Соцреализм в московском метро: Краснопресненская - Курская

Sep 13, 2013 18:00

Оригинал взят у evge_chesnokov в Соцреализм в московском метро: Краснопресненская - Курская
"Архитектура и художественное оформление вестибюлей и станций метрополитена отображают величие свободолюбивого советского народа, его героику, боевые и трудовые подвиги, его счастливую жизнь. Творцы лучших станций удостоены Сталинских премий,"- писали в 1952 году авторы диафильма "Московский метрополитен - лучший в мире". Собственно Сталин неоднократно встречался в интерьерах столичной подземки, но до наших дней изваяния лучшего друга детей и физкультурников не дожили. Революционная тема раскрыта в оформлении станции "Краснопресненская", а на "Таганской" (кольцевой) показаны советские воины - победители в Великой Отечественной войне.








Станция "Краснопресненская" открыта в 1954 году в составе участка «Белорусская» - «Парк культуры». У входа в вестибюль - скульптура «Дружинник» работы Алексея Зеленского (1955 год).







Станция метро "Краснопресненская". Скульптурная группа "Ленин и Сталин". 1954 год: http://oldmos.ru/old/photo/view/66294

После ХХ съезда КПСС, развенчавшего культ личности, началась эпопея массовых переименований и демонтажей. Об этом спел в одной из своих песен поэт и драматург Александр Галич:

"Про Китай и про Лаос
Говорились прения,
Но особо встал вопрос
Про Отца и Гения.
Кум докушал огурец
И закончил с мукою:
Оказался наш Отец
Не отцом, а сукою.
Полный, братцы, ататуй,
Панихида с танцами.
И приказано статуй
За ночь снять на станции."




Тема художественного оформления "Краснопресненской" - революционное движение 1905 и 1917 годов в Российской империи. В центральном зале можно увидеть 14 барельефов (авторы - Н.А.Щербаков, Ю.П.Поммер, В.А.Фёдоров, Ю.Г.Ушков, Г.Н.Колесников).








































На "Баррикадной" (открыта в 1972 году) всё гораздо скромнее, пришло время плакатных символов:




Переезжаем на станцию "Таганская" кольцевая, которая была открыта в 1950 году в составе участка «Парк Культуры» - «Курская». Художественное оформление станции посвящено Советской армии. Пилоны украшены майоликовыми скульптурами (авторы - А.Д.Бержитская, Е.П.Блинова, П.М.Кожин, З.С.Соколова, А.Г.Сотников), изображающими советских бойцов.



1950 год: http://pastvu.com/p/22184



1950 год: http://pastvu.com/p/97937

В южном торце, где ныне находится переход на Таганско-Краснопресненскую линию, ранее располагалась скульптурная композиция, изображавшая И.В.Сталина в окружении трудящихся и детей на Красной площади. Композиция была заменена на панно с портретом В.И.Ленина и гербами республик СССР, однако и это панно до наших дней не сохранилось.





























































Станция "Таганская" радиальная открыта 31 декабря 1966 года в составе участка «Таганская» - «Выхино». В брежневскую эпоху "экономика должна быть экономной", новые станции строились по типовым проектам. Путевые стены "Таганской" украшены металлическими панно на тему истории авиации и освоения космоса работы художника Э.М.Ладыгина. Можно только догадываться, как бы развернулись на космической тематике художники-пропагандисты сталинских времён. Увы, к 1966 году эпоха "архитектурных излишеств" осталась в прошлом.



















А это уже "Марксистская" (открыта в 1979 году):






Наземный павильон станции "Курская", открывшейся 1 января 1950 года, строился как храм Победы. 1950-1952 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/93562



Открытие станции "Курская": http://www.oldmos.ru/old/photo/view/62329






1951 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/109105




Любопытная история приключилась с текстом гимна СССР в вестибюле "Курской":

"Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин - на верность народу
На труд и на подвиги нас вдохновил."

Эти строки были размещёны на балках под потолком богато оформленного вестибюля. Как и на других станциях метро, все упоминания об усатом вожде народов были изъяты, но на "Курской" в ходе реставрации 2008-2009 годов Сталин был амнистирован. Впрочем памятник Сталину работы скульптора Томского на своё родное место не вернулся.
















ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ, СЛЕДУЮЩАЯ СТАНЦИЯ "Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина"...

социализм, метро, архитектура, сделано в СССР

Previous post Next post
Up