций.
Создание образа катастрофы в Беларуси
Основная идея - в Беларуси все плохо и очень плохо. Во всех сферах, во всем, везде и всегда.
Дискредитация системы выборов в Беларуси, призывы к проведению очередной «Площади»
Утверждается, что все выборы фальсифицируются, поэтому единственным способом установления «истинно народной» власти являются массовые протесты.
Дискредитация традиционных СМИ
Поскольку общая картина, рисуемая астротурферами, полностью противоречит данным традиционных СМИ, последние объявляются «лживыми», а собственная картина, соответственно, «истинной».
Опять же исходя из анализа комментариев лиц, высказывающих мнения подобной направленности на форумах (ни в коем случае это не касается пользователей, высказывающих собственное мнение), можно обозначить основные приемы астротурферов в своей работе:
Эффект массовости
Мнение, высказываемое 1-2 людьми, это не то же самое, что мнение, высказываемое десятками и сотнями людей. Вероятно, читатель сочтет куда более внушающим доверие то мнение, которое высказывается подавляющим большинством участников, а не одним, пусть и очень активным.
Существует множество несложных приемов, позволяющих скрывать свою настоящую личность в Интернете и писать сообщения от десятков разных имен. Соответственно, профессиональный астротурфер может высказывать мнение от одного имени, поддерживать это мнение от другого и спорить с оппонентами от третьего, четвертого, пятого и т.д. Количество ограничено только трудолюбием специалиста и временем, необходимым на написание сообщений.
Групповые действия
Если один астротурфер не справляется, например, встречает серьезное несогласие со стороны настоящих пользователей, он может попросить помощь у товарищей по команде. Таким образом, силами нескольких профессионалов можно перекрыть мнение даже очень значительного количества реальных пользователей.
Маскировка
Очень важно для астротурфера - ничем не выдать свою сущность. Для этого составлены целые методические пособия, советующие, например, не посылать сообщения через равные промежутки времени, не использовать зарегистрированные имена пользователей в одном и том же порядке, не писать во множество тем от одного имени, менять стиль ответов и т.д. /
http://постинг-за-деньги.рф/ Дискуссионные приемы
Астротурферы используют разные способы ведения дискуссии, чтобы выходить победителями из любого спора. Давно известно, например, что лгать гораздо легче, чем опровергать ложь. Потому что ложь придумывается на ходу, а истинные данные нужно искать и анализировать. При активном сопротивлении со стороны пользователей астротурферы нередко начинают прыгать с темы на тему или вовсе переводить разговор в плоскость взаимных оскорблений и даже личных угроз.
Слова-паразиты, запоминающиеся слоганы
Астротурфинг дает прекрасные возможности для внедрения в обиход определенных слов-паразитов, слоганов, лозунгов и пр. Наиболее яркие примеры - «Ш.О.С.», «ТНП», «Папаколи», «Сыходзь», «ВДЛ» и т.п., которые путем многократного повторения заставили выучить большинство пользователей, независимо от их желания и отношения к происходящему.
Накручивание рейтингов
В Интернете пользователям нередко предлагается проголосовать по какому-то вопросу, поставить плюс или минус какой-то идее или высказыванию. Тут настоящий простор для астротурферов, поскольку, в отличие от написания сообщений, многократное голосование является не творческой, а чисто технической проблемой. В результате противоречащие идеям заказчика высказывания, пользователи, статьи всегда получают отрицательный рейтинг, свои же идеи, наоборот, выходят в лидеры по популярности.
Наверное можно было бы выделить и добавить иные направления общественно-политических дискуссий и приемы астротурферов, но главное - надо признать, что астротурфинг непосредственно коснулся и белорусской аудитории пользователей Интернета.
Кому он выгоден, можно только догадываться. Недавние события в Украине, Грузии, Молдове, Кыргызстане убедительно указывают, что основным «автором сценария, генеральным продюсером и режиссером» являются США. Сейчас вот взялись за Ближний Восток и Россию. В работу включились купленные астротурферы, которые не только пишут, но еще и снимают, монтируют и в выгодном свете все это размещают, а точнее, пусть и грубо, вываливают в Интернет. Этот поток информации падает на неокрепшие или находящиеся в стадии трансформации мозги потенциальных и реальных революционеров, и эти деятели начинают плясать под дудку астротерферов и их работодателей.
С сожалением приходится констатировать, что Интернет больше не является той свободной доверительной площадкой для обмена мнениями и информацией, которой он был всего несколько лет назад. Заблуждаться на этот счет сегодня очень опасно.
Пример астротурферского "мусора" в Интернете
/
http://www.youtube.com/watch?v=ML-0v9Ii8TQ/