Айвазовский за границей: самые интересные путешествия

Feb 13, 2017 15:30


Когда Иван Айвазовский возвращался из пенсионерской поездки в Европу (на два года раньше, чем мог бы), в его заграничном паспорте стояло 135 виз. За свою долгую жизнь он предпринял множество путешествий, о всех можно сказать, что они были «по работе». В любой поездке он непременно писал или хотя бы вдохновлялся видами, участвовал в выставках или организовывал свои. Он колесил по странам и континентам, но дом его оставался неизменным. «Мой адрес - всегда в Феодосии», - писал художник Павлу Третьякову. Карта путешествий Ивана Айвазовского чрезвычайно обширна, все их не охватить, остановимся на нескольких особо значимых.



"Последипломная практика" в Европе и покорение Рима
Большая Золотая медаль обеспечивала выпускнику Академии стажировку в Европе. Айвазовский отправился в Европу со своим другом Василием Штернбергом, тоже медалистом. Корней Чуковский о Репине писал, что тот «вcюдy нaxoдил бypлaкoв - и в Рoccии, и в Итaлии, и в Aвcтpии». Айвазовский же всюду находил воду, поэтому неудивительно, что первую серьезную остановку он пожелал сделать в Венеции.




Венеция
Иван Константинович Айвазовский
1842, 116×188 см
Особо ему приглянулась площадь Святого Марка. Айвазовский являлся сюда каждое утро, как в мастерскую, и писал весь день, в полдень прячась от солнца в тени. Однажды он услышал, как прохожие вполголоса обсуждали его работу: «Як гарно малює!». Это были знакомые по Петербургу литераторы Николай Боткин и Василий Панов. Они же познакомили Айвазовского с Гоголем, который как раз обосновался в Италии. Художник и писатель подружились. «Низенький, худощавый, с весьма длинным заостренным носом, с прядями белокурых волос, часто падавших на маленькие прищуренные глазки, Гоголь выкупал эту неприглядную внешность любезностью, неистощимою веселостью и проблесками своего нескончаемого юмора, которыми искрилась его беседа в приятельском кругу», - описывал Айвазовский свои впечатления от этого знакомства.



Портрет Гоголя
Александр Андреевич Иванов
Вскоре отправились вместе во Флоренцию, где Николай Васильевич представил друг другу Айвазовского и Александра Иванова. «Вода и камень, лед и пламень» - это подходящее определение для двух художников, чей подход к искусству был не просто различным, но, кажется, прямо противоположным (подробнее см. здесь, вторая глава).

Айвазовский объехал всё Неаполитанское побережье, он писал в Сорренто, Амальфи, Вико, Флоренции, Тоскане. А как поразил его Рим! «Я видел творения Рафаэля и Микеланджело, видел Колизей, церкви Петра и Павла. Смотря на произведения гениев и громады, чувствуешь свое ничтожество! Здесь день стоит года», - восхищался он.

В Италии окончательно сложился метод Айвазовского: писать с натуры - не его путь. «Когда я уезжал в Италию, мне твердили все в виде напутствия: „С натуры, с натуры пишите!“ Живя в Сорренто, я принялся писать вид его с натуры с того же самого пункта, с которого в былые годы писал С. Щедрин… Писал я ровно три недели, затем также написал вид Амальфи. В Вико написал две картины на память: закат и восход солнца. Эти две картины вместе с видом Сорренто были выставлены мною - и что оказалось? Толпы посетителей выставки, обходя вид Сорренто, как место давно знакомое и приглядевшееся, собирались перед картинами, изображавшими живую природу, и весьма лестно отзывались о них. Между тем вид Сорренто я писал три недели, а эти картины не более как по три дня каждую, но я писал их под наитием вдохновения, а оно-то необходимо художнику», - рассказывал Айвазовский о выставке 1841 года.

Вот вид Амальфи тех лет, возможно, речь об этой картине:



Побережье в Амальфи
Иван Константинович Айвазовский
1841, 71×105 см
Какие именно «Восход» и «Закат» имелись ввиду, сегодня сказать затруднительно. Но разница в воздействии картин с натуры и написанных по памяти оказалась более чем убедительна, чтобы художник определился со своим отношением к натуре.
На римскую выставку 1841 года Айвазовский предоставил тринадцать больших картин и множество миниатюр. С этого и началось покорение Европы. Марины его произвели фурор, а картину «Хаос. Сотворение мира» захотел приобрести Папа Римский (см. подробнее во второй истории). Айвазовский не стал продавать картину, а подарил ее понтифику. Эта история означала выход на совершенно иной уровень. Теперь об Айвазовском писали во всех газетах, высший свет жаждал с ним познакомиться, неаполитанский король решил не отставать от главы Ватикана и заказал русскому маринисту несколько картин. А в каждой лавочке висели миниатюры аля-Айвазовский. Италия первая сдалась перед его талантом.



Хаос. Сотворение мира
Иван Константинович Айвазовский
1841, 106×75 см
Вот как Айвазовский отчитывается профессору и конференц-секретарю Петербургской Академии художеств Василию Григоровичу о большом успехе в Риме, не забывая отметить, что заграничные похвалы не вскружили ему голову: «На каждую картину было по несколько охотников, небольшие все продал, но „Ночь неаполитанскую“ и „День“ я никак не хотел уступить иностранцам. Англичане давали мне 5000 рублей за две, но все не хотелось уступить им, а отдал князю Горчакову за 2000 рублей „Ночь“ с тем, чтобы он по приезде послал бы в Академию. Он мне обещал это сделать. „День“ оставил у себя я пока».

Возможно речь шла об одной из этих картин:


Вид на венецианскую лагуну


Неаполитанский залив

Вот что сообщает российская «Художественная газета», номер 11, 1841 год.
«…В Риме на художественной выставке картины Гайвазовского признаны первыми. „Неаполитанская ночь“, „Буря“ и „Хаос“ наделали столько шуму в столице изящных искусств, что залы вельмож, общественные сборища и притоны артистов оглашались славою новороссийского пейзажиста; газеты гремели ему восторженными похвалами, и все единодушно говорили и писали,что до Гайвазовского никто еще не изображал так верно и живо света, воздуха и воды. Папа купил его картину „Хаос“ и поставил ее в Ватикане, куда удостаиваются быть помещенными только произведения первейших в мире художников».
https://artchive.ru/publications/1943~Ajvazovskij_za_granitsej_samye_interesnye_puteshestvija

Замечательные люди

Previous post Next post
Up