Мой дорогой друг
cmart выложил на днях под замком несколько цитат из проповеди о.Владимира Лапшина 2003 года, опубликованной в XIV выпуске альманаха ХРIСТIАНОС (Рига, 2005). Почему под замком - видимо, решил остеречься от вероятного потока безумных комментов: журнал-то у него сильно на виду, в том числе на виду у тех, кто был бы рад поводу пофонтанировать всякой гадостью на тему православия. (Чтобы было где посмотреть текст моим читателям,
cmart сбросил мне ссылку на
аналогичный, только без замка, пост в журнале
pretre-philippe.) Эта публикация оказалась неожиданной помощью мне вот в каком вопросе: наш алтарник
welder_kir при обсуждении вариантов темы ближайшей четверговой встречи в "эккле" предложил диспут под лозунгом "всегда радуйтесь" (I Фес.5,16). И я как-то застопорился: эта фраза ап.Павла - благодатнейшая тема для проповеди, но вот чтобы диспут получился, надо отталкиваться от чего-то еще - кроме. Теперь, благодаря
cmartу и вместе с ним о.Владимиру, у нас есть от чего отталкиваться. (Предисловие это здесь для того, чтобы было понятно: не гнев в адрес "протестантизма восточного обряда" является смыслом написания этого поста, а нечто гораздо более конструктивное.)
Да, действительно, есть депрессивная религия с черными платками и согнутыми от смотрения в землю позвоночниками, с ужастиками типа "стирала на Благовещение - от этого больной ребенок родился". После причастия (бывающего "из благоговения" раз в несколько месяцев, чуть ли не в год) день не едят мяса; в супружеские отношения если и вступают изредка, то с ужасом - что ж, мол, мы делаем, охальники; невычитанный из-за усталости акафист оставляет чувство неизгладимой вины. На такое благочестие, как дождь на суху землю, дивно ложатся всякие видения, предсказания, "предантихристова предпечать" и прочие последние времена.
Мы, конечно, такое псевдохристианство дружно осуждаем. От гнетущего состояния надо избавляться, надо обрести его противоположность: чувство радости и свободы.
О.Владимир: Мы пытаемся подменить христианство, превратить его в религию, построенную на страхе. Господь говорит: «Ну что еще Я должен для вас сделать, сколько еще раз Мне нужно распяться, чтобы вы поняли, что Я люблю вас, что не надо от Меня прятаться, что можно жить просто и радостно, не думая о своем спасении. Не думая о своем спасении, потому что Я вac уже спас, не думая, как откупиться за грехи - Я давно их уже простил. Лучше подумайте о том, как просто и радостно жить, как этой радостью поделиться с другими, как научиться прощать других». Ведь почему мы так трудно прощаем? Потому что мы не верим в то, что мы сами прощены. Почему мы не умеем любить друг друга? Потому, что не верим, что нас любят. Надо этому учиться. Господь хочет, чтобы мы научились жить Его любовью и Его прощением.
Как красиво, правда? Для кого-то, может быть, жутковато прозвучит идея - как это, мол, не думать о своем спасении? На самом деле можно, например, думать о своем замужестве, но не думать о женихе. И даже не любить его. И тогда попытка создания семейной жизни ничего не принесет, несмотря на то, что о ней много думали. Так что эти слова, если их вдумчиво воспринимать, вовсе и не ужасны.
Тут озадачивает другое. Господь хочет, чтобы мы научились жить Его любовью и Его прощением. Прекрасно. Вопрос: как?
Есть, думается мне, два направления поиска ответа на этот вопрос. Один - протестантский. Я верю, следовательно, я спасен. Можно жить и не напрягаться. Ну, не блудить там, не пьянствовать, посещать собрания общины, творить в разумных пределах дела милосердия, вести себя добропорядочным гражданином. И все, этого достаточно. Билет в Царство прокомпостирован, спасение с гарантией. Бывает даже еще проще: "если ты поверил всему, что здесь написано - до встречи в раю!". Все бы хорошо, но "уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы" (Мк 16.17-18). Можно еще про гору вспомнить, которая должна ввергнуться в море. И где это всё? Разве что языками новыми некоторые протестанты говорят, да. Совсем новыми. Бессмысленными и нечленораздельными. Можно, конечно, в связи с этим вопросом обозвать меня родом лукавым и прелюбодейным, который ищет знамения, но проблема от этого не снимется: если читать Новый Завет целиком, а не в виде агитационной нарезки цитат, становится понятно, что все несколько сложнее, нежели "поверил - значит, до встречи в раю". И что для того, чтобы стяжать подлинную веру, надо прилагать усилия. Может быть, в течение всей жизни. Не для того, чтобы начать демонстративно двигать горы. Не для того, чтобы обрести гарантированный ништяк и почивать на нем. А для того, чтобы самим избавиться от всего того, что мешает единству с Богом в любви, и еще для того, чтобы другим помочь в этом же. Говоря словами преподобного Серафима, стяжать Дух мирен.
И вот тут - это другой путь поиска ответа - необходима аскетика. Хорошо читать о плодах веры Серафима Саровского и Силуана Афонского, но не не надо эти плоды вырывать из контекста их жизни. Не надо забывать о том, какой путь они прошли, чтобы стяжать эти плоды. И что же - замкнутый круг? Возвращаемся к постам, канонам и акафистам, самобичеваниям в стиле "яко свиния лежит в калу"?
Да, именно туда я и советовал бы вернуться, только с уточнением смысла всего этого. Аскетика, борьба с грехами - но не ради того, чтобы отбиться от бесов на мытарствах. А для того, чтобы реально, а не на уровне лозунгов, научиться всему тому, о чем говорит отец Владимир Лапшин.