Спасение души совершается Богом, когда она к тому будет готова. Ведет к этому моменту путь подвига и напряженной борьбы. На этом пути человек делает все от него зависящее, что бы привести душу в состояние позволяющее Богу ее спасти.
Начало пути - крещение. Оно открывает путь к обновлению человеческой природы. В крещении происходит, в том числе, разрыв метафизического союза с диаволом. С этих пор диавол изгоняется изнутри человека, продолжая на него воздействовать из вне, но уже не как властелин, а как искуситель. До тех пор пока мы подвержены влиянию страстей, мы не способны к прямому восприятию Благодати.
Место духовной битвы - человеческое СЕРДЦЕ. В аскетике исихазма это место где сконцентрирована сущность человека или его ДУХ. УМ - это энергия души, которая проявляется в акте мышления. Рассудок и ум в антропологии исихазма это два различных самостоятельных начала. Исконная миссия УМА в непрерывном молитвенном общении с Богом. Его изначальное место обитания - СЕРДЦЕ.
РАССУДОК - это орудие познания мира, и он связан в интеллектом и областью головного мозга. В его работе задействованы все низшие познавательные способности человека, такие как воображение и память. Чувственное восприятие мира, есть одна из функций рассудка. Но это не есть процесс мышления, а лишь доставка сырья для него. И рассудок, и его телесный орган - головной мозг- инструмент познания, но не органы постижения.
Понятием РАЗУМ определяется совокупная деятельность УМА и РАССУДКА. Одно из катастрофических последствий грехопадения в том, что УМ человека отделился от СЕРДЦА, и соединился с РАССУДКОМ. И в таком состоянии он усвоил себе деятельность связанную с заботой о земном, и соответственно утратил свою природную способность к молитвенному созерцанию Бога. В свое нормальное здоровое состояние человеческая душа может прийти только после того, как будет восстановлено исконное устроение человека в котором, ум будет пребывать в сердце, а сердце в Боге.
Грех это раскол, изоляция ума от сердца, и растрата его энергии на предметы тленного мира. Восстановление души, ее целостности, возможно только сверхъестественным способом, при помощи Благодати. Главным же средством стяжания Благодати есть сведение УМА в СЕРДЦЕ, чему и служит умно-сердечная молитва. Без ума сердце слепо, оно лишено руководства. А УМ в его нынешнем положении, рассеян вне сердца, по всему миру, в самых разных помыслах. Здесь начало дисгармонии жизни человека. Не понимание этих основ, сводит на нет молитвенную практику многих христиан. Молитва ценна не сама по себе, а в тем, что должна привести душу в правильное, гармоничное устроение, т.е свести ум в сердце.
Главный труд во внутренней брани - подвиг трезвления (внимания ко всем процессам происходящим внутри наших ума, воли, и чувств) . Здесь средоточие наших усилий. Требуется низлагать не только явные, греховные помыслы, но и все естественные помыслы и ощущения, как бы тонко они не маскировались под мнимую праведность, потому что они разрушают соединение ума с сердцем. Если не будет постоянного бдения над мыслью и чувством, то тщетны будут все наши добрые дела и бесполезна сама наша вера. Молитвенное трезвление, настойчивые усилия воли, это время борьбы для навоначальных. Что бы победить, нужна ПОСТОЯННАЯ обращенность УМА и СЕРДЦА к БОГУ. Если уменьшается ревность ослабевают намерения, то бездействует и Благодать. Насколько очищается сердце, насколько оно и просвещается.
Под очищением сердца подразумевается исцеление Мыслительной, Раздражительной, и Желательной силы души.
МЫСЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА - разумная способность, дух разум, рассудок, словестность, мышление. Это разумная, словесная познавательная сила души.
РАЗДРАЖИТЕЛЬНАЯ СИЛА- чуственно-эмоциональная способность. Это чувственная, яростная, гневная, ревностная, мужественная эмоциональная сила души.
ЖЕЛАТЕЛЬНАЯ СИЛА - волевая способность. Это вожделевательная, похотная, деятельная сила.
Эти три силы образуют две части души. Первая сила - ее РАЗУМНУЮ часть, а две последние ее СТРАСТНУЮ часть. Первая, разумная сила отсутствует у животных, и присутствует у человека. Две нижние силы роднят нас с животным миром. Но, если к животных они действуют грубо, то у людей более тонко.
Всеми тремя силами владеет ДУХ человека. Дух будучи личностным и сущностным центром души, образует самое ядро духовного сердца. Все три силы души призваны пребывать в гармоничном устроении. Но мы пали, оно нарушилось. Ум забыл Бога, соединился с рассудком, и «заземлился». Чувства и Воля стали закованы в узкие рамки сладострастия, самолюбия и находятся под тиранией страстей. Пока эти начала не очищены - соединение с Богом и восприятия Вечной Жизни невозможно.
Лечение может быть только комплексным, все три части освящаются молитвой. Есть и своя специализация: Воля вручается аскезой, Чувства - любовью, Ум преимущественно трезвлением и молитвой. Аскеза включает в себя не только послушание и воздержание, но и умственной пост. А именно, воздержание от лишней информации, ограничение во внешних впечатлениях, переживаниях и общении. Всестороннее воздержание, начиная от потребностей плоти, заканчивая потребностями в информации, есть условия очищения внутреннего человека. В монашеском идеале это полное устранение от мира, для мирян максимально возможное следование этому правилу. Плодом такой аскезы, и ее логическим результатом, должно быть то, что у Отцов Исихастов называется «начальным бесстрастием». Тогда в очищенную и освобожденную от страстей бесстрастную пустоту, начинает входить Благодать или НЕТВАРНАЯ ЭНЕРГИЯ БОГА. (прод следует)