Чему учился Володя Ульянов в гимназии.

Apr 22, 2015 22:12

Оригинал взят у brahman_50 в Чему учился Володя Ульянов в гимназии.


Сегодня день рождения Владимира Ильича Ленина.
Гениальный человек, сделавший как никто много для людей.
Но ведь он тоже был ребенком, что-то узнавал от матери  и отца,  учился в гимназии, читал и взрослел и укреплял свой характер.
И мне захотелось  понять, как и чему же учили, как воспитывали детей в русских гимназиях и русских семьях  более сотни лет назад и насколько они отличается от того что мы видим в наших сегодняшних школах и семьях.
И вот что мне удалось найти в биографии Володи Ульянова ( Источник: http://leninism.su/)
Детство до 5 лет - большая дружная семья, общество любящих матери, отца, сестер и братьев.
В 5 лет Володя научился читать.

В 6 лет Володя с матерью занимается иностранными языками и музыкой.

В 1877 г в 7 лет Володя с семьей летом отдыхает в Ставрополе и на Волге. Осенью-зимой 1878 г. занимается с учителями В. А. Калашниковым, а позднее - с И. Н. Николаевым и В. П. Прушакевич; готовится для поступления в первый класс Симбирской классической гимназии.

В 9 лет Володя сдает приемные испытания и принят в Симбирскую классическую гимназию. С августа 1879 по июнь 1887 года учится в Симбирской гимназии.В семье Ульяновых детьми выпускается домашний рукописный журнал «Субботник». Владимир Ильич писал в него рассказы под псевдонимом «Кубышкин». Читался журнал в присутствии отца и матери по субботам вечером. Володя  много читает; он берет книги в общественной библиотеке Н. М. Карамзина, в гимназической библиотеке, у товарищей по гимназии.

В 1880 г. по решению педагогического совета Симбирской гимназии Володе Ульянову после окончания 1 класса вручается первая награда - книга с золотым тиснением на переплете: «За благонравие и успехи» и похвальный лист.
Ленин учится во втором классе; по всем предметам имеет высшие оценки - «5».
По постановлению педагогического совета Симбирской гимназии Владимир Ульянов за отличные успехи и прилежание после окончания второго класса удостоен первой награды - похвального листа и переведен в третий класс.

Володя учится в третьем классе; впервые начинает изучать греческий язык, алгебру, курс древней истории. По всем предметам добивается больших успехов.  Пo постановлению педагогического совета Симбирской гимназии Володя Ульянов за отличные успехи, прилежание и похвальное поведение после окончания 3 класса награжден похвальным листом и книгой.
Володя  вместе с семьей проводит летние каникулы в деревне Кокушкино. Как всегда, здесь он общается с крестьянами, близко наблюдает их жизнь.

Учится в четвертом классе; по всем предметам имеет высшие оценки - «5»,
пишет письменные работы по русскому языку на темы: описание окрестностей гор. Симбирска; лошадь и польза, приносимая ею человеку; Волга в осеннюю пору; как Ломоносов учился грамоте дома и наукам в Москве; глушь и пустыня (сравнение); ярмарочный день в городе; птица и рыба (сравнение по плану).
13 лет. Володя пишет письменные работы по русскому языку на темы: зима и старость (сравнение); польза ветра; описание своих занятий и впечатлений в форме письма к товарищу или родственникам; зимний вечер; описание весны; письменное изложение прочитанного на уроке отрывка на латинском языке из Корнелия Непота и Юлия Цезаря.
Сдает экзамены за четвертый класс по русскому языку, математике, истории, латинскому, греческому, немецкому, французскому языкам, географии; по всем предметам им были получены высшие оценки - «5».
По постановлению педагогического совета Симбирской гимназии  за отличные успехи, прилежание и похвальное поведение после окончания четвертого класса награжден первой наградой - книгой Е. Н. Водовозовой «Жизнь европейских народов», т. II - «Жители Севера» и похвальный листом.

Учится в пятом классе; по всем предметам, кроме греческого и французского языка, имеет высшие оценки - «5». По греческому и французскому - «4». Пишет письменные работы по русскому языку на темы: наводнение; горы, их красота и польза; отличительные черты поэзии лирической; скупой и расточительный (характеристика); не всякому слуху верь (рассуждение).

1884 г. 14 лет.
Пишет письменные работы по русскому языку на темы: Польза земледелия; быт рыцарей и характеристика главных лиц драмы «Скупой рыцарь» Пушкина; польза путешествий; польза изобретения письменности; письменное изложение содержания нескольких глав из Саллюстия об Югуртинской войне. Педагогический совет Симбирской гимназии после окончания пятого класса награждает Ленина похвальным листом.
Посылает письмо брату - А. И. Ульянову, учившемуся в университете в Петербурге, с просьбой купить и выслать в Симбирск ряд книг, среди них 3-ю книгу Memorabilia (достопримечательностей).
А. И. Ульянов в письме отцу - И. Н. Ульянову сообщает о посылке для Владимира Ильича книг по его просьбе.
Володя читает роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Увлекается произведениями А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и классиков иностранной литературы.

