Судьба Сербии всё ещё в руках сербов?
Денис Кириллов, журналист
Мой сербский друг Джуро сетует по поводу нынешней политической ситуации в Сербии: «У нас просто не за кого голосовать! Партий много, но принципиально они не отличаются друг от друга. При этом ни одна из них не отражает ни чаяний народа, ни интересов нашей страны. Нам навязывают чуждые для нас идеи и ценности, толкают на путь “развития”, выгодный Германии, Великобритании и США, но никак не нам самим. В результате, чтобы выбрать “меньшее зло” мы вынуждены голосовать не “за”, а исключительно “против” кого-то. Или просто не голосовать. Поэтому неудивительно, что ситуация становится всё хуже и хуже. Сами мы сегодня находимся в очень сложном положении и ничего здесь поделать не можем. А Россия, к сожалению, уделяет Сербии недостаточно внимания. Совершенно недостаточно».
В такой точке зрения нет ничего удивительного - лично я с ней сталкиваюсь очень часто. Причём, не только при общении с сербами, но и представителями многих других братских народов. Например, болгарами и украинцами. Суть её заключается в том, что есть «Большой брат - Россия», который «придёт и решит все наши проблемы». И не просто «придёт», а даже «должен и обязан». Меня это удивляет и обескураживает. Разве кто-то, пусть даже «Большой брат», должен делать выбор за вас? Разве кто-то может прожить за вас вашу жизнь? Разве не вы обязаны определять будущее ваших детей и вашей страны? Да, я согласен с тем, что сегодня за вас это делают американцы и западноевропейцы. Но разве вы будете счастливы, если это будет делать кто-то другой, кроме вас? Даже «Большой брат»… Зная сербов, я уверен в совершенно обратном.
Давайте вспомним хотя бы наше не столь уж и давнее прошлое - Советский Союз и Югославию. Обе страны, близкие друг другу исторически и культурно как никто другой, выбрали в своё время социалистический путь развития. «Большой брат» активно помогал Югославии и даже чересчур активно, в результате чего югославы решили, что у них своя дорога, а у СССР - своя. Русофилы, которых в стране было немало, стали подвергаться жёстким репрессиям, а самой большой угрозой для югославов вдруг стала Советская армия - та самая, которая освобождала Европу, включая и Югославию, от немецкого фашизма. В то же время лучшими «друзьями» югославов сразу же были определены США и Великобритания. И это притом, что у Советского Союза планов покорения Социалистической Югославии не было. Поэтому не вполне понятно почему сегодня многие сербы настаивают на том, чтобы русские наступали на те же грабли. Между тем, сами сербы в ожидании «Большого брата» сетуют на тяжёлую жизнь, но продолжают бездействовать. Парадокс!
К чему такая жизненная позиция может привести? Давайте посмотрим на примере Болгарии. Эта страна делает практически всё, что от неё требуют США и Евросоюз, и давно уже фактически потеряла свою независимость, как экономическую, так и политическую. Разве её жителям стало от этого лучше? Болгария - одна из самых бедных стран Европы, и её граждане продолжают нищать. Но сами болгары делают слишком мало для того, чтобы это исправить. Потому, что «должен прийти “Большой брат” и решить за нас наши проблемы». Впрочем, кто-то, конечно же, уже и смирился с «новой реальностью» жизни в режиме колонии. Хотя трудно не заметить, что только богатые члены Евросоюза становятся богаче, а бедные и дальше беднеют.
Более яркий пример - Украина. Когда в начале текущего года стало понятно, что США при поддержке своих «младших партнёров» из Евросоюза (уже переставших подавать признаки своей политической самостоятельности), хотят превратить Украину в свою очередную колонию, только население Крыма практически в полном составе консолидировано выступило категорически против этого. Поэтому когда люди обратились к России за помощью, «Большой брат» смог полноценно защитить их. И сегодня Крым в составе России - так пожелали живущие там люди. Какая же ситуация создалась на остальной Украине? Порядка 80% всего 45-миллионного населения этой страны придерживалось и придерживается примерно той же позиции, что и жители Крыма. Они не хотят разрывать родственные, духовные, культурно-исторические и экономические связи с Россией, а тем более жить в западноевропейской колонии, управляемой американскими наместниками. Между тем, большая часть этих людей сидит и ждёт «Большого брата», который «обязан прийти и решить все наши проблемы». Так, в Одессе - а это, между прочим, город-миллионник - защищать свои права вышло всего около 500 человек, тогда как против них проамериканские «власти» и поддерживающие их олигархи направили порядка 2000 боевиков, завезённых главным образом из других регионов Украины. Страшный итог этого всем известен. А все остальные жители Одессы продолжали и продолжают ждать «Большого брата». Только в двух областях Украины - Донецкой и Луганской - люди сами встали на защиту своих интересов. Но даже и здесь далеко не все - из 7-милионного населения этих двух регионов лишь десятки тысяч. А давайте вспомним, что в ходе проведённых референдумов в начале этого года почти 90% жителей этих областей выступили за самоопределение и против политики, проводимой руководством Украины, пришедшим к власти при всесторонней поддержке США посредством антиконституционного вооружённого переворота. Они тоже ждут, что кто-то другой решит их проблемы.
