Так случилось, что ко всем нашим приключениям добавился неправильный налоговый класс (о классах можно, например, почитать
здесь и
здесь). У нас должен был быть 3/5 (мужу 3, а мне, как безработной - 5), а когда мой супруг получил выписку по зарплате, то оказалось, что ему проставили первый, словно бы он не женат…
Что делать, пришлось идти в
Finanzamt. Ниже приведены полезные ссылки об этом ведомстве и его программах по упрощению жизни населению:
Мы не знали, какие документы нас могли спросить, поэтому взяли с собой все тот же набор документов, что и на Голубую карту.
По указанному адресу мы были около половины одиннадцатого. В Servicezentrum было удивительно мало народу.
Процедура выглядела следующим образом: при входе есть стойка информации, где сидят два человека. Приятная женщина выслушала нас, а затем на хорошем английском языке сказала, что нам необходимо заполнить анкету (тут же перед нами возник листок), взять номерок и ждать.
Мест для сидения со столиками предостаточно, поэтому мы выбрали один из них и стали заполнять. Нам понадобились наши паспорта, идентификационные номера и дата свадьбы.
Через 10 минут нас вызвали.
У каждого служащего свой стол, отделенный от других перегородками. Обозначение «окошек» буквенное. С нами беседовал мужчина средних лет со средним английским, поэтому периодически у нас возникали недопонимания. Мы обрисовали ему нашу ситуацию, он в свою очередь заглянул в базу и обнаружил, что у нас стоит класс 4/4, а на выписке зп - 1. Он очень удивился, попросил наши паспорта, заполненную анкету и исправил у себя в базе. Новый налоговый класс начался со следующего дня.
Чтобы вернуть переплаченные деньги, нам выдали налоговую декларацию, состоящую из трех разных многостраничных зеленых брошюр. Более того, к ним прилагалось еще несколько документов, в которых следовало указать свой доход в России на прежнем рабочем месте, отправить в Россию, чтобы на этой бумаге проставила штамп налоговая, а затем все бумаги (и декларации и эту бумагу) сдать в налоговую до 31 мая. Также нам выдали рекламку их электронной системы Elster, ссылку на которую можно найти выше. Так как мы не очень хорошо друг друга поняли, то к нам пригласили еще одного специалиста, который лучше владел английским, и который все нам объяснил.
В общей сложности мы провели в налоговой минут 40. На выходе взяли еще несколько копий декларации, на тот случай, если первую мы испортим.
Теперь перед нами стояла задача по заполнению декларации и возвращению всего что можно и чего нельзя. Но это уже совсем другая история.
Напоследок несколько полезных ссылок:
Update. 04.02.2016
В новом году ничего не изменилось - классы так и не поменяли, более того, зп перестала поступать на счет, тк "налоговый инспектор мог что-то не подписать". После разбирательств в бухгалтерии деньги все же пришли, но опять все было посчитано по старому, неправильному классу. Оказалось, что с этой проблемой столкнулись не мы одни: на
форуме уже было бурное обсуждение. Предстояло снова идти в налоговую или звонить туда вместе с бухгалтером.
Однако, после звонка с приходящим бухгалтером в налоговую, выяснилось, что там как раз классы поменяли, а вот внешняя компания, которая занимается бухучетом и налоговыми консультациями у работодателя не запросила в новом году сведения о смене налоговых классов и сказала, что это сотрудник должен был их известить заранее о смене налогового класса. После такого разговора очень хотелось плюнуть на все, развернуться, собрать вещи и уехать домой. Мы же еще оказались крайними, хотя в декабре месяце поставили на уши и налогового инпектора и приходящего бухгалтера, которая и должна была заниматься этим вопросом. Поэтому будьте внимательны и без конца напоминайте о себе, уточняйте, пишите письма и требуйте письменных ответов и подтверждений!
Update.
После февральского звонка ничего не изменилось. Бухгалтерская компания, с которой сотрудничает работодатель, упорна считала все по старому классу и никакие звонки и письма не действовали. 26.02.2016 мы снова отправились в Finanzamt, где снова отсидели в очереди, а потом объясняли нашу проблему. Оказалось, что действительно, в Finanzamt стоял нужный налоговый класс - 3/5, а в фирме числился 4 (все это нам показали в ведомстве). Что было сделано: выдана неофициальная (!) бумага в которой был прописан налоговый класс, но сзади была приписка, что для это бумага только для сотрудника, но не для работодателя. Почему? Также еще раз был при нас изменен класс с 4/4 на 3/5. Кто виноват - разработчики программы, у которых в одном и том же поле, но в разных окнах выпадают разные данные.
Самое интересное обнаружилось в тот же день дома - в почтовом ящике лежало письмо с точно такой же бумагой, как нам выдали в ведомстве. Письмо было отправлено 24.02.2016.
На данный момент (15.03.2016) мы еще ни разу не получили правильного расчета, все выписки по заработной плате были с ошибками.
Вернут ли нам деньги? Да, но только после сдачи налоговой декларации, которая, само собой разумеется на немецком и состоит отнюдь не из одного листа.
Всем удачи!