1885 г. 15 лет. По окончании 6 класса гимназии сдает экзамены по словесности, математике, физике, истории, латинскому, греческому, немецкому и французскому языкам.
В кондуитном и квартирном списке учеников Симбирской гимназии указывается, что он - «ученик весьма даровитый, усердный и аккуратный. Успевает во всех предметах очень хорошо. Ведет себя примерно. Средние отметки за год по всем предметам очень хорошие. Переведен в VII класс».
 Лето 1885 г. Володя впервые увидел «Капитал» К. Маркса, который привез домой на летние каникулы его старший брат Александр Ильич, имевший большое влияние на Владимира Ильича.

Январь 1886 г. Смерть отца Ленина - Ильи Николаевича Ульянова.

М. А. Ульянова подает управляющему симбирской дирекцией народных училищ прошение о назначении пенсии после смерти мужа ей и четырем малолетним детям: Владимиру, Дмитрию, Ольге и Марии.
По постановлению педагогического совета Симбирской гимназии  переведен в 8 класс.
 В кондуитном и квартирном списке учеников Симбирской гимназии классный наставник А. Федотченко дает характеристику Владимиру Ульянову:  «Ученик весьма способный и усердный. В классе очень внимателен. Успешность его в среднем выводе 4 8/11. Поведения отличного.
По болезни пропустил за первую четверть всего 10 уроков.
Во вторую четверть по болезни пропущено 21 урок. Средняя успешность 4 10/11. Во внимании, прилежании и поведении отметки- «5».В 3-ю четверть успехи, внимание, прилежание и поведение оценены баллом - «5». По домашним обстоятельствам пропущено всего 30 уроков.В четвертую четверть в успехах имеет по всем предметам отметку «5». По домашним обстоятельствам пропущено 11 уроков. В классе весьма внимателен и прилежен. Ведет себя отлично. Живет у родителей под самым бдительным надзором».

Лето 1886 г. С семьей живет в Кокушкино Казанской губернии.
Много времени проводит за игрой в шахматы с братом Александром, беседует с ним по политическим и экономическим вопросам.

Сентябрь - декабрь 1886 г. Володя сдает гимназическую письменную работу на тему «Значение Куликовской битвы». Переводит с латинского языка на русский выдержки из III книги, de officiis (об обязанностях) Цицерона, статьи из сборника Ходобая и Виноградова, ч. 2, о второй Пунической войне.

При подготовке домашних письменных упражнений по греческому языку использует статьи из сборника Э. Черного: «Спартанские учреждения. Ликург»; при подготовке классных упражнений - «Речь Александра к взбунтовавшимся воинам...

При изучении французского языка для письменных переводов с русского языка на французский  использует отрывки из рассказов «Крещение Владимира» (История Карамзина).

Октябрь.1886 г. Сдает преподавателю домашнее сочинение «Сентиментальное направление в русской литературе».
Заканчивает домашнее сочинение на тему «В чем выражается истинная любовь к отечеству». Пишет гимназическую работу на тему о необходимости труда.

Зима 1886-1887 г. Занимается древними языками и словесностью с учителем чувашской школы Н. М. Охотниковым; готовит его к сдаче экзаменов за курс в гимназии и к поступлению в университет. В один год с Лениным Охотников сдал экзамены на аттестат зрелости и поступил в университет.

Январь- май 1887 г. Володя  в гимназии работает над следующими темами по русскому языку: характерные черты поэзии Пушкина; в чем должна выражаться любовь детей к родителям; местничество в древней Руси и табель Петра Великого о рангах; влияние книгопечатания на успехи просвещения; происхождение и причины распространения раскола.
Изучая латинский язык, делает письменные переводы с русского из сборника Ходобая: «Ликург, законодатель спартанцев (№№ 199-206)»; с латинского на русский отрывков из III книги Цицерона,  переводы с русского языка на греческий ст. 14 из сборника Э. Черного, а с греческого на русский ст. 21-22 - «Плутархова биография Александра...».
Изучая немецкий язык, Ленин использует для письменных переводов с русского на немецкий статью «Солон», по историческим очеркам Грубе. Для письменных переводов с русского языка на французский Ленин использует статью ««Сражение при Калке» (История Карамзина)».

Март, 1 (13).1887 г.
Арест старшего брата  - Александра Ильича Ульянова за участие в подготовке покушения на Александра III.
Володя посещает близкого друга семьи Ульяновых В. В. Кашкадамову, которая сообщает ему о получении письма из Петербурга с известием об аресте Александра Ильича и Анны Ильиничны и просит подготовить к этому Марию Александровну. Ознакомившись с содержанием письма, Владимир Ильич сказал: «А ведь дело-то серьезное, может плохо кончиться для Саши».

