На вопросы отвечает директор Агентства стратегических коммуникаций Олег Бондаренко
- Олег, ты несколько лет прожил в Киеве, но минувшей зимой, в разгар противостояния на майдане, вернулся в Москву. Почему?
- Действительно, я восемь лет проработал в Киеве, где возглавлял неправительственный Российско-украинский информационный центр. Мы пытались налаживать российско-украинское сотрудничество: организовывали конференции, выпускали книги, снимали фильмы и т.д. Однако российское государство не считало необходимым заниматься «мягкой силой» в отношении других стран. Я и еще несколько энтузиастов не могли противостоять хорошо налаженной машине по продвижению американских интересов. Как известно, США потратили на Украину только официально более 5 млрд долларов. В результате мы получили на своих границах абсолютно антироссийский режим. Сейчас деятельность Российско-украинского информационного центра заморожена, так как работать в Киеве стало небезопасно, хотя у меня остались связи с украинскими журналистами, экспертами, политиками, бизнесменами.
Украина
- Как будет развиваться ситуация на Украине?
- Будет продолжаться гражданская война, так как на этом настаивают США. Американцы приложат максимум усилий для того, чтобы втянуть в эту войну Россию. Как избежать военного столкновения, я не знаю, так как этот тренд задан не в Киеве, а в Вашингтоне, который полностью контролирует ситуацию на Украине. Жителей Украины остается только пожалеть.
- А Донецкая и Луганская народные республики будут раздавлены?
- Думаю, что нет. Эти республики сохранятся благодаря дружественным связям с Россией. Более того, они станут составными частями будущей Новороссии. Затем к ним присоединятся и другие регионы Украины: Днепропетровская, Одесская, Харьковская, Запорожская, Херсонская, Николаевская области, а может быть, и Закарпатская. Большинство жителей этих регионов и сейчас не симпатизируют киевским властям, а гражданская война, экономический хаос и падение уровня жизни еще больше оттолкнут их от Киева. Они будут выходить на митинги и демонстрации, а если их станут расстреливать, то люди начнут вооружаться и бороться за свои права уже с оружием в руках. Очевидно, что гражданская война на Украине продлится еще не менее пяти лет, следовательно, транзит газа по украинской территории будет находиться под постоянной угрозой. Значит, придется расширять «Северный поток» и реализовывать новый проект, который придет на смену «Южному потоку».
- Чем можно объяснить трудности, возникшие при реализации проекта «Южный поток»?
- Не секрет, что нынешние власти Евросоюза проводят проамериканскую политику. А американцы абсолютно не заинтересованы в надежности поставок российского газа в Европу. Наоборот, они всегда выступали против этих поставок. В настоящее время правительство ФРГ во главе с Ангелой Меркель прохладно относится к России. Это сильно не нравится немецкому бизнесу. Вообще практически все крупные корпорации Европы выступают против санкций в отношении России, но политики их не слушают. Это означает, что в ближайшие годы мы будем наблюдать смену политических элит в ряде европейских стран. Если посмотреть на итоги недавних выборов в Саксонии (ФРГ), то мы увидим, что хороших результатов смогли добиться партия евроскептиков «Альтернатива для Германии» и Левая социалистическая партия. В дальнейшем в Европе продолжится поляризация политического спектра и рост влияния крайне левых и крайне правых партий. Во Франции «Национальный фронт» уже набирает 25% голосов. В Великобритании хорошие результаты на выборах показывает Партия независимости Соединенного Королевства, требующая выхода страны из ЕС. Левые партии демонстрируют успехи на выборах в Греции, Италии и Испании. России уже сегодня необходимо налаживать контакты с этими политическими силами.
В настоящее время самым слабым звеном Евросоюза является Венгрия. Эту страну возглавляет лидер «Венгерского гражданского союза», евроскептик Виктор Орбан, который четко отстаивает национальные интересы. При этом ближайшие конкуренты его партии - это не какие-то проамериканские политики, а еще большие евроскептики из партии «За лучшую Венгрию». Именно поэтому Венгрия стоит на пути выхода из ЕС и стремится укреплять сотрудничество с Россией. Не секрет, что эта страна очень сильно поддерживала проект «Южный поток».
Если говорить о «Южном потоке», то здесь в первую очередь необходимо обратить внимание на Болгарию. Эта страна стала главным тормозом в реализации данного проекта. Говорить о суверенитете Болгарии можно с большой долей условности. Политическая ситуация здесь крайне нестабильна. В любой день в Болгарию могут прилететь несколько американских сенаторов, и местные власти тут же откажутся от реализации выгоднейшего для их страны проекта. Именно это мы наблюдали совсем недавно. Очевидно, что Россия не могла бесконечно ждать, когда власти Болгарии всё же решатся выполнить те обязательства по строительству «Южного потока», которые они на себя взяли. В результате Владимир Путин объявил о том, что газопровод придет не в Болгарию, а в Турцию. Это позволит обезопасить Турцию от транзитных рисков, связанных с Украиной.
Однако газ по «Южному потоку» предполагалось поставлять еще в Италию, Сербию, Австрию, Венгрию, Хорватию, Словению, а также в Боснию и Герцеговину. Поэтому придется думать о том, как доставить газ до этих стран, миную горящую Украину. Я не уверен, что газовый хаб на границе Турции и Греции позволит снять все вопросы. Может быть, стоит вспомнить о Румынии? Ведь эта страна конкурировала с Болгарией за право стать участником проекта «Южный поток». Тем более что перспективы политической стабильности в Турции вызывают массу вопросов. На границах Турции сирийские и иракские курды воюют с боевиками «Исламского государства». Да и отношения между центральным правительством и турецкой общиной курдов оставляют желать лучшего. Некоторые американские аналитики, близкие к ЦРУ, открыто предлагают объединить войны в Сирии и на Украине, чтобы таким образом создать проблемы России и Ирану. Для этого нужно «всего лишь» дестабилизировать Турцию.
Сербия
- Олег, ты работал в качестве политического консультанта у нынешнего президента Сербии Томислава Николича. На твой взгляд, политическая элита Сербии сильно отличается от болгарской?
- Сильно. Сербская политическая элита более самостоятельна в принятии решений. Во многом это обусловлено тем фактом, что Сербия еще не стала членом ЕС. В результате Сербия отказалась вводить санкции в отношении России, несмотря на сильное давление со стороны США и ЕС. В течение этого года поставки продукции из Сербии в Россию увеличились в три раза. Президент Сербии Томислав Николич самый большой союзник России в Европе. Хотя в правительстве Сербии есть и явные агенты влияния США, такие как вице-премьер Зорана Михайлович. Но я не думаю, что политики, ориентирующиеся на американцев, смогут убедить сербов присоединиться к санкциям против России.
Необходимо отметить, что Россия не предлагает Сербии никакой геополитической альтернативы. Послы России в этой стране регулярно заявляли о том, что мы не имеем ничего против того, чтобы Сербия вступила в ЕС. Но за кадром оставался тот факт, что, прежде чем вступить в ЕС, нужно стать членом антироссийского военного альянса - НАТО. Сейчас, в условиях обострения противостояния между Россией и ЕС, эта позиция выглядит странно. Очевидно, что России нужно открыто предложить Сербии на первом этапе сохранить статус нейтральной страны, чтобы быть мостом между нашей страной и ЕС, а затем и вступить в Евразийский союз.
- Если я не ошибаюсь, с 1 января 2015 года на территории Сербии начинают действовать все законы ЕС. Получается, что эта страна не будет обладать правами члена Европейского союза, но вынуждена будет нести массу обязанностей. Как в этих условиях Сербия может сохранить свой нейтралитет и дружественные отношения с Россией?
- Факт подписания соглашения об ассоциации с ЕС не запрещает странам входить в какие-то другие межгосударственные образования. Например, многие страны Латинской Америки подписали соглашения о зоне свободной торговле с ЕС, но при этом они создали собственное торговое объединение. Я не говорю, что Сербия сразу же согласится на предложение России. Сегодня у Сербии нет альтернативы вступлению в ЕС, так как Россия ее никуда не зовет. России нужно пригласить всех своих потенциальных союзников в Евразийский союз, ОДКБ и ШОС. В мире появится альтернативный центр притяжения для стран, которые не хотят находиться в орбите Запада. Что касается 1 января 2015 года, то я не думаю, что Сербия автоматически откажется от нейтрального статуса и от своих договоров с Россией (в том числе и от договора о беспошлинной торговле).
- А американцы не смогут на это повлиять?
- Недавно США изменили свою политику на Балканах. Если раньше они делали ставку на прозападных либералов, то теперь они начали сотрудничать с радикальными националистами. Особенно ярко это проявилось во время последних выборов в Республике Сербской (Босния и Герцеговина), которую уже много лет возглавляет Миларад Додик. Раньше он устраивал власти США и ЕС, но теперь они решили сыграть против него и сделали ставку на Сербскую демократическую партию. Именно этой партией в 1990-е годы во время войны в Боснии руководил Радован Караджич. Большего врага для США трудно было представить, но прежние лидеры этой партии либо умерли, либо сидят в тюрьме, либо скрываются. И теперь Сербская демократическая партия стала инструментом в руках США и ЕС для борьбы с Милорадом Додиком, который в этих условиях стал стремительно превращаться в пророссийского политика. Додику удалось победить на выборах, но с весьма небольшим преимуществом.
Похожая ситуация разворачивается в Сербии. Власти США и ЕС не устраивает тот факт, что Сербия не сворачивает сотрудничества с Россией. По моим данным, уже весной 2015 года США попытаются осуществить в Сербии очередную цветную революцию, причем делать ее будут силами пророссийски настроенных патриотов. Не случайно американцы выпустили из тюрьмы Гаагского трибунала лидера Сербской радикальной партии Воислава Шешеля. Напомню, что когда-то и Томислав Николич, и премьер-министр Сербии Александр Вучич были сподвижниками Шешеля. Однако пока он сидел в тюрьме, они создали свою Сербскую прогрессивную партию и победили на выборах. Понятно, что Воислав Шешель им этого не простил. Выйдя из тюрьмы, он уже начал активно критиковать политику Николича и Вучича. Вокруг Шешеля попытаются сконцентрировать пророссийски настроенные непарламентские партии и движения, а затем толкнуть их на свержение власти. Ситуация в экономике Сербии сейчас тяжелая, безработица превышает 25%, поэтому социальная база для протеста есть. Власть Шешелю, естественно, не отдадут, тем более что он очень болен.
Если же американцы поймут, что у них не получается полностью оторвать Сербию от России, то они могут сделать ставку на внутренние беспорядки. Это будет нетрудно с учетом конфликтов с албанцами в Косово и мусульманами в Боснии и Герцеговине. В этом случае в Сербию можно будет легко перебросить отряды боевиков из Сирии, Ирака, Ливии, а остановить эту бойню станет очень сложно. В этом случае активы «Газпрома» в Сербии окажутся под угрозой. Прежде всего речь идет о компании «Нафтна индустрија Србије». Очевидно, что России необходимо активно противостоять этим планам.
Беседу вел Сергей Правосудов