Мы не называем имен актеров, принявших участие в разговоре. Все они - студенты или выпускники Специализированного института искусств. Все работают в театре «Недослов». И по совместительству работают на заводе, в школе, в магазине, в досуговом центре, а одни из них - диджей. Они говорили, а сурдопереводчик озвучивал их ответы. К сожалению, эта запись не дает представления о разговоре - слишком многое дополняется жестом, выражением лица. В разговоре участвовали и их слышащие педагоги.
С. Кочерина. Драматургический фестиваль «Премьера» для начинающих авторов, пишущих пьесы. Проводится он уже в 10-ый раз. В рамках фестиваля существует проект Театр он-лайн, театр, который существует здесь и сейчас. В этом году мы спросили у драматургов, на какую тему они бы хотели написать короткие пьесы, что их волнует. Появились следующие формулировки: «Послушай меня!», «Тишина», «Замолчите»… От больших пьес, пришедших в этом году на конкурс, возникает ощущение, что в словесную шелуху ушло много важного, театрального. Люди говорят, говорят, и за разговором не видно ни драматургической структуры, ни живых чувств, ни боли человеческого сердца. И появилась идея создать показ без слов, либо с минимальным количеством слов. Поэтому мы обратились к вашему театру. Спектакли Вашего театра производят сильнейшее впечатление. Большинство наших авторов живут не в Москве, а в других городах и странах. Желающих участвовать очень много. Они хотят понимать, в каком русле им работать. Они боятся идти путем стереотипов: для слышащих людей есть некая стена, мы мало знаем о мире неслышащих. Повторять уже изложенные истории не хочется. Мы хотим спросить, о чем вы бы хотели рассказать в театре.
- О нашей нелегкой жизни. У неслышащих людей есть особый талант. Мы равные среди других. Сколько стараний мы в это вкладываем - и на этом все заканчивается. Кому что доказывать? Себе доказать?
- У неслышащих людей есть некая обида на жизнь - и сейчас, и в советские времена. Например, глухой человек, работающий на заводе. Обычно глухие работают лучше, чем слышащие, которые болтают. А неслышащему с кем болтать? Вот он и стоит на одном месте, занимается своим делом, выполняет свою работу быстрей и качественней. Но никто не обращает на это внимания, этим просто нагло пользуются.
- Я сама это знаю, поскольку я выросла в этом мире. Пользуются, и, что самое обидное… Последний раз я столкнулась с этим в Мосгорсуде. Я - переводчик при глухом человеке. Судья говорит что-то, а потом мне, как только я поднимала руку: «Можете это не переводить». Глухой может бесконечно вертеть головой, а люди спокойно разговаривают между собой. Я понимала, что я нахожусь на заседании Мосгорсуда, и взяла на себя смелость сделать судье замечание в корректной форме: «Этот человек, даже если он глухой, имеет право понимать все, что здесь говорится. Зачем в его присутствии говорить и просить переводчика это не передавать?»
- Очень нелегкая жизнь - и тогда, и сейчас. Есть стереотип, что глухие воры. А среди глухих есть много очень интересные люди, занимающиеся искусством. Но про них говорят, что они воры.
- Такое чувство, что мы, как индейцы, живем в резервации, в какой-то особой зоне. «Вот и живите там, не выходите оттуда».
- Про нас говорят, что мы воры. А откуда глухие узнают жизнь? Из мира слышащих. Не глухие придумали воровать, воровство процветает во всем мире. А глухие просто увидели это. Слышащим всегда было выгодно брать глухих на воровскую работу: заказчик использовал неслышащего и смылся, а тот остался и ничего не может поделать. Считают, что глухие дураки, слабы, не очень развиты, ими легко воспользоваться, легко просить что-то.
