КАТАКЛИЗМЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ - ГНЕВ БОЖИЙ

Jan 13, 2017 23:55

Читая древние тексты, принадлежащие перу светильников Веры православной, не устаешь удивляться, насколько они свежи и прямо соответствуют нашему времени. Как будто вчера написаны.
Века проходят, а ничего в природе человеческой не меняется. И беды неисчислимые и скорби великие есть прямое следствие человеческих дел непотребных.
[Дальше...]

Святитель Серапион Владимирский.
Епископ Владимирский, Суздальский и Нижегородский.
Монах, затем иегумен Киево-Печерского монастыря, с 1274г.-епископ.(умер в 1275 году.)
Летопись отмечает, что он был «зело учителен и книжен», то есть начитанный в духовной литературе и известный как проповедник.
В надписаниях его слов он называется «святым, преподобным и блаженным». В рукописных святцах он также поставлен в числе святых.

Святителю, как достоверно установлено, принадлежит пять поучений - пять "Слов".
Написаны они -страшно сказать - около 1230 года (первое, остальные -1273-1275 годы)

В "Словах" Серапиона предстает яркая картина "казней Божиих", которым она подверглась, самым страшным из которых стало татарское нашествие. Причем, по мнению мыслителя, Господь заранее предупреждал русский народ о Своем гневе.
По убеждению Серапиона Владимирского именно за эти прегрешения Русь и наказана Господом.

Ниже привожу текст, включивший первое, второе и пятое "Слово" Серапиона.

СЛОВО ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРАПИОНА

Господи, благослови, отче!

Вы слышали, братья, самого Господа, говорящего в Евангелии: "И в последние времена будут знамения на солнце, и луне, и звездах, и землетрясения по землям, и голод".

Тогда сказанное Господом нашим ныне сбылось - при нас, при нынешних людях. Как часто видели мы исчезавшее солнце, и луну померкшую, и звезд изменения! Теперь же и землетрясенье своими глазами увидели: земля, от создания укрепленная и неподвижная, повелением Божиим ныне движется, от грехов наших колеблется, беззаконья нашего вынести не может.



***

Речь идет о солнечном затмении 28 февраля 1206 г., затмении луны 3 февраля 1207 г., о кометах, бывших в 1223 и 1230 гг.

Далее говорится о землетрясении 3 ( 10 ) мая 1230 г.( 6738 года от сотворения Мира.)
Землетрясения для этой части земного шара, находящейся в центре устойчивой плиты, очень редки. Землетрясение наблюдали 1 мая 1230 года в Киеве, Переяславле, Владимире, Новгороде.
Особенно разрушительно оно было в Киеве. В Киево-Печерской лавре церковь св. Богородицы распалась на четыре части. Одновременно рухнула трапезная, где были приготовлены на обед яства и питие.

В Переяславле Русском церковь святого Михаила распалась на две части.
«О потрясении земля, лета 6738 (1230г) Месяца мая в 3 день, во время святыя литургия, егда чтут святое евангелие, в церкви Святыя Богородицы в Володимери, потрясеся земля, и церкви и трапеза, и иконы подвизаша (сдвинулись) по стенам, и паникадила со свещами, и светилна поколебашася (подсвечники закачались).

Вот что сообщают об этих событиях летописи:

"Потрясе же и трапезницею каменой, оуже принесеноу бывшоу в ню корму и питью, и все то потре камение сверхоу падая. Вся же трапезница не паде, ни верх ея."

"Людие же изумишася, и мняхоутся яко глава обошла (голова закружилась) кождоихъ тако дроуг дроугу сказовахоу, еже бысть и недоумевахоуся, что есть сие. Бысть же се многах церквах и в домех господьских, и во иных градех бысть сие..»

"В Кыеве же граде боле того наипаче бысть потрясение в манастыри печерском, церкви Святая Богородица каменная на четыре части разстоупися. Ту соущоу митрополитоу Кирилоу и князю Володимероу и бояром и множествоу людей сшедшуся праздник бо бе том днесь отца Феодосия."

