Вокруг Правмира (pravmir.ru)

Jul 11, 2019 21:58

С удивлением узнал о том, что отец Александр Ильяшенко, стоявший у истоков создания портала "Православие и мир" и лично мне симпатичный, сделал официальное заявление о прекращении с ним всякого сотрудничества. Но особенно поражают разные комментарии, которые, как мне кажется, могут немного приоткрыть истинные причины происшедшего (в публикации прот. Владимира Вигилянского), учитывая еще и реплику одного из сотрудников СИНФО В. Кипшидзе, упомянувшего о некой "неправославности" правмировских публикаций:

- То, что Правмир стал главным рупором церковных "либералов" в худшем смысле этого слова, мне стало окончательно очевидно еще в 2013 году и тогда я порвал с ним любые отношения. Очень странно, что отец Александр осознал то же самое только сейчас, но лучше уж поздно, чем никогда (Аркадий Малер).

- Наконец-то! Я открыла для себя этот сайт в начале 2012 года и тогда же через пару месяцев и закрыла. Уже тогда там во многих публикациях была ересь на ереси и ересью погоняла. Отцу Александру спасибо. Лучше поздно, чем никогда.

- После того, как ПРАВМИР опубликовал материалы в защиту содомитов, обхожу стороной этот сомнительный сайт
(это только поверхностная выборка комментариев).

При этом, когда задаются вопросы: какие ереси исповедуются на Правмире? ГДЕ там защищались содомиты? - разумеется, никаких вразумительных ответов не следовало.
Конечно, после всего этого о. Александру как настоятелю храма и просто известному священнику чувствовать себя наверняка неловко, и его можно по-своему понять (если не было еще каких-то факторов, о которых мне неизвестно, да и не очень хочется знать).
Я выражаю свою искреннюю поддержку редактору Анне Даниловой и желаю порталу выстоять всем бурям и смертям назло. Пусть растут и цветут разные цветы вокруг! Почему у нас до сих пор не могут понять простой вещи - что православие вовсе не предполагает "ходить строем" и петь в унисон, что единство христианского мира раскрывается в многообразии и разнообразии? Да, при жизни даже апостолы Петр и Павел не всегда находили друг у друга понимание. Единство между христианами разных взглядов очень часто обнаруживается уже, так сказать, постфактум, увы... Добавлю также, что если на сайте сохранится, как и прежде, рубрика "Ответы священников на вопросы", готов неизменно продолжать участвовать в этих ответах, что делаю регулярно последние семь лет как минимум (а начинал еще в 2006 году).

И вот еще комментарий отца архимандрита Саввы Мажуко:

"Товарищи! А ведь завтра день святых Петра и Павла, конце апостольского поста! А мне грустно, простите, мне так грустно, и надо бы держать грусть при себе, но я уже не могу. Предпочитаю делиться радостью, но что же мне делать, если напала печаль? Может, это старость приближается? Только вокруг столько печальных событий. Они меня расстраивают, я всего лишь человек, маленький белорусский батюшка, отчего же мне и не расстроиться? Товарищи, что у вас там происходит в столицах? Сперва сообщения о возможной оптимизации Сретенской семинарии, теперь травля сайта «Православие и мир». Вы чего? Зачем это всё? В канун праздника святых апостолов! Для меня этот праздник - свидетельство благословенного многообразия Церкви, возможности каждому найти свой стиль благочестия, свой ритм духовной жизни, не ломая себя под единственный неизвестно кем одобренный норматив. Православие может быть разным, и это не какая-то либеральная идея, это сама естественная тональность церковной жизни. И тут я читаю, что портал «Православие и мир» не соответствует каким-то православным нормативам. Каким нормативам, кем сформулированным? Откуда такая категоричность? Слава Богу, у нас сейчас множество православных сайтов на любых языках, десятки, а может и сотни пишущих священников и мирян, - это просто прекрасно! Каждый может найти своего автора или группу единомышленников, мы уже не в гетто, которое знало лишь «Журнал Московской патриархии», и зачем искать этой ненужной, удушающей унификации, когда даже век апостольской церкви, не такой многолюдный, как сейчас, знал большее разнообразие стилей благочестия и богословских мнений, чем наше многоликое православие. Несколько лет назад для меня провели экскурсию по Сретенской семинарии, и я был в восторге! Это уникальное учебное заведение со своей особой атмосферой, так не похожее на Московскую семинарию или Тихоновский университет, где я учился. И это прекрасно! Зачем же убивать эту едва появившуюся школу и традицию безликой унификацией да ещё и в канун праздника церковного многообразия? Откуда это яростное желание заявить свою монополию на истину, авторские права на Православие? Мне кажется, мы сейчас переживаем в нашей церкви кризис доверия, именно доверия. Когда его нет, начинается «московская ругань», как это называла покойная Марина Андреевна Журинская, вместо атмосферы доверия - взаимное заподазривание и деление по сектам, духовникам, отделам и епархиям. Но ведь это не правильно! Отец Сергий Булгаков в одной из своих речей на юбилей Сергиевского института в Париже говорил, что все достижения парижской богословской школы стали возможны только потому, что митрополит Евлогий, создал в своей епархии атмосферу доверия, ведь только в доверии церковь бывает многоплодной, её жизнь расцветает невероятными красками, приходят новые люди, новые идеи, сама церковь молодеет и раскрывается по-новому. Да, и ошибки бывают, и ереси появляются, но они и так появятся, но вот справиться с новыми соблазнами сможет только молодая церковь, молодая и свободная, выросшая в доверии, без окриков и заподазривания, без угроз и обвинений. Конечно, это две разные истории. Сретенская семинария это системная проблема, и я об этом неоднократно писал применительно к жизни монастырей. Ты можешь быть очень хорошим игуменом, собрать живую и крепкую общину, но «контрольный пакет акций» всегда у правящего архиерея, человека, чаще всего чужого, и даже если он благослоклонно настроен по отношению к братству, нет никаких гарантий, что тот, кто придёт к нему на смену, продолжит его курс. Такова нынешняя каноническая ситуация. Она не позволяет осуществиться в церкви ни одному долгосрочному проекту, который бы предполагал накопление - опыта, средств, людских ресурсов. История со Сретенской семинарией показывает, что это накопление невозможно и относительно богословской школы. Поменять эту систему могут только епископы, но они не предпринимают никаких шагов. С другой стороны, такая встряска полезна: если сретенская община не достаточно зрела, чтобы отстоять свою уникальность, значит, пропадёт, и так ей и надо. Здоровье организма узнаётся в способности сопротивляться. У Сретенской школы достаточно цивилизованных средств, чтобы себя отстоять. А за «Правмир» должны вступиться и авторы, и читатели. Возможно, даже придётся сделать работу над ошибками. А у кого их нет? Но говорил и буду говорить: портал «Православие и мир» - уникальный проект, и он стоит того, чтобы за него боролись!"

(отсюда)

жизнь церковная, полемика

Previous post Next post
Up