- Глухие говорят, что не могут общаться со слышащими. Был такой случай: пьяный слышащий сидит за столом на банкете. Видит - на том конце стола машут руками. «Смотрите, что я сейчас сделаю!» Подходит и начинает вмешиваться, начинается дебош и драка. А глухие же не могут так себя вести. После этого директор бара больше не приглашает глухих: «Больше сюда не приходите, вам сюда путь заказан». А причем здесь глухие? Глухие не могут позволить себе дорогие рестораны, а директору ресторана проще избавиться от бедных глухих. Они не понимают, что мы по-другому воспринимаем мир, но они не хотят этого знать, над нами издеваются и пытаются от нас избавиться.
- Жизнь глухого проще испохабить и убрать его с дороги. А самое обидное, что мы не можем возразить, доказать что-то.
- В целом про глухих больше говорят негатива. Но когда появляется слышащий, который учится с нами разговаривать, начинается совсем другая реакция: «Вот это да, куда я раньше смотрел, оказывается, вы очень интересные люди, вы ничем не отличаетесь от нас, вы даже лучше». Нам, конечно, очень приятно от таких слов.
- А один раз в деревне к нам подошел мужчина, в нетрезвом, конечно, состоянии: «Хочу с вами познакомиться, узнать ваш мир». Разговаривал с нами на разные темы… «А у вас неслышащие женщины есть? Есть? Ну слава Богу». И ушел! Думал, что неслышащими только мужчины бывают. Есть даже анекдот на эту тему: в метро на эскалаторе разговаривают двое глухих, машут руками. Рядом пьяный стоит: «Бедные… Вы не слышите? Ооо, плохо, плохо… А сексом можете заниматься? А, ну тогда все хорошо!»
- Нас не посвящают во многие проблемы, но мы тоже хотим все знать. Мы получаем самый минимум информации.
- Сейчас я не стесняюсь того, что я не слышу, а раньше очень стеснялся. В детском садике я понимал, что я не слышу, но я думал, что все такие. А в первом классе я осознал, что я не слышу, что я из другого мира. Я тогда на выходные ездил домой, в свою деревню, где было двое глухих, соседи. Они мне говорили, когда шла общая беседа: «Опускай руки, не надо разговаривать». Все знают, что я не слышу, но все равно: «Не надо разговаривать». Но сейчас я уже плюю на все это, я такой же как все.
- Когда я была маленькая, я думала, что я одна такая на свете. Я очень переживала, было не с кем общаться, а потом мама показала в метро других глухих. И я начала считать: еще двое есть, еще трое есть, еще десять… И я узнала, что существует много неслышащих. У нас меньше перспектив, чем у слышащих, а хотелось бы, чтобы было одинаково.
- Есть проблемы социального обеспечения. У глухих больше возможностей, чем у слепых, колясочников, а они ведь такие же, как и мы! Даже у нас больше возможностей, чем у слепых. Слепые говорят, что лучше быть слепым, чем глухим, что звук важнее. А мы, наоборот, считаем, что лучше быть глухим, чем слепым.
Как вы пришли в актерскую профессию?
- Автоматически! Через душу. Захотел - пришел.
- Я с 7 лет занимался в доме культуры общества глухих, после окончания школы были варианты, перспективы, думал стать зубным техником. Меня к этому не тянуло, я в математики и химии ничего не понимал. И я поехал в Москву, меня сразу сюда взяли, я закончил здесь институт и остался.
- Мы учились в Краснодарском крае, в станице Кавказской, в школе-интернате для слабослышащих, там был театр, организовывались выезды на гастроли. Еще мы в доме культуры занимались в танцевальной студии. Когда закончили, много ездили на выступления, и нам все советовали: поезжайте в Москву, здесь вас все уже знают, вы здесь не будете расти. И мы решили уехать. Нас больше интересовал танцы, пение, жестовая песня, а здесь появилась и драматургия - мы и не мечтали об этом! Поступили сюда в институт, Николаю кажется, что здесь все так мрачно, слепые, инвалиды, хочется домой уехать… А их мама просит: надо образование получать! Они остались. И со временем у нас открылись глаза, все стало так интересно!