"В Переславли же роуском, церкви святого Михаила разседеся надвое, паде же и перевод трех комаръ и с кровлею (упал же свод трех арок с кровлею) и потре иконы, и паникадила со свечами, и светилна. Бысть же то единого дне и единого часа по всей земли, во время литоургия."

"Того же месяца 10й день, видеша нецый солнце (некое солнце, светило) рано всходяще. И бысть три оуглы (светило треугольной формы) потом же мало бысть яко звезда и тако погыбе (превратилось в звезду, и исчезло) потомъ же взыде в своем чиноу."

Таким образом, это были не слабые отголоски карпатских землетрясений, которые лишь кадила могли бы немного качнуть, а мощное землятрясение, вызвавшее масштабное разрушение церквей - не самых, мягко говоря, слабых сооружений.

***



Не послушали мы Евангелия, не послушали мы Апостола, не послушали сказания пророков, не послушали святителей великих (1), назову: Василия и Григория Богослова, Иоанна Златоуста и прочих святителей святых, которыми вера утверждена была, еретики были изгнаны и Бог всеми народами познан был,- а они учили нас беспрестанно, но мы - все равно беззакония держимся!

И вот уже поучает нас Бог предзнаменованьями, земля сотрясается по его повелению: хоть и не говорит устами, но делом поучает. Даже так наказав нас, Бог не отучил нас от злого нрава. Ныне - землю трясет и колеблет, грехи беззакония желая с земли отрясти, как листья с дерева. Если же скажет кто: "И до этого землетрясения войны и пожары бывали",- то отвечу: "Да, верно, но что же потом было с нами? не голод? не мор ли? не сражения многие? (2)

И все равно не покаялись мы, пока не пришел на нас немилостивый народ, как наслал его Бог; и землю нашу опустошили, и города наши полонили, и церкви святые разорили, отцов и братьев наших перебили, над матерями и сестрами нашими надругались".

Теперь же, братья, все это признав, убоимся страшного этого наказанья и припадем к Господу своему с обещаньем: да не падет на нас еще больший гнев Господень, да не наведем на нас казни сильнее прежней. Недолго еще будет ждать он нашего покаяния, ждать нашего обращения.

Если откажемся от греховных судов и безжалостных, если отстранимся от неправедного лихоимства и всякого грабежа, воровства, разбоя и грязного прелюбодейства, отлучающих от Бога, сквернословия, лжи, клеветы, божбы и доносов и прочих сатанинских деяний,- если в этом переменимся, хорошо я знаю: во благости примут нас не только в сей жизни, но и в будущей, ибо сам Господь сказал: "Возвратитесь ко Мне - вернусь и я к вам, отступитесь от всех - покину и Я вас, казня".

Когда же отступим мы от наших грехов? Пожалеем себя и своих детей: когда еще столько внезапных смертей видели мы? Иные не успели порядка наладить в доме своем - и похищены были, иные с вечера в здравье легли - но утром не встали: устрашитесь, молю вас, такого внезапного расставанья!

Если же предадимся мы воле Господней,- во всем утешит нас Бог небесный, как сыновей помилует нас, печаль земную снимет с нас, мирный исход в вечную жизнь дарует нам, где торжеств и праздника вечного сподобимся мы, вместе с достойно послужившими Богу.

Многое я говорил вам, братья и дети мои, однако вижу: мало приемлете, учением моим исправляясь; многие же не относят его к себе, будто бессмертные - дремлют. Боюсь, как бы не сбылось над ними слово, реченное Господом: "Если бы я не говорил им, то не имели бы греха; теперь же нет им прощения в грехе их". Ибо часто говорю вам: если вы не изменитесь - прощенья не будет пред Богом!