Апрель, 15 (27).1887 г.
В своем сочинении «Причины благосостояния народной жизни» Владимир пишет о существовании угнетенных классов в обществе.
Отдавая сочинение, директор гимназии Ф. М. Керенский спросил: «О каких это угнетенных классах вы тут пишете, при чем это тут?».

Апрель, 18 (30).
Владимир пишет прошение директору гимназии о допуске его к экзаменам на аттестат зрелости.
В списке лиц, желающих подвергнуться «испытанию зрелости» в Симбирской гимназии, указано имя Владимира Ульянова и дана характеристика как весьма исправного, весьма аккуратного, отлично усердного и аккуратного в исполнении письменных работ, очень внимательного в классе, с любовью занимавшегося всеми предметами и особенно древними языками.
Педагогическим советом допускается «к испытанию зрелости».

Май, 5 (17) - июнь, 6 (18).
Ленин сдает выпускные экзамены в Симбирской гимназии.

Май, 8 (20).
Ленин сдает письменный экзамен на аттестат зрелости по арифметике и геометрии; получает оценки - «5».
На рассвете во дворе Шлиссельбургской тюрьмы казнен А. И. Ульянов вместе со своими товарищами: П. Я. Шевыревым, В. С. Осипановым, В. Д. Генераловым и П. И. Андреюшкиным, осужденными но делу о покушении на Александра III.

Май, 12 (24).
Владимир сдает письменный экзамен на аттестат зрелости по алгебре и тригонометрии; получает оценки - «5».

Нe позднее 10 (22) мая.
Владимир Ильич  узнает о казни брата.
По воспоминаниям М. И. Ульяновой, получив это известие, он сказал: «Нет, мы пойдем не таким путем. Не таким путем надо идти».
Май, 13 (25).
Ленин сдает письменный экзамен по греческому языку; получает оценку - «5».

Май, 22 (июнь, 3).
Ленин сдает устные экзамены по истории и географии.
По истории отвечает на вопросы: борьба плебеев с патрициями. Воспитание детей в Риме. Богдан Хмельницкий и присоединение Малороссии. Федор Алексеевич. История южных славян в средние века. Разделение церквей. Елизавета английская. Карл IV. Причины появления Реформации. По географии: возвышенности России. Климат и орошение Африки. Важнейшие города в Италии; получает оценки - «5».

Май, 27 (июнь, 8).
Ленин сдает экзамен на аттестат зрелости по закону божьему; Получает оценку - «5».
Ленин сдает устный экзамен на аттестат зрелости по латинскому языку. Отвечает на вопросы: прямая и косвенная речь.
Существительные абстрактные и конкретные. Hen dia dyoin (одно посредством двух) при прилагательных и глаголах. Философия Цицерона. Учение о высшем благе. Ответ был оценен отметкой - «5».

Начало июня.
Владимир беседует с И. Н. Чеботаревым, товарищем Александра Ильича по Петербургскому университету, расспрашивает его о революционном настроении брата, о последних днях их совместной жизни на одной квартире, о допросах на предварительном следствии и в суде, о том, как держался брат на суде.
Июнь, 1 (13).
Сдает устные экзамены на аттестат зрелости по греческому языку. Отвечает по вопросам: «Илиада», VIII, стр. 228- 246. Фукидид, 1, 38. Употребление местоимений. Условные периоды. Правила перехода прямой речи в косвенную. Сложные отрицания. Жители Аттики по сословиям. Спартанское государственное устройство. Образ жизни спартанцев. Ответ был оценен отметкой - «5».
Сдает устный экзамен на аттестат зрелости по математике: по арифметике решает задачи на учет векселей; но алгебре отвечает на вопросы о вычислении сложных процентов и срочных вкладов; по геометрии - об измерении площадей прямоугольных фигур; по тригонометрии - о делении дуг. Вычисление тригонометрических линий некоторых дуг. За ответ им была получена оценка - «5».
Педагогический совет Симбирской гимназии присуждает Ленину аттестат зрелости и награждает его золотой медалью.

Позднее 10 (22) июня.
Получает аттестат зрелости № 468. На своем прошении от 18 апреля 1887 года о допущении его к экзаменам дает расписку: «Аттестат зрелости за № 468 и все прочие документы с копиями получил Владимир Ульянов».

Стоит отметить, что на Володю большое влияние оказала его мать Мария Александровна, которая привила ему любовь к простому народу, любовь к справедливости. В семье Владимира Ильича и мать, и отец увлекались политической периодикой, художественной литературой. Любимыми книгами детства у Ленина были «Записки охотника», «Тарас Бульба», «Хижина дяди Тома». Именно поэтому уже к 15-16 годам у молодого человека были четко сформированные политические взгляды.

Мать научила Володя и мужественно переносить невзгоды. Известно, что Мария Александровна мужественно, без слез посещала арестованного сына Александра просила признать вину и покаяться в содеянном. Сын отказывался. Он отказался в первый раз, во второй, в третий. Последний раз она встретилась с сыном за несколько часов до казни.  Сын решения не изменил.

детство, Ленин

Previous post Next post
Up