...несколько вечеров подряд видел полную Луну, которая сейчас уже должна будет пойти на убыль. Первое полнолуние после весеннего равноденствия. В воскресный день после этого полнолуния, согласно постановлению первого Никейского собора, должна быть Пасха. Она и будет у западных христиан в ближайшее воскресенье!
Но по юлианскому календарю, за который до сих пор держатся все православные церкви, кроме Финской, весеннее равноденствие как всегда будет фиктивным и наступит лишь 3 апреля. Форма, пусть и устаревшая, дороже сути?
Правда, тут со стороны православных выдвигается избитый аргумент насчет того, что нельзя Пасху праздновать с иудеями или раньше них. Впрочем, из истории известно, что, например, в годы 328, 343, 347, 370, 394 и позднее даты еврейской Пасхи и Пасхи христиан совпадали (см. статью Д.П. Огицкого, «Проблема церковного календаря». - Богословские Труды. Вып. 4. М., 1968).! Тем не менее, никаких проблем из этого тогда не делали.
А по иудейскому календарю в этом году добавляется еще один дополнительный месяц, "Адар-2", поскольку год високосный. Поэтому первый весенний месяц Нисан после нынешнего полнолуния у них еще не наступает, а наступит лишь в текущем апреле, и их Песах в этом году 23 апреля. Но значит ли это, что их календарь должен являться главным критерием для определения православной пасхалии, и что православная Пасха во что бы то ни стало должна быть позже? Вот в чем основной вопрос-то. Суть остается все одна и та же: весеннее равноденствие, ближайшее после него полнолуние и воскресный день после этого полнолуния. Это коренится в Писании и решениях первого Собора.
Всё это, конечно, аргументы для того, чтобы обосновать празднование в соответствии с астрономическим временем. Если же указаниями астрономии пренебрегать, то тогда вообще о чем споры? Ну празднуем и празднуем, хоть летом, хоть осенью! Главное, чтобы отдельно от прочих, "сами с усами"...