Я же, грешный ваш пастырь, завещанное Господом совершил, слово его передаю вам, вы же знаете, как преумножить Господень дар. Когда он придет судить мир и воздать каждому по делам его, тогда потребует с вас ответа - и если вы преумножите свой талант (3), то восславит вас в славе Отца своего с Духом Святым, ныне, присно и во веки веков!

Большую печаль в сердце своем ношу из-за вас, дети мои, потому что нисколько, вижу, не отвратились вы от дел непотребных. Не так скорбит мать, видя в болезни детей своих, как я, грешный отец ваш, видя вас, страдающих от дел беззаконных.

Говорил я вам много раз, желая отвратить вас от злых пороков,- но вижу: нисколько не изменились вы. Если кто-то из вас разбойник - разбоя не бросит, если крадет - воровства не оставит, если другого кого ненавидит - враждует без устали, если кто обижает и грабит - не насытится, если он ростовщик - не перестанет проценты взимать, ибо, согласно пророку: "Суетится бесцельно: накопляя, не знает, кому собирает". Окаянный и не думает, что он как родится нагим - так и отходит, ничего не имея, кроме проклятья во веки; если кто любодей,- любодейства не бросит, сквернословец и пьяница,- привычек своих не оставит.

Как же я утешусь, видя вас от Бога отошедшими? Чему я порадуюсь? Всегда сею в ниву ваших сердец семя божественное, но никогда не вижу, чтоб оно проросло и зерно породило. Умоляю вас, братья и дети мои, переменитесь к лучшему, обновитесь благим обновлением, перестаньте зло творить, устрашитесь создавшего вас Бога, вострепещите суда его страшного!

К кому идем, к кому стремимся, отходя от жизни земной? Что скажем, что ответим? Страшно, дети, подпасть под Божий гнев. Почему не думаем, что нас постигнет, пребывающих в жизни такой? Чего не навлекли на себя? Какой казни от Бога не восприняли? Не пленена ли земля наша? Не покорены ли города наши? Давно ли пали отцы и братья наши трупьем на землю? Не уведены ли жены наши и дети в полон? Не порабощены ли были оставшиеся горестным рабством неверных?

Вот уж к сорока годам приближаются страдания и мучения, и дани тяжкие на нас непрестанны, голод, мор на скот наш, всласть хлеба своего наесться не можем, и стенания наши и горе сушат нам кости. Кто же нас до сего довел? Наше безверье и наши грехи, наше непослушанье, нераскаянность наша!

Молю вас, братья, каждого из вас: вникните в помыслы ваши, узрите очами сердца ваши дела,- возненавидьте их и отриньте, к покаянью придите. Гнев Божий престанет, и милость Господня на нас изольется, и все мы в радости поживем на нашей земле, по уходе от мира сего придем радостно, как дети к отцу, к Богу своему и наследуем царство небесное, ради которого Господом созданы были.

Господь сотворил нас великими, мы же своим ослушаньем себя претворили в ничтожных. Так не погубим же, братья, величия нашего: "Не слышавшие завет праведны перед Богом, но - исполнившие его". Если же в чем совратимся, опять к покаянью прибегнем, любовь к Богу проявим, слезы прольем, милостыню нищим по силе сотворим, если сможете бедным помочь - от бед избавляйте.

Если не станем такими - гнев Божий будет на нас; всегда пребывая в любви, спокойно мы заживем! Знаем о граде Ниневии (4): велик был обильем людей, но и полн беззаконья. Как только Бог пожелал истребить его, как Содом и Гоморру (5), послал Иону-пророка, чтоб предрек он погибель их града. Они же, услыхав, не медля, тотчас отошли от грехов своих и каждый - от бесчестной стези своей, поборов свои беззаконья раскаяньем, и постом, и молитвой, и плачем,- от стариков и до юных, до самых младенцев, которых на три дня от молока отлучили, даже и до скота: и коням, и скотине всей пост сотворили.

Так умолили Господа, от казни его освободившись, Божию ярость переменили на милость - и погибель избыли. Предсказанье Ионы было напрасным, отчего он и Богу пенял, и роптал за бесчестье пророчеств своих: ведь град не погиб!

