Апология принуждения

Aug 16, 2016 10:05


Интереснейшая все-таки тема была поднята вчера на «Эхе Москвы» - тема о легитимности применения силы в борьбе с внутренним врагом. Если хотите, она ныне входит в тройку самых значимых богословско-философско-политических тем, наряду с дискуссиями об истинности только одной веры и о лжи «спасения для всех». Не случайно некоторые сограждане так обеспокоились перспективой установки памятника Иоанну Грозному - этот памятник может навсегда символически придавить как либерализм, так и розово-глянцево-человекобожническое «христианство».
Начнем с самого, казалось бы, неочевидного. Это «христианство» уже века полтора тщетно пытается доказать, что есть только «one person under God». Что нет ни коллективной вины, ни наказания и вразумления Божия народам, ни вообще отношений народа и Бога. Есть я и Он - и нам никто не нужен. Однако Писание и Предание воспринимают эту сферу совершенно иначе - если не пытаться выдернуть из них только то, что удобно, а остальное забыть или объявить историческим пережитком либо «неправильностью перевода». Еще один миф нам пытаются подсунуть последние века полтора - про абсолютность свободы выбора. Так вот, эта свобода очень и очень условна. Человек почти никогда не делает выбора совершенно свободно. Влияют здоровье, социальная среда, семья, телевизор, интернет, власти, бесы - и Господь, причем вовсе не всегда «терапевтическими» методами. Об этом прекрасно говорит христианская аскетическая традиция. Абсолютная свобода - удел немногих. Хорошо если не единиц. Все остальные оглядываются вокруг - и ждут принуждения. И их надо именно принуждать к добру - без этого падшая человеческая природа всегда кончится торжеством зла (что, впрочем, в конце концов и произойдет, как мы знаем из Апокалипсиса - но опять сменится торжеством добра, причем через прямое принуждение со стороны Бога после долгих Его предупреждений в виде войн, бедствий и катастроф).
Итак, жизнь народа (а не только личности) Богу не безразлична. И принуждение народа к добру - есть дело в высшей степени христианское. Как и борьба законной власти с теми, кто служит злу (в том числе совершая действия, противные нравственности). Эта борьба немыслима без применения силы - в ответ на террор, хитрость, обман, манипуляции. «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13, 4). Эти слова многажды развиты в творениях святых.
Кто-то силен хитростью и подлостью - а христиане должны быть сильны прямотой, честностью, правдой и справедливой карой. Это нужно предусмотреть в законах и государственных мерах, в том числе направленных против предателей и заговорщиков. Мы живем в испорченном грехом мире. И потому христианские основы общественного устройства не просто могут, но и должны предполагать репрессии. А также принуждение к добру - средствами разными, от образования до применения силы.
Правильно испугались памятника Грозному. России нужна «опричнина» - новая, честная, смелая, нравственно неуязвимая элита. И она не может обойтись без идеи. Идеи такой, которая позволяет с чистым сердцем умереть - и с чистой совестью обрушить на врага праведную кару. Одного «официального патриотизма» для этого мало. Идея, о которой я говорю, должна быть устремлена в вечность - а не к «предкам» и уж тем более не к «стабильности» и не к материальным благам, иначе очень скоро новая элита окажется хуже старой. Бог, народ, правда, искоренение зла ради вечной жизни - вот главные опорные точки такой идеи.
В общем, надо садиться за крупные тексты, а ле-е-е-е-ень…. )))))
Прот. Всеволод Чаплин
Previous post Next post
Up