Знаменитый браунинг, вошедший в историю

Sep 22, 2020 21:58

В годовщину убийства эрцгерцога Венский музей военной истории впервые представит публике пистолет браунинг, из которого 90 лет назад, 28 июня 1914 года, сербский гимназист-террорист Гаврило Принцип убил в Сараево австрийского престолонаследника эрцгерцога Франца Фердинанда и его жену Софью Хотек. Десятки лет раритет считался безвозвратно утерянным. Но в 2004 году пистолет был найден.





Его случайно нашли под грудой хлама и мусора - при уборке здания иезуитской общины в федеральной земле Штирия, на юге Австрии. Наряду с этим браунингом основу "юбилейной" экспозиции составят: имперский лимузин Graf & Stift Phaeton, ставший для супругов катафалком; сухие лепестки розы, прикрепленной в тот фатальный день к поясу Софьи; окровавленное платье эрцгерцогини; чехол от подушки, к которой приник головой умирающий Франц Фердинанд; бомбы и пистолеты, которыми шесть сообщников Принципа так и не воспользовались...

Об орудии убийства известно следующее: в октябре 1914-го, после 12-дневного судебного процесса над заговорщиками, браунинг образца 1910 года, порядковый номер 19074, был отдан на хранение (военным ведомством Боснии в Вене) священнику-иезуиту Антону Пантигаму. Святой отец был духовником августейшей четы, он и прочитал отходную над могилой. А затем пожелал создать музей памяти Франца Фердинанда и Софьи, собрав для этого все необходимое. Власти пошли ему навстречу, однако в хаосе начавшейся мировой войны осуществить задуманное было невозможно.

В 1926 году Антон Пантигам умер. Раритетные вещи, включая пистолет Принципа, иезуитская община предложила семье эрцгерцога, но та их не приняла. Потом главный браунинг (у каждого из участников теракта был подобный) пропал. Остальные предметы так и оставались у австрийских иезуитов, пока орден не решил передать их Венскому музею военной истории к 90-летию трагедии. "Пусть лучше за раритетами присмотрят эксперты, а публика получит к ним широкий доступ", - заметил глава ордена отец Томас Нойлингер.

Свойства браунинга, одного из символов той эпохи, заслуживают отдельного рассказа. Почему пистолеты именно этой марки были выбраны организаторами покушения на Франца Фердинанда? Почему в первом и втором десятилетии XX века браунинг стал профессиональным оружием террористов? Именно из него 1 сентября 1911 года в Киевском оперном театре двойной агент Дмитрий Богров с четырех шагов поразил Петра Столыпина: пуля порвала печень. Из него 30 августа 1918 года на московском заводе Михельсона полуслепая эсерка Фанни Каплан тяжело ранила Ленина, выстрелив почти в упор три или четыре раза.

Автоматический пистолет Джона Браунинга образца 1900 и 1910 годов был весьма своеобразен. Его патрон калибра 7,65 мм на бездымном порохе обладал начальной скоростью 260 м/с и дульной энергией 175 дж - значительно меньше, чем у патронов парабеллума и маузера, двух популярных пистолетных марок той поры, имевших явное преимущество на больших дистанциях. Однако благодаря малой (31,5 мм) ширине браунинг отличался компактностью. И поэтому идеально подходил для террора. С ним убийца мог незаметно приблизиться к жертве. Ни револьвер с толстым барабаном, ни пистолеты парабеллум и маузер такой возможности не давали.

Выбор оружия определялся тактикой. Террорист был смертником: этика его организации (в случае с Принципом - тайного общества "Млада Босна", финансируемого Сербией) рекомендовала, чтобы после успешного покушения он не скрывался, а оставался на месте. Браунинг не имел внешнего курка, из него нельзя было немедленно открыть огонь (скажем, по подоспевшей полиции), быстро приведя в боевое положение. Другое дело - теракт. Боевик мог заранее дослать патрон в ствол и поставить пистолет на предохранитель.



Ложе смерти и костюм, в котором погиб эрцгерцог Франц Фердинанд

И еще один технический штрих. Возвратно-боевая пружина браунинга располагалась не под стволом, а над ним. Это позволяло максимально уменьшить подброс оружия при выстреле. Пистолетом мог пользоваться даже ребенок. 19-летний (в 1914 году) сын почтальона Гаврило Принцип уже не был ребенком, хотя жил и мыслил как младенец, не ведающий, что творит. Больной чахоткой и туберкулезом костей, гимназист, поверхностно знакомый с идеями Бакунина, Кропоткина и русских революционеров-народников, как и его наставники из "Млада Босна", слепо уверовал в идею "великой Сербии", ради которой он и казнил престолонаследника. И из-