Иона, как человек, погибели города ждал; но Бог, увидев в сердцах их истинное покаянье, увидев, что каждый из них отошел от своего зла и делом, и мыслью,- милость несчастным явил. Что же мы скажем об этом? Чего мы не видели? Чего не свершилось над нами? Чем не накажет нас Господь Бог наш, желая нас отвратить от беззаконий наших?

Ни единого лета или зимы не прошло ведь, чтобы Бог не наказывал нас, но никак не отрешимся от подлой нашей привычки: кто завяз в каком грехе - в нем пребывает, к покаянью никто не стремится, никто Богу не обещает искренне зла не творить. Какие кары не примем в сей жизни и в будущем огне негасимом? Так теперь же перестаньте Бога гневить, молю вас! Многие меж вами Богу искренне служат, но на этой земле равно с грешниками наказаны Богом - тем светлее венец получат от Господа, греховным же - больше мучений за то, что казнимы были и праведники за их беззаконья.

Слушая это, устрашитесь, вострепещите, отстаньте от зла и сотворите добро. Сам Господь сказал: "Обратитесь ко мне - обращусь и я к вам". Ждет раскаянья нашего - помиловать нас хочет, и избавить от бед хочет, от зла хочет спасти! Мы ж за Давидом скажем: "Господи, посмотри на смиренье наше и прости все грехи наши, направь нас, Боже, спаситель наш, отврати гнев твой от нас, да не вечно гневайся на нас, да не простришь гнев твой от рода в род!" Ибо ты Бог небесный, и тебя прославляем вместе с изначальным Отцом и с Пречистым Духом и ныне, и присно, и вечно!

Печаль многую ношу в сердце о вас, дети мои. Никак не измените мерзких своих привычек, все злое творите, что ненавистно Богу на погибель душе своей. Правду отринули, любви не имеете, зависть и лесть процветают в нас, и вознесся ваш разум. Обычай языческий взяли: кудесникам верите и сжигаете на огне неповинных людей. Где вы найдете в Писанье, что люди властны над урожаем иль голодом? могут подать или дождь, или жару? О неразумные! все Бог сотворяет, как хочет; беды и голод насылает за наши грехи, нас наказав, приводя к покаянью.

О маловерные! слыхали о Божьих вы казнях: в древние времена, до потопа, на гигантов - огнем сожжены, и содомляне огнем сожжены, при фараоне - десять египетских казней, при Ханаане раскаленные камни с небес напустил, при судьях войны навел, при Давиде - мор на людей, при Тите - плен на Иерусалим, а затем земли трясенье и разрушение града.

И в наше время какого еще мы не видели зла? многие беды, и скорби, и войны, и голод, от неверных насилье. Но никак не изменим злых обычаев наших, ныне же, видя гнев Божий, решаете: если кто висельника или утопленника похоронил (6) - чтобы не пострадать самим, вырываете снова.

О, безумие злое! О, маловерье! Насколько мы зла преисполнены и в том не раскаемся! Потоп был при Ное не за повешенного, не за утопленного, но за людские неправды, как и прочие кары бесчисленные, Город Дураццо четыре года стоял (7), морем затоплен, и ныне в море лежит. В Польше от обилья дождя (8) шестьсот человек утонуло, а двести других еще в Перемышле утонуло, и голод был четыре года.

И все это было уж в наше время за наши грехи! О люди! это ли ваше раскаянье? тем ли Бога умолите, что утопленника или удавленника выроете? этим ли Божию кару хотите ослабить? Лучше, братья, отстанем от злого, прекратим все злодеянья: разбой, грабежи, пьянство, прелюбодейство, скряжничество, ростовщичество, обиды, воровство, лжесвидетельство, гнев и ярость, злопамятство, ложь, клевету.