- Учился в школе-интернате в Альмавире, вообще не думал о театре. Моя мама узнала, что в Москве есть такой институт, приехала посмотреть, смогу ли я здесь учиться. И я приехал, поступил, и все. Вступительные экзамены как у всех - стихи, проза, басня.
- Я, помню, читал басню «Мартышка и очки» и рассказ Чехова «Толстый и тонкий».
У слышащих молчание часто является средством наказания. Мама скажет: «Я с тобой за то, что ты сделал, разговаривать не буду».
- У нас тоже самое. Просто у вас слова, а у нас руки говорящие. Вы говорите губами, а мы руками. Неслышащий отворачивается от другого: «Не буду с тобой разговаривать». А тот его за плечи поворачивает: «Смотри!» Есть такой анекдот про семью слышащих и семью неслышащих. Слышащая семья ругается и перестать не может, а в неслышащей семьей жена свет выключает и спать ложится.
- Слышащие люди воспринимают английский язык как иностранный. А наш язык тоже иностранный, но, к сожалению, к нему относятся иначе, никто не хочет его учить. Они не понимают своей выгоды! Очень удобно: жуешь и одновременно разговариваешь.
- Когда-то негры добились равных прав. Надо сделать так, чтобы жестовый язык тоже стал международным. Сейчас у каждого народа свой жестовый язык, даже в России в каждом регионе есть свои жесты. Потому что жестовому языку нигде не учили, и все неслышащие учат язык через знакомых, друзей, друг у друга, и получается испорченный телефон.
- У жестового языка большая история, впервые глухих в России стали учить в 1799-1801 гг. В Европе это появилось раньше, но особой школы не было, в Европе учили при монастырях. А император Павел организовал первую школу, и оттуда началось развития жестового языка. Сейчас жестовый язык претерпевает те же изменения, что и русский язык. В русском языке тенденция к сокращению слов, и в жестовом языке то же самое. Конечно, 70 лет назад жестовый язык выглядел совсем иначе, чем сейчас. Бабушки не понимают современный молодежный жестовый язык. Все, кто приезжает из других регионов, говорят по-своему, глаза можно сломать! Пытаешься понять… Часто бывает, что двое глухих встречаются и не понимают друг друга, у них разные языки.
- Есть мир глухих, которые занимаются грязными делами. Они неграмотные, и у них свой язык, в котором даже артикуляции нет. Существует гораздо более грамотный язык.
Возможен ли разговор между слышащим и неслышащим без переводчика?
- Если приходишь к врачу, то будешь переписываться. Если тебе нравится девушка, включаются другие вещи, что только не идет в ход! Зато нам за границей легче. В Шотландии на гастролях в магазине все очень просто, а слышащий музыкант говорит: «Я их просил-просил, они меня так и не поняли».
- Три месяца я уже не ношу аппарат, и мне тяжело среди слышащих. Включаю аппарат - и мне проще. Другое ощущение восприятия. Для общения нужна практика.
- Мы часто ездим в лагеря на лето, и наши молодые горячие ребята там смотрят на слышащих девушек - свои, глухие, надоели, а эти выглядят старше, у них уже формы появляются… Как они только не общаются! По вечерам гуляют… Но когда время лагеря заканчивается, все понимают, что в дальнейшем ничего между ними не будет.
- Есть пары, где девушка слышит, а у нее глухой муж. Не часто, но бывает. Конечно, это барьер. А если слышащий знает жестовый язык, уже проще. Говорят, сейчас многие девушки учат жестовый язык, потому что много глухих симпатичных ребят. А вот мужчины и не стараются!
- Сейчас огромный наплыв желающих учить жестовый язык.
- У нас есть актер, который учится на во ВГИКе. Он такой симпатичный! А у них на курсе половина девушек. Сначала все девчонки хотели учить жестовый язык! А потом время проходит, все привыкают друг к другу, и Алеша мне сейчас говорит: «Ну и что? И где?» Никто ничего не выучил.
