В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, а если конкретней - в Тверской области, Торжокском районе, в селе Арпачево стоит довольно старая, но еще не окончательно развалившаяся колокольня. Построил ее Николай Александрович Львов в 1791 году. Гений вкуса, это бесспорно. Даже от тех руин, что остались от его строений, ощущается уверенная сила и талант, благородство и обстоятельное трудолюбие.
В рамках
нашего блог-тура про колокольню нам поведал Георгий Федорович Шапошников, отдавший много лет восстановлению церкви Казанской Божией Матери и колокольни, расположенных на одном участке земли. Я подозреваю, что забор из раубицы, заботливо выкрашенный голубой свежей краской и придающий этим двум строениям хоть какую-то видимость заботы - тоже его рук дело.
Вот так сегодня выглядит колокольня:
А вот так - церковь, расположенная буквально в нескольких метрах от колокольни:
Конечно, горизонт на моих фотках завален, и вообще на звание фоточеловека я даже не претендую. Но эффект падающей колокольни действительно существует. С какой стороны на нее ни смотри на некотором удалении - ощущение, что падает. Крен небольшой, а учитывая состояние объекта, сразу думаешь, что вот тут-то, скоро, основательно завалится памятник архитектуры федерального значения и поминай, как звали. А на самом деле оказалось, что автор так и задумывал.
Как рассказал Георгий Федорович, он специально вызывал геодезиста с оборудованием, чтобы замерить угол крена колокольни. По показаниям умных приборов и специально обученного человека выяснилось, что колокольня стоит идеально ровно относительно всех положенных систем координат. Но ведь с какой стороны ни посмотри - кренится, падает. Ведь не может же быть групповых галлюцинаций у всех, кто имеет глаза?
Очень много времени ушло на то, чтобы понять природу такого визуального эффекта. Выяснилось, что Львов сместил секции колокольни, но не просто по прямой влево-вправо, а чуть по спирали. Вторая секция снизу стоит слегка в сторону относительно первой и так - до самой вершины. В целом - нехитрый прием, вполне логично объясняемый, но какой эффект, а? После этого объяснения в моей голове щелкнул инженерный тумблер и я совершенно по-другому начала рассматривать личность Львова. Это же сколько всего нужно было знать, как нужно было думать, что чувствовать, чтобы творить такие вещи, да еще и на века?
Что касается Георгия Федоровича, на общественных началах радеющего за погибающие шедевры архитектуры, то лично я восхищаюсь этим человеком. Когда-то проживая в столицах, он купил в Арпачево дом, и с тех пор не только живет там, но и не стесняется общаться с областной властью и в меру своих сил и возможностей заниматься и церковью, и колокольней. Когда из наших блогерских рядов прозвучал вопрос, почему он бросил столичную жизнь, он довольно честно ответил, что когда началась перестройка, он не смог оставаться на прежнем месте. Не смог и не захотел, принял решение уехать как можно дальше. И уехал как раз в Арпачево. Такая простая, такая понятная история, но он не сдался и старается быть полезным там, где находится. Издает книги, собирает сведения, заботится об архитектурном наследии. Сильный человек, всем бы так в его довольно преклонные годы.
Усадьбу Львова мы посетили раньше, чем колокльню - они расположены в соседних селах. Завершая первый день тура, я перебирала в голове львовскую усадьбу - с ее прудами, пирамидой, кузницей, деревьями, остовами зданий. Камень и известняк, известняк и камень. Все постройки даже сейчас, в полуразвалившемся состоянии, имеют что-то такое в своем облике, что выдает хозяина и автора с головой. Один раз увидев его архитектуру, уже не забудешь и всегда узнаешь. Эти колонны, эти системы прудов, эти потрясающие конструкции из валунов.
Немного фотографий из усадьбы
Ротонда:
Пирамида:
Погреб:
Кузница:
Конечно, самое впечатляющее в усадьбы нынче - это ротонда, выстроенная Львовым. Потрясающее здание как снаружи, так и внутри. Тем более, что одно здание имеет три отдельных помещения, расположенных друг над другом по направлению вверх. Склеп, церковь и сама ротонда. Не знаю, кому как, а меня довольно сильно впечатлила такая организация пространства. Это вам не из однушки студию сделать.
Через два дня, в последний день тура, мы попали в усадьбу Полторацких, расположенную в селе Грузины Торжокского района. Об этом я попытаюсь поведать отдельно, сейчас - снова о Львове. На входе в усадьбу есть мост, сверху, со стороны дороги, ничем особо не примечательный. Стоит взять чуть вбок, в сторону, как тут же становится ясно - Львов.
Больше некому - его рука чувствуется очень явно. Я вообще поймала себя на том, что всю эту архитектурную старину мне очень хочется пощупать, прикоснуться. В этом желании я себе отказывать не стала - до сих пор где-то под подушечками пальцев бродит нагретая весенним солнцем шероховатость старого гранита.