""...Что такое «скрупул»? Некоторые словари переводят его с польского языка как «щепетильность», «застенчивость», «скромность». Все приведенные синонимы не отражают действительности. Перевод этого слова с латинского языка означает «маленький острый камешек», который дает преимущество на точных весах, которыми пользовались ювелиры. Короче, речь идет о какой-то мелкой вещи, которая становится очень важной и не дает нам спокойно жить. Скрупулезный человек - это тот, кто может обвинять себя за самые мелкие вещи. Чаще всего имеем дело с верующими людьми, которым необходима консультация психолога, ведь им порой становится просто невыносимо жить.
Скрупулезный человек винит себя в грехах, которых практически нет. Им движет только страх, и он видит во всем и везде проявление зла. Этот страх сидит исключительно в голове скрупулянта. Первым признаком такого человека является тетрадь с записью сотни грехов, которые нужно читать на исповеди от тридцати минут до часа, учитывая то, что предыдущая исповедь была несколько дней или недель назад. Такой человек не может толком покаяться, ибо это невозможно - исправиться из всего того, что он написал в тетрадке.
Скрупулы бывают временными или стойкими. В первом случае помощником станет трезво мыслящий человек, который покажет факты и все поставит на свое место. В случае стойких скрупул, помочь может психолог или опытный духовный руководитель, который сталкивался с этой проблемой. Так или иначе, скрупулянту сложно справиться со своими эмоциональными проблемами самостоятельно. Необходим другой человек. На уровне разума скрупулянт все хорошо понимает, может даже помочь другим и дает мудрые советы. Однако относительно себя этот интеллектуальный анализ бессилен.
Иногда сложно отличить скрупулянта от человека с впечатлительной совестью, что является признаком глубоких отношений с Господом. Скрупулянт практически не может успокоиться. Если в нормальном случае подготовленная и искренняя исповедь приносит человеку покой и радость, то скрупулянт сразу же переживает, все ли он сказал. Он постоянно сосредоточен на себе. Можно сказать, что в каком-то смысле речь идет о грехе эгоизма, который превращается в патологию. Скрупулянт думает не о Господе, а о своем совершенстве. А поскольку его там и близко нет - ему становится страшно. Скрупулянта нелегко в чем-то убедить, потому что он не слушает других людей, а сконцентрирован на своих идеалах и проблемах.
Господь дает верующим деликатную совесть и призывает трудиться даже, казалось бы, в незначительных делах. Но нужно, чтобы в первую очередь решались темы с тяжкими грехами или серьезными проблемами. У обычного человека, как правило, есть несколько проблем, которыми он занимается. У скрупулянта же все перемешано. Он видит у себя не 2-3 греха, а 200-300. Это парадоксально, но скрупулянт отделит муху и проглотит слона. Его волнует, что он взял в воскресенье иголку, забыл о сале в пятницу, что пришедшая в голову мысль неправильная. Однако не переживает, что живет в эгоизме, без всякой надежды, не намеревается никому служить, а занимается лишь своей праведностью. Конечно, я очень упрощаю образ скрупулянта, ведь на самом деле имеется много стадий и нюансов. Тем не менее, пытаюсь создать обобщенный портрет.
Психологи видят начало скрупулов в эмоциональных проблемах (болезненное детство, стрессы, перетруждение, фобии), или в доминировании интеллектуальной сферы над другими сферами человеческой природы. Верующие люди ищут причину в грехе эгоизма, в неспособности любить ближних, или в проблемах с верой в любящего и милосердного Бога.
Как помочь скрупулянту? Некоторые советуют два направления: через факты показывать неправду или кротко терпеть и оставаться с человеком, показывая, что он кому-то нужен. Разумеется, одно направление не исключает второе. Имею скромный опыт, но даже он показывает, что у скрупулянтов иногда нужно забирать тетради и показывать, что Господь совсем иной, чем им кажется. Так или иначе, но скрупулянт точно требует помощи другого человека.
Поиск грехов - это еще не христианство
Временами складывается такое впечатление, что христианство только и делает, что ищет зло и грехи. Мне часто приходится быть свидетелем, как верующие, услышав о новых или малоизвестных грехах, впадают в панику и занимаются активным копанием в себе в поисках этих грехов. Хочется обратить внимание на странный парадокс: даже если мы отыщем у себя абсолютно все грехи (что невозможно), то это не поможет нам становиться более Божьими.
Христианство - это, прежде всего, встреча с живым Господом. Когда мы Его ищем и узнаем, то Он постепенно показывает наши грехи. Можно вырвать из себя все зло, и остаться пустым, не имея любви и надежды, без Господа. Искание грехов без поисков Бога - это самосовершенствование, но никак не христианство.""
Я процитировал отрывок из статьи одного католического священника Спасибо одному из ЖЖ-френдов, поделившихся со мной этими рассуждениями.
Полностью читать здесь:
Вспоминаю шок, который я испытал, узнав от преподавателя догматического богословия, что святой Августин ни разу в жизни не исповедовался. Потом я часто думал об этом, хотя подспудно таилась надежда, что вдруг это не правда. Но в других источниках я нашел подтверждение этого факта.