В. Приходченко. Боже мой, все перечисленные вами темы, проблемы, которые вас волнуют, также относятся и к нам, хотя вы чувствуете их острее. Если человек хоть немного выделяется из толпы, ему тут же становится также сложно: в профессии, в магазине, в жизни. Никакой разницы. Приходится проделывать огромный путь, чтобы быть с теми, с кем ты хочешь, любить того, кого ты хочешь… На любом уровне - на уровне простого общения и более глубоких чувств… Я рада, что познакомилась с вами. Не вижу никаких преград для общения.
Что бы вам было интересно в нашем проекте? Что бы вы хотели увидеть в пьесах, сыграть и донести до зрителя, которые совсем не подготовлены и ничего не знают о слышащих?
- Есть известное выражение: смотри на нас как на равных. Мы ничем не отличаемся, мы все можем, у нас есть только один маленький недостаток - это слух. Зрителя надо немного воспитать.
- Я стараюсь получить образование диджея, слышащий диджей говорит мне: «Ты же не слышишь, как ты можешь работать диджеем?» - «Я ходил к профессиональным педагогам, они меня научили всему». Он меня затирает. Пусть он сначала посмотрит, как у меня получается. Но он все равно заранее меня отталкивает. Надо сначала сравнить, проверить, увидеть. Нельзя, чтобы так было. Они сразу говорят: «Такого не бывает». У меня есть много разной музыки, я ее склеиваю и вижу, что людям нравится. Мне нравится танец, музыка, мне нравится этим заниматься. К тому же музыка мне помогает, я лучше воспринимаю звуки, это развивает слух. Я замечаю больше звуков.
- Когда я звоню для актеров насчет трудоустройства, работодатель сразу говорит «нет», как только услышит, что человек глухой. «Вы попробуйте, поговорите с ним, он умный, коммуникабельный, он хорошо говорит, он может вам ответить!» - «Нет, нет, он же не слышит, как мы будем с ним говорить, нет, все».
- Предвзятое отношение подарил нам СССР. Вся страна здоровая, спортсмены, а всех «уродов» собрать вместе и вывезти куда-нибудь подальше, желательно, на необитаемый остров.
- Я узнала недавно: если от глухого ребенка отказывается мать, его отдают в детдом для умственно отсталых. Потому что у нас нет детдомов для малышей-дошкольников для глухих детей! Интернаты для детей постарше есть, а для маленьких нет.
- У меня есть друг-футболист, глухой. Из школы его выгнали за плохое поведение, но он замечательный футболист, все друзья с ним общаются. Он просит своих слышащих родителей: «Отведите меня заниматься с тренером». Они ему говорят: «А зачем тебе это? Ты же не слышишь. Ты же ничего не сможешь сделать». И сейчас он стал часто попадать в психоневрологическую клинику. Он все время сидит один, ни работы, ни телевизора, не компьютера, только куча окурков. Он просто сидит, весь в своих мыслях. Раньше мы часто встречались, ходили гулять, на дискотеки, это был другой человек. А родители смотрят равнодушно: «Он сам помрет, зачем он нам нужен». Он был нормальный человек, а теперь…
- Точно также моя мама. Она в школу пошла в 12 лет. Ее, неслышащую, использовали дома в деревне: копать, пахать, корову доить, кормить… Приехал дядя, увидел все это, очень ругался и заставил родных отдать ее в школу. Это было в 1939-м, а в 1941-м началась война. Только два класса она успела отучиться. После войны в школу она уже не вернулась, ее снова стали использовать как рабочую силу. А как ее сватали! Лишь бы избавиться, сбагрить с рук. И мама сама сбежала, уехала в Киев, без паспорта, без документов. Все неслышащие спасаются всегда сами.
- Очень сложно, когда родители слышат, а дети нет. Родители боятся, что в каком-то обществе будет стыдно за ребенка, и закрывают его дома. Или другой вариант: я никому не верю, я воспитаю ребенка по-своему. Надо пробудить в слышащих родителях мысль, что глухие - такие же люди, что не нужно бояться. Но у нас нет такой системы, как помочь слышащим родителям. Им никто не рассказывает, как быть с глухим ребенком. Они сразу думают, что у их детей будущего нет. Я их успокаиваю, что так много талантливых глухих, артисты, писатели, что все будет хорошо! А им кажется, что жизнь кончена, как будто ребенок мертвым родился.
