Nov 22, 2009 19:43
Таня Бубчикова (9 класс) - студия "!9 октября"
«Раковые шейки»
Скажем, так - не смотрится это, как пьеса. Это красиво, грустно и образно, но - не пьеса.
Это невозможно представить на сцене.
Может быть фильм. Это хорошо читать. Но - не пьеса, и все тут.
И еще вот что - совершенно, абсолютно не для детей и не детям. И все бы было хорошо, если бы не эта злая, местами из-под полы вылезающая мораль.
«Скажи в церкви, что у всех дверей стоит бес - демон-алкоголь…» (с)
Да, мы знаем, что большинство людей в России умирают из-за алкогольной зависимости.
Но автор пьесы местами сознательно расставляет акценты, затемняя одно и выставляя беспощадно на свет другое - и все со своей целью, в виду своей идеи.
Да, эта женщина - мать Жеки - алкоголичка. Да, она - запутавшийся человек. Но нет у автора к ней жалости.
Есть просто слабые, замученные однотипной работы люди, которые не могут разобраться в себе, потому что недосыпают, и не могут воспитать своих детей - потому что у них просто нет на это времени. И дети взрослеют слишком рано, и дети - видят все, но ровным счетом ничего не могут сделать.
Но жалости к ней нету. Простой и человеческой. Той самой, что отличает людей от нелюдей. Автор использует ее, эту женщину, для своих целей, чтобы прочитать мораль, которая, конечно же, очень хорошо задрапирована тем, что рассказ ведется от лица Жеки - сына, который любит свою маму. Конечно же, он ничего от нее не ждет, и даже говорит, что ему «нельзя в интернат, потому что маме будет без него плохо».
И у мамы есть средство, чтобы немного облегчить тяготы своей жизни. Это - выпивка. Видно, что любит она своих детей, да просто устала и выдохлась, как газировка в бутылке.
И высветляет автор - те моменты, когда мама еще не пила, и вот каким он была ангелом, какой хорошей. И все эта проклятая водка, а ведь Минздрав предупреждал!
Все это бывает, когда в людях нет стержня. Когда они находят какие-нибудь свои отдушины, что бы не так тошно жить было. И вовсе не в водке дело. Дело в том, что у людей нет света в конце туннеля, нет ориентиров, нет мечты, нет идеи… они расползаются по швам, потому что жизнь проходит-проходит-проходит, под звуки курсирующих туда-сюда поездов. И не может эта женщина жить нормально - даже и для детей.
Затем, вот, Евгений: тоже интересный персонаж. В первый момент кажется, что это и есть Жека - тот самый, что вырос бы во взрослого Евгения, и был бы счастлив, если бы… водка? Ой ли? Если бы мир был другим, и люди в нем были бы людьми, а не актерами.
А вот к концу он уже кажется служащим Небесной канцелярии, он обвиняет, он что-то заявляет, он…и он - не жалеет.
Жалеет - Жека, сын. «Я и ушел бы, да вот только Ленка…». Ответственный не по годам ребенок. И тысячи тысяч таких людей, и детей - которые: честные, добрые, жалостливые… первыми умирают.
Гм …а может, и зря я так. Но уж слишком выдает эта фразочка «тогда она еще умела улыбаться».
В любом случае, мнение мое таково.
«Дыня»
Дынная, абсолютно чудесная вещь. Но - не на широкого потребителя, не всем понравится. Сделано в стиле «Алисы в стране чудес». Здорово, что если обыкновеннейшую ситуацию поместить в достаточно необычные обстоятельства, то получается - штучка, получается - конфетка.
И самое главное - не сгущаются краски, и что-то чуть более серьезное подано с юмором, разве что насторожили два момента: со смертью и с тем, как родители хотели Дину «скушать». Впрочем, и «Алиса» - не самая добрая книжка.
Все-таки момент со смертью не удалось сделать полностью в стиле этой вещи, он выбивается, и проглядывает пафос сквозь строчки.
А момент со «скушаем дыню» - меня вообще немножечко насторожил. Появился момент, когда казалось, что сейчас этот сон - сложный и шумный, но не страшный, вдруг превратится во что-то пугающее, реальное, настоящее…
К счастью, этого не случилось.
«Шпандрик и Клим»
Пьеса-победитель. Что же, она очень хорошая, динамичная, с интересными сюжетными ходами: а главное, должна понравиться большинству зрителей. Не заставит их скучать и грустить.
В этом нет ничего плохого, и все же, все же…
Со второго раза она смотрится много хуже, чем с первого. Со второго начинаешь понимать, что она - для большинства. И хорошо бы, если бы она писалась не с той же целью.
Пьеса как раз для сцены. Никаких сложностей и «провисаний» быть не должно.
Все хорошо и все правильно.
На фоне некоторых других пьес авторы не стали писать все как есть, а подсластили пилюлю в финале: все-таки богатые родители взяли Шпандрика к себе, что в реальной жизни почти невозможно.
Подсластив, таким образом, горькую пилюлю, авторы сделали то, чего делать категорически нельзя: они как бы «снизошли» до уровня детей, написали «им» пьесу. То есть - снисходительно похлопали дите по плечу, заявили, что вот, смотри, вот хороший финал. А вот тут «итальянская мафия» и вот тут, гляди же, дяденька-милиционер, который на самом деле милиционер - фальшивка.
Есть много действительно замечательных находок, но у авторов не вышло одновременно и не писать про темное и страшное, и не превратить воду в сиропчик.
Жалко.
«Недетская история»
Самая сильная вещь из всех вышеперечисленных. Это только первое впечатление, но ее не портит ни что - ни то, что недетские подробности не были смягчены, ни то, какой язык -грубый, блатной, с ошибками.
Все герои очень живые, за исключением гуманиста-журналиста. Вот что бывает, когда теория сталкивается с практикой. Кукольный получился журналист.
Но это искупают все остальные. И этот дом, и Маруся - Маруся, их «мама», скала, к которой они все прибились.
Умолкаю.
Маленькая премьера