Когда я стал основным пономарем, то быстро стал замечать, что службы становятся для меня именно "пресными". Тогда я начал активно читать доступную литературу по литургическому богословию на русском языке. Дотянулся до всего чего только смог. Но, со временем, она закончилась и встал вопрос "что дальше?" Для себя решил, что вмест знания внешнего обязательно должен прийти личный мистический опыт богообщения. Иначе я просто покину Церковь.
И пришел этот личный мистический опыт богообщения? Само по себе это выражение довольно неопределенно, как мне кажется, и можно под ним много чего разного понимать.
Трудно сказать о этом опыте как свершившемся. Скорее он "приходит". Главное ведь для человека церковного оставаться в традиционном понимании Писания? Хотя и под этой формулировкой можно понимать много чего разного. :) Вспоминаются сразу сирийские Ефрем и Исаак, цитировавшии свое Писание, бытовавшее в их местности и до нас не дошедшее.
Ну вот если лет 10 назад я всерьез подумывал о православии - сейчас я от него очень далек, стал убежденным протестантом. Каплей, переполнившей чашу, стала книжка "Несвятые святые" архмнадрита (теперь - епископа) Тихона Шевкунова :)
На Западе православие находится в очень жесткой конкурентной борьбе. У нас - в тепличных условиях (в 90-е было множество сект, но и их истребили). А если нет конкуренции - то гибель гарантирована.
По-моему, это очень неудачный пример перехода (случайно сегодня тоже открыл Правмир и наткнулся). Сравним с похожей историей от католички, которая переметнулась после того, как "в одну ночь изменился чин мессы" (тоже вроде на Правмире было).
Герой статьи просто нуждался в ритуале, мне кажется. Если бы в его протестантской церкви ввели бы жесткий обряд, его бы все устроило.
"Если бы тогда вы зашли в нашу квартиру, вы не увидели бы никаких признаков, что здесь живут верующие люди… никаких. Разве что Библию на тумбочке…" - я уж понадеялся, что теперь его квартира наполнена сирыми и убогими, но нет, он просто купил икону...
Вот если бы по аналогичным причинам кто-то перешел в обратном направлении, его б общественность осудила: ничего он, дескать, не понял в правой вере, повелся на финтифлюшки. А тут вот прямо духовный рост и чудеса в решете. Спасибо хоть, сквернословить перестал.
В результате получается, что "высокое богословие" или мистика святых отцов - сами по себе, а церковно-приходская обстановка с "комбинатом религиозно-потребительских услуг" - сама по себе, и эти две действительности отстоят друг от друга, как небо от земли.
Да нет же, не в этом дело. Этот парень, американец, в своей статье всё точно описал:
Участвуя в жизни Церкви и продолжая читать, я совершенно изменил свой взгляд на мир. Внезапно я начал во всём видеть повод для того, чтобы благодарить Бога. Присутствие Христа пронизывало всё. Мир приобрел иной смысл; впервые в жизни я начал - я говорю «начал», но я и теперь всё еще начинаю - любить других людей. Мы с женой значительно быстрее стали выходить из конфликтов.
Господь призывает, а "высокое богословие" и церковная коммерция, как две крайности - обе дрянь.
Comments 20
Когда я стал основным пономарем, то быстро стал замечать, что службы становятся для меня именно "пресными". Тогда я начал активно читать доступную литературу по литургическому богословию на русском языке. Дотянулся до всего чего только смог. Но, со временем, она закончилась и встал вопрос "что дальше?" Для себя решил, что вмест знания внешнего обязательно должен прийти личный мистический опыт богообщения. Иначе я просто покину Церковь.
Reply
Само по себе это выражение довольно неопределенно, как мне кажется, и можно под ним много чего разного понимать.
Reply
Главное ведь для человека церковного оставаться в традиционном понимании Писания? Хотя и под этой формулировкой можно понимать много чего разного. :)
Вспоминаются сразу сирийские Ефрем и Исаак, цитировавшии свое Писание, бытовавшее в их местности и до нас не дошедшее.
Reply
Reply
Каплей, переполнившей чашу, стала книжка "Несвятые святые" архмнадрита (теперь - епископа) Тихона Шевкунова :)
На Западе православие находится в очень жесткой конкурентной борьбе. У нас - в тепличных условиях (в 90-е было множество сект, но и их истребили). А если нет конкуренции - то гибель гарантирована.
Reply
Reply
Reply
Reply
Герой статьи просто нуждался в ритуале, мне кажется. Если бы в его протестантской церкви ввели бы жесткий обряд, его бы все устроило.
"Если бы тогда вы зашли в нашу квартиру, вы не увидели бы никаких признаков, что здесь живут верующие люди… никаких. Разве что Библию на тумбочке…" - я уж понадеялся, что теперь его квартира наполнена сирыми и убогими, но нет, он просто купил икону...
Вот если бы по аналогичным причинам кто-то перешел в обратном направлении, его б общественность осудила: ничего он, дескать, не понял в правой вере, повелся на финтифлюшки. А тут вот прямо духовный рост и чудеса в решете. Спасибо хоть, сквернословить перестал.
Reply
Reply
Да нет же, не в этом дело. Этот парень, американец, в своей статье всё точно описал:
Участвуя в жизни Церкви и продолжая читать, я совершенно изменил свой взгляд на мир. Внезапно я начал во всём видеть повод для того, чтобы благодарить Бога. Присутствие Христа пронизывало всё. Мир приобрел иной смысл; впервые в жизни я начал - я говорю «начал», но я и теперь всё еще начинаю - любить других людей. Мы с женой значительно быстрее стали выходить из конфликтов.
Господь призывает, а "высокое богословие" и церковная коммерция, как две крайности - обе дрянь.
Андрей
Reply
Leave a comment