- Есть одна опасность: если кого-то в чем-то убеждать или оправдываться, это вызовет обратную реакцию. Нам очень хочется убедить, что мы такие замечательные! Но нужна специфическая, оригинальная позиция, чтобы не было жалости, жалобы. Есть и такая позиция, например, в Обществе глухих.
- У самих глухих есть предубеждение, что слышащий обязательно среди глухих найдет себе выгоду, обманет. Есть фраза: «Нам слышащие не нужны». Мол, лучше мы среди своих будем. В этом большая ошибка. В любом стаде есть паршивая овца.
- Иногда, когда рождается глухой ребенок, ему делают операцию - капиллярный имплантант. Зачем на своем ребенке проводить эксперименты? Был человек, стал имплантант. Это самое страшное. Зачем ломать судьбу? Во всем мире отказались от этой операции, а у нас - глухих много, чего бы эксперимент не провести, тем более, президент деньги выделяет. Родители по телевизору рассказывают, как это здорово, за исключением одного нюанса: если эту штуку снять, он становится глухим. У нас есть один мальчик с имплантантом. Так у него даже жестовое имя такое. Обычно глухие дают жестовое имя по каким-то внешним особенностям, по характеру. А тут - по аппарату. А парень сам снимает этот аппарат, потому что он ему мешает, он танцор, спортсмен. И что - он и не в мире слышащих, потому что на него все смотрят с этой штукой, и не в мире глухих, потому что он не знает жеста, его воспитывали в мире слыщаших.
- Когда родители пытаются сделать все, чтобы ребенок влился в мир слышащих, он все равно рано или поздно находит свой мир. Этими попытками родители могут сломать судьбу ребенка.
А можно иметь два языка? Билингва…
- Мы все билингвисты: русский и жестовый языки. Когда была перепись населения, мы увидели в этой анкете перечень языков, и там маленький квадратик - «жестовый язык». Пришел мальчик-переписчик, я ему говорю: «Почему вы меня не спрашиваете, какой я знаю иностранный язык?» - «Какой?» - «Жестовый! Почему вы про это не спросили?» - «А мы никому не задаем этот вопрос. Кто у нас знает жестовый язык?» - «Я знаю!»
- Слабослышащие любят слушать музыку. Самое смешное, когда двое в наушниках разговаривают жестами. Или на работе: «Нам говоришь, что ты не слышишь, а сам музыку слушаешь».
- У меня есть знакомая глухая девушка. Когда ей было лет 25, мы переписывались по интернету. Она говорила, что учится в университете, знает английский, собирается ехать учиться за границу… Дальше я имею телефонный разговор с ее мамой, у которой рот не закрывается в течение часа. Она мне громко и быстро что-то говорит, я думаю, бедная девочка… Потом мы встречаемся с этой девочкой. У нее два аппарата, какой-то провод подведен, у нее все лицо в морщинах, красные глаза… Мама решила сделать из нее слышащую девушку. В итоге получила инвалида еще хуже. Да, она грамотная и знает английский, но она больна. Это такой износ организма. Как будто ее глаза у меня во рту, она все время пытается тебя понять… Вот результат предвзятого отношения семьи.
Это еще одна сторона проблемы, что многие родители хотят реализовывать в ребенке свои амбиции. Это проблема общая для слышащих и неслышащих. Мы пытаемся найти общие темы. Может быть, стоит предложить авторам писать и о слышащих людях, для которых жест, пластика важнее миллионов потраченных впустую слов.
- Сейчас вообще много слов. Мои родители жили с кино без титров, смотрели кино и все понимали благодаря ракурсам, выражениям лицам. Сейчас отечественное кино понять невозможно, там так много говорят! Там больше слов и меньше выразительности. Мы ушла в слова, слова, слова.
