В узком смысле, это - распространение какого-либо навыка, приобретенного энным числом особей, на всех остальных особей популяции или вида. Более подробно здесь:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Эффект_сотой_обезьяны В широком смысле это понятие включает в себя также распространение не только поведенческих моделей, но и отвлеченных представлений, убеждений и волевых импульсов в человеческой популяции.
В условиях крайней социальной разобщенности и информационно-энергетической блокады, обеспечиваемой условиями современной жизни и позволяющей "верхам" принимать и претворять в жизнь какие угодно решения, люди, осознавая полное бессилие, склонны уповать на этот эффект как на некую ultimo defensio. Это сродни более фантастичному, но менее наукообразному представлению о неком эффекте (взрыве, вирусе и т. п.) избирательного действия, который уничтожит плохих, пощадив хороших, после чего те заживут дальше в свое удовольствие:
http://lj.rossia.org/users/lankar/288114.html?nc=13 Более "практичный" (то есть, менее замысловатый, но более эффектный) извод этого явления - волшебного избавления по воле некой естественной или просто внешней силы - показан в фильме "Хроники Риддика": кто с нами, залезай, остальным - пиздец без вариантов.
Click to view
(Фильм, кстати, хорош сам по себе и поднимает много любопытных тем на нетипичном для современного человека уровне.)
Возвращаясь к нашим мартышкам, имеется в виду, что если катое или житое число людей вдруг поймет, кто виноват и что делать, то на всех остальных это понимание опустится само собой, после чего наступит эра всеобщего благоденствия.
Однако у людей все не так просто. Для того, чтобы данный эффект возымел действие на людей в целом, какая-то сущность "наверху" должна заметить накопление "критической массы" индивидов, осознавших ту или иную идею, после чего может (но не обязана) принять решение использовать создавшийся потенциал. Она вполне может проигнорировать его наличие, если он не будет вписываться в ее планы или отвечать ее интересам.
Дело в том, что в случае с мартышками, такая сущность (коллективный разум вида, условно говоря) понимает, что данный навык (мытье картошки) полезен для мартышек в целом, после чего решает распространить его на всех. С людьми все иначе, поскольку жизнь человека - война, хорошо описанная, например, в Илиаде. Его душа - поле битвы богов (либо, если это кому-то не нравится, - конфликта противоречивых тенденций или принципов), вследствие чего приверженность катого или житого числа людей тому или иному из этих принципов не обязательно скажется на остальных, так как другие "принципы" тоже не дремлют. Все это вполне можно изложить в объективно-позитивистском ключе, не используя таких слов как "сущность" и, тем более, "бог": просто это потребует перенесения вопроса из плоскости индивидуальности, отношений и этики в плоскость дуальности, закономерностей и физики.
Не следует упускать из виду и то, что, вопреки распространенной "научной" (антропологической и генетической) догме, современный так называемый homo sapiens sapiens - это не один, а несколько видов существ, различия между которыми не менее резки и фундаментальны, чем, например, между родами семейства псовых. Соответственно, все они вряд ли способны осознать одно и то же или, по крайней мере, одинаково: слишком уж разнятся их задачи, интересы, образ жизни, уровень развития и т. п., а зашедшее уже очень давно и далеко межвидовое скрещивание снижает ясность и силу проявления этого эффекта.