Я ведь, грешный, всегда вас учу, дети мои, велю вам покаяться. Вы же не прекращаете злых дел. И если когда на нас кара какая от Бога придет, еще больше прогневаем Бога, распространяя приметы: из-за этого - засуха, из-за этого - дождь, из-за этого хлеб не родится; распоряжаетесь Божьим созданьем, но о безумье своем почему не скорбите?

Даже язычники, Божьего слова не зная, не убивают единоверцев своих, не грабят, не обвиняют, не клевещут, не крадут, не зарятся на чужое; никакой неверный не продаст своего брата, но если кого-то постигнет беда - выкупят его и на жизнь дадут ему, а то, что найдут на торгу,- всем покажут; мы же считаем себя православными, во имя Божье крещенными и, заповедь Божию зная, неправды всегда преисполнены, и зависти, и немилосердья: братьев своих мы грабим и убиваем, язычникам их продаем; доносами, завистью, если бы можно, так съели б друг друга,- но Бог охраняет!

Вельможа или простой человек - каждый добычи желает, ищет, как бы обидеть кого. Окаянный, кого поедаешь?! не такого ли человека, как сам ты? не зверь он и не иноверец. Зачем же ты плач и проклятье на себя навлекаешь? или бессмертен ты? или не ждешь ни Божьего суда, ни воздаянья каждому по делам его? Ибо - от сна пробудясь, не на молитву ты ум направляешь, а как бы кого озлобить и ложью кого пересилить. А не прекратите, позже горшие беды вас ждут!

Потому вам, моляся, говорю: раскаемся все мы от сердца - и Бог оставит свой гнев, отвратимся от всех злодеяний - и пусть Господь Бог к нам вернется. Ведь знаю я и вам говорю, что за мои грехи все эти несчастья творятся. Придите ж со мной на покаянье, и вместе умолим мы Бога, ибо я знаю: если покаемся мы - будем помилованы; если же не оставите вы безумья и неправды, то увидите худшее после. Богу же нашему слава.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Речь идет о знаменитых "отцах церкви", почитавшихся на Руси: Василии Великом (329-378), Григории Богослове (328-390), Иоанне Златоусте (347-407).

2. Согласно летописи, голод и мор обрушились на Русскую землю в 1230 г. Стоит отметить, что в этом году было очень много экстремальных природных явлений. На Руси дожди шли с марта до конца июля. Наблюдалась одна из самых продолжительных группировок особо опасных природных явлений: многолетние засухи, которые сменились годами чрезвычайной увлажненности.
Все это обусловило 17 голодных лет на Руси. Население некоторых городов почти полностью вымерло.
Имеются также в виду первые столкновения русских с монголо-татарскими силами (1223) и постоянные сражения с южными соседями - половцами.

3. Согласно евангельской притче, господин дал рабам несколько талантов, и только один из них не пустил свою долю в оборот, закопав свой талант в землю. Именно этот раб и был наказан вернувшимся господином (Мф. 25, 15-30).

4. В библейской Книге Пророка Ионы говорится о пророчествах Ионы: по поручению Бога Иона предрек гибель Ниневии через сорок дней за великие грехи; жители, начиная с царя, покаялись и были прощены Богом, что раздражило Иону, пророчество которого оказалось несбывшимся. Этот текст сам Серапион немного расширяет; так, в Библии ничего не говорится об отлучении младенцев от молока, нет и других подробностей.

5. В Библии говорится об ужасно разрушении этих городов, погрязших в грехе и разврате.

6. Серапион говорит о суеверье относительно самоубийц: их нельзя хоронить, иначе будет неурожай, мор и голод. Серапион борется с суеверием, которое устойчиво держалось до XIX в. (неоднократно описано этнографами).

7. Город Дураццо на восточном береге Адриатического моря разрушен и затоплен в результате землетрясения 1273 г.

8. Польские летописи говорят о большом наводнении, бывшем в 1269 г.

О возможной причине страшных катаклизмов на Руси в следующем посте

Вера, Непознанное, Бог

Previous post Next post
Up