Какое кино вам больше нравится?
- Где меньше слов. Немое кино с Чарли Чаплином - замечательно, все понятно. Или Трус, Балбес и Бывалый Гайдая. «Джентльмены удачи». Детективы, драмы о любви. Фильмы без глупостей, чтобы был смысл, чтобы было интересно, чтобы был сюжет. Чтобы было понятно, о чем идет речь.
Как вы относитесь к фильму «Страна глухих»?
- Полный бред. Смешной фильм. Главную роль играет слышащий человек, и все снято крупным планом, руки не попадают в экран. Много смазанных жестов. Но это уже проблема режиссера. Когда я посмотрела первый раз, мне было приятно, что в кино появился жест, какое-то внимание к нашему миру. Но сейчас видно, что все это полный бред. Глухой человек внутри другой. Как научить слышащего человека прекрасному знанию жестового языка? Сейчас последние лет 10 режиссеры стали проявлять больше интереса к языку глухих. Но чтобы привлекать глухого актера, нужен переводчик, а это деньги. Наша глухая актриса играла глухую девочку. Туда надо было пригласить и переводчика, и постановщика жестов. Тогда режиссер на это пошел, но большинство режиссеров этого не хотят. Бывает, что слышащего актера научить жестовому языку невозможно, руки деревянные. Надо два месяца заниматься, а этого времени нет. Вот поэтому и получается некачественно. Для них жестовый язык - только для того, чтобы привлечь интерес к фильму, к теме. Просто мир плохо информирован о нас.
- В прошлом году был Год инвалида, и его продлили, поэтому к нам постоянно приходят журналисты и задают идиотские вопросы. Звонит недавно одна журналистка: «Как можно научить танцу глухонемого?»
- Еще один момент: слова «глухонемой» больше не существует. Последний глухонемой был Герасим. Это слово некорректно. «Они все говорят». - «Разве? Что, они правда все говорят?» Это тоже стереотип. На заре советской власти было Общество глухонемых. Потом название поменяли, стало Общество глухих. Жест-то существует.
Как и когда вы впервые ощутили, что вы не слышите? - Момент осознания разницы? Первое впечатление глухого о слышащем мире?
- В первом классе.
- У меня семья неслышащих, я всегда знал, что есть этот мир. Мне казалось, что если человек не слышит и говорит, это норма, а если и слышит, и говорит, это не норма. Потом я поняла, что наоборот.
- Я помню, я ощутила разницу, что моя бабушка слышит, но когда, я не помню.
- Я помню, я играл со слышащими ребятами, но как-то не вместе мы играем, а как-то отдельно. Позже мама, когда мы были уже в школе, объяснила, что соседские ребята не хотели с нами играть. Мама просила их поиграть с нами, и им пришлось. Но мы этого тогда не понимали.
- Я помню, я спрашивала маму, почему я не могу слышать также, как все. Мама мне не смогла ответить на этот вопрос.
- В разговорах глухих, как все отмечают, очень необычная тишина. У слышащих, например, за столом звуки ложек-вилок и гул разговора. А у нас только звук предметов. Еще смех, мы смеемся. И еще, например, у слышащих можно шепотом говорить, и никто не узнает. А тут я сижу и вижу, о чем на другом конце стола разговаривают. Интересно!
У глухих обязательно все должны сидеть в круг, стол должен быть круглым, чтобы видеть друг друга, нам так удобнее.
- В метро люди пугаются, если мы с ними начинаем голосом говорить. Столько смешных случаев!
У слышащих людей при виде разговора глухих часто возникает ощущение, что сейчас начнется драка, - настолько жестовый язык эмоционален.
- Да, излишняя эмоциональность есть, и это одна из причин, почему так хорошо получается с театром. Вызвать эмоцию у актера не так сложно, как у слышащих.
- Наш педагог говорил: наблюдайте за неслышащими. То, как они выражают эмоции, никто не способен.