Что бесплотные духи, сотворенные Богом, после падения уже не могут покаяться - один лишь раз они выбрали себе путь, служить Богу или противиться Ему. Что это общее место во всех «Законах Божиих» и у свв. Отцов, это ясно. Даже есть анафема Пятого Всел. Собора тем, кто думает, что наказание демонов и нечестивцев временное и будет иметь после некоторого срока свой конец, то есть что будет восстановление (апокатастасис). Но источник этих воззрений - откуда? Я нигде до сих пор не встречал никакого вразумительного обоснования.
Когда кто-то спрашивает, почему нас Бог не сотворил не способными к грехопадению, следует замечательный ответ: Ему не нужны зомби.
Тогда почему же с ангелами по другому? И почему бесам не оставлено покаяние?
Более того, в иудаизме такого представления об ангелах нет, но есть как раз противоположный, динамический взгляд на их природу! В Библии (Ветхом Завете) на сей счет тоже ничего не говорится однозначно. В частности, в одном из Мидрашей на библейскую тему о потопе можно прочесть следующее:
«Когда в эпоху, предшествовавшую потопу, люди, вместо Бога Живого, стали служить идолам, пред лицом Предвечного предстали два ангела, Шемхазай и Азаил. Видя скорбь Господа, они говорили:
- Властитель вселенной! Когда Ты созидал этот мир, не предостерегали ли мы Тебя, говоря: достоин ли человек, чтобы Ты помнил его, и сын праха, чтобы Ты милостью посещал его?
- Что же теперь с миром делать? - сказал Господь.
- Мы найдем для него другое назначение.
- А Мне, - отвечал на это Господь, - ведомо и несомненно, что, если бы вместо людей жили на земле вы, ангелы, искушение овладело бы вами еще легче и скорее, чем это случилось с родом человеческим».
Далее следует рассказ, как «сыны Божии» сошли на землю и стали входить к «дочерям человеческим» (см. Быт. 6, 1-4). [Не буду цитировать его, напомню просто о двух толкованиях по этому поводу - одно, согласно данному Мидрашу, как раз и подразумевало падение этих «сынов Божиих», то есть ангелов, с земными женщинами, от которых рождались исполины; другое подразумевает под «сынами» потомков Сифа, а под «дочерями» отпрысков Каина. Каиниты уже к тому времени развратились окончательно, а в потомстве Сифа еще держалось благочестие, но до тех самых пор, пока сифиты не соблазнились каинитками, - тут, значит, и увидел Господь, «что велико развращение человеков на земле»…] Вышеупомянутые Шемхазай и Азаил также взяли себе жен, и у Шемхазая родилось два сына-исполина. В этом Мидраше присутствует много разных фантастических моментов, но вот дальше говорится:
«Ангел Метатрон послал сказать Шемхазаю, что готовится потоп и миру грозит полное разрушение. Поднял голос свой Шемхазай и горько зарыдал:
- Горе мне, - вопил он, - что станется с моими детьми после разрушения мира? Чем они питаться будут?
А съедал каждый из них по тысяче верблюдов, тысяче лошадей и тысяче быков ежедневно».
Далее обоим сыновьям приснились сны, которые Шемхазай истолковал как предзнаменование близкого потопа, после которого выживут только Ной и его три сына.
Заканчивается Мидраш тем, что «Впоследствии Шемхазай раскаялся в земном грехе своем и добровольно покарал себя, повиснув в пространстве между небом и землей, где и висит поныне, вниз головой, в скорби покаянной. Азаил же не раскаялся и продолжает свое грешное бытие и поныне».
Отвлекаясь от всех этих фантастических деталей рассказа, вопрос остается открытым: откуда возник взгляд на необратимость и однократность выбора ангелов в пользу служения Богу или против него? В иудейских комментариях к Торе ничего подобного нет… А ведь в интерпретации текстов Пятикнижия христианство выросло из иудаизма; конкретно, из фарисейской традиции.