И как, скажите, «Большой брат» мог их защитить? Даже то, что русские не дали устроить кровопролитие в Крыму, Запад не может простить России. Уже за это русских обложили санкциями со всех сторон. И заметьте - никто в этой ситуации «Большому брату» не помогает… А представьте что произошло бы, если бы Россия ввела войска, чтобы защитить 500 человек в Одессе? Или пусть даже 50 000-100 000 человек в Луганской и Донецкой областях… Да, именно стольких, ведь все остальные (если не брать женщин и детей) просто сидят дома или находятся в качестве беженцев в России, клянут США с Европой и Киевскую хунту, и ждут, когда всё как-то само собой рассосётся. Такая жизненная позиция уже привела к тому, что Украины нет как целостного государства, а то, что ещё осталось на её развалинах, принадлежит уже не украинцам, а тем, кто стоит за новой «украинской властью». Сегодня невозможно даже предположить, что теперь будет с этой территорией дальше, но очевидно, что может быть и гораздо хуже. Россия же не может вмешиваться в эту ситуацию напрямую, ведь пока 80% населения будет сидеть дома, оставшиеся 20% будут стрелять при поддержке США в спину русским, пришедшим на помощь братскому народу. И можно только надеяться, что украинцы сами выйдут из этого необъяснимого оцепенения. Хотя очевидно, что если бы это произошло сразу - никакой гражданской войны на Украине, скорее всего, и не было бы, и вообще всё было бы совсем по-другому.
Но давайте вернёмся к Сербии. Разве сербы хотят повторить путь болгар или украинцев? Уверен, что нет. Но для этого не нужно никого ждать. Разве политические партии, которые будут отвечать интересам Сербии и сербов, должны создавать русские? Разве вступать в эти партии и голосовать за них должен кто-то ещё, кроме жителей Сербии? «Но наше положение сегодня очень и очень тяжёлое», - скажете вы. Но кто сказал, что будет легко? Тем не менее, кроме вас самих никто этого сделать не может. А от этого зависит и судьба вашей страны, и будущее ваших потомков, и история сербов и будущее сербской цивилизации в целом. Ситуация сложная - это так. И Россия, конечно, хочет и может помочь. Но кому конкретно? Тем партиям и правительствам, которые не отвечают интересам Сербии и сербов? Сделайте так, чтобы «Большому брату» было кому помогать. И не нужно ждать, что кто-то всё сделает за вас, ведь вы же сами потом будете этим первые недовольны. Но и умейте оценить ту помощь, которую вам пытается оказывать Россия - пока это у сербов почему-то никак не получается. Возьмём, к примеру, участие «Газпрома» в акционерном капитале «Нафтна индустрија Србије» (НИС).
Изначально никто не был заинтересован в покупке, восстановлении, а тем более развитии активов этого предприятия, кроме российского «Газпрома». Потому, что у сербов просто не было на это денег, а в планы западноевропейских и американских инвесторов и политиков явно не входит создание мощной промышленности в Сербии и укрепление экономических позиций страны в Европе. Поэтому было лишь два варианта развития событий: закрыть предприятие или продать его «Газпрому». Удивительно, но этот вполне однозначный и очевидный выбор сербские власти никак не могли сделать, и думали над этим не один год, упуская время. Впрочем, надо признать, что выбор был сделан всё-таки в интересах Сербии, а не её западноевропейских и американских «партнёров». А интересы Сербии здесь совпадают и с интересами России. Ведь Россия - естественный союзник Сербии и русские заинтересованы в сильной Сербии. Ещё в 2009 году НИС находилась на грани банкротства. Все производственные мощности компании устарели морально и физически, добыча нефти и газа сокращалась уже многие годы, нефтеперерабатывающие мощности были серьёзно повреждены во время бомбардировок НАТО, а выпускаемое на них топливо не соответствовало современным стандартам, что не только пагубно влияло на экологию, но и кардинально снижало доходы от их экспорта. При этом на момент продажи компании российскому инвестору долги НИС составляли почти 450 млн евро.
