4-го мая произошло
нападение на выставку карикатур на пророка Мухаммеда в американском городе Гарленд. Ответственность за стрельбу
взяли на себя боевики из «Исламского Государства». Организаторы этой выставки, как и журналисты из «Шарли Эбдо» аппелируют к праву на свободу слова. Я считаю, что у человека есть ещё более священное право - право на свободу разума. Человек может и должен действовать сознательно. «Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовется» явно не о данном случае. Последствия действий устроителей выставки вполне ожидаемы.
Сначала о морально-этической стороне вопроса.
Люди, исповедующие ислам, являются столь же равноправными членами общества, как и атеисты или люди, исповедующие другие религии. Оскорбление пророка Мухаммеда причиняет мусульманам нравственные страдания. Да, малая часть магометан идёт на радикальные действия, и несут справедливую кару за таковые. Но оскорбляют подобные мероприятия не только радикалов.
Я, надеюсь, что никому в Европе или Америке не придёт в голову открыть, например, выставку карикатур на узников Освенцима. А ведь мусульман карикатуры на пророка оскорбляют ничуть не меньше, чем всех оскорбляет глумление над жертвами нацизма. Почему же некоторые люди считают себя вправе причинять нравственные страдания большой общности других людей?
А теперь соображения прагматические. Чего добиваются организаторы подобных мероприятий и те, кто их поддерживает? А поддержка им оказана беспрецедентная. Марш, прошедший в Париже собрал огромное количество крупнейших политиков. Они не только осуждали террор, они прямо идентифицировали себя с теми, кто причиняет нравственные страдания мусульманам. Je suis Charlie.
Радикалы начинают бороться с обидчиками своими, радикальными методами. А что делать остальным мусульманам? Если государство их не защищает, а напротив, поддерживает тех, кто их оскорбляет? Естественно, что они начинают относиться к радикалам с большей симпатией. Европейские и американские политики сознательно радикализируют исламскую часть своего общества. А с другой стороны всё большую поддержку получают правые партии, предлагающие решительные меры по борьбе с исламистами - вплоть до массовых депортаций.
Что это - реализация концепции Хантингтона этнокультурного разделения цивилизаций? Но тогда исламской идентичности будет противопоставлена иная, столь же мощная, идентичность, например, христианская. Цивилизации разделятся и столкнутся, на их границах будут течь реки крови. Кому могут быть нужны религиозные или квазирелигиозные войны в 21 веке?
У России есть уникальный опыт позитивного сосуществования в одном государстве людей разных религий и национальностей. Европейский опыт построения «мультикультурного общества» оказался крайне неудачным или сознательно подрывным. Нам нужно изучать и развивать свой собственный опыт, относясь как к провокаторам к тем, кто хочет навязать нам неудачный опыт Европы.