«Газпром» выкупил 51% НИС за 400 млн евро и взял на себя обязательства инвестировать в ближайшие годы в реконструкцию и модернизацию предприятия как минимум 500 млн евро. И уже к 2013 году НИС изменилась до неузнаваемости: добыча углеводородов выросла почти вдвое, качество переработки повысилось за счёт инвестиций до среднеевропейского уровня (по некоторым показателям даже выше), качество топлива - до класса Евро-5. Компания полностью расплатись с долгами и не только стала прибыльной, но по итогам 2012 года впервые за много лет выплатила акционерам (в число которых, кстати, входят правительство и жители Сербии, которым принадлежит порядка 44% акций НИС) дивиденды в размере 25% от чистой прибыли. Из банкрота НИС превратилась в крупнейшего налогоплательщика страны, формируя только за счёт налоговых выплат порядка 13% доходной части бюджета, обеспечивая при этом более 8% национального ВВП Сербии. Кстати, планы развития компании этим не ограничиваются - в прошлом году руководство НИС заявило, что берёт на себя добровольные обязательства инвестировать в производство как минимум 1,5 млрд евро только в ближайшие несколько лет, развивая и добычу, и переработку, и сбыт (включая розничную сеть).
Но давайте посмотрим как на всё это отреагировало сербское общество. Вместо благодарности русских пытаются обвинить в том, что они купили НИС за бесценок. И даже делаются попытки инициировать пересмотр итогов приватизации компании. Сербские власти активно увеличивают налоговое давление на компанию. Зазвучали обвинения в коррупции. А между тем, напомним, что первое, что предприняла «Газпром нефть», чтобы исправить тяжёлое положение в НИС с момента своего прихода - сделала бизнес максимально прозрачным, чтобы исключить любые возможности для коррупции и занялись сокращением издержек. Одной из самых сложных проблем стала оптимизация численности персонала. И вот почему. Власть в Сербии постоянно менялась, и каждый раз, когда на выборах побеждала новая партия, она отправляла своих членов на руководящие посты в НИС. А те, естественно, приводили с собой новую команду. Но сотрудники, которым они приходили на смену, тоже оставались в компании - их просто перемещали на другие позиции. Таким образом, на момент появления русских в Сербии в НИС скопилось уже несколько поколений политиков со своим десантом. А это были просто огромные затраты для компании. Однако в соответствии с договоренностями акционеров компании - правительства Сербии и ОАО «Газпром нефть» - просто так сокращать избыточный персонал было нельзя. Поэтому люди покидали компанию исключительно добровольно и при этом им выплачивалась весьма солидные денежные компенсации. Может быть то, что кормушка закрылась, сильно кого-то в Сербии раздражает? Не исключено (Кстати, а сами сербы знают куда именно направлены средства, вырученные от приватизации НИС, и куда идут «русские» налоги - те самые 13% доходной части бюджета и 8% ВВП?) Но может и так, что западные кураторы, контролирующие сербскую власть, просто не ожидали, что русские смогут не только реанимировать НИС, но и вывести её на новый уровень развития. К сожалению, сами сербы, похоже, этого вообще не оценили. Вот вам и помощь…
Ещё один проект, который стоит здесь упомянуть - «Южный поток». Он выгоден во всех отношениях России, Сербии и Болгарии, да и вообще всей Европе. Но категорически невыгоден США (кстати, исключительно по политическим мотивам). Что он даст сербам? То, что лежит на самой поверхности: заказы на строительство и многие другие работы в ходе прокладки газопровода, заказы на обслуживание газотранспортных мощностей, новые постоянные рабочие места, дополнительные объёмы газа для населения, промышленности и сельского хозяйства, повышение энергетической безопасности Сербии. Последний фактор, кстати, особенно важен, ведь в случае перебоев поставок российского газа в Европу через территорию Украины первыми ощутят нехватку именно сербы и болгары. И именно они первыми замёрзнут, если эти перебои начнутся зимой. А вот Германии, например, это никак не коснётся. Но как на это всё реагируют в Сербии? Сербские власти делают всё, чтобы затормозить этот проект в угоду интересам США, но никак не в интересах Сербии и сербов. Чиновники понимают, что, как и в случае с приватизацией НИС, это противоречит логике. Но, по-видимому, эти противоречия кем-то хорошо оплачиваются. Вот вам и ещё помощь…
Ну а что же простые сербы, что же народ? А народ, похоже, продолжает ждать «Большого брата», даже не замечая вполне себе ощутимой помощи от него… и бездействовать, ссылаясь на тяжёлую ситуацию. Потому, что не за кого голосовать, партии не отличаются друг от друга, ни одна из них не отражает чаяний народа и интересов страны, навязываются чуждые идеи, ценности и пути “развития”. Но никто, кроме сербов эту ситуацию исправить не сможет. Не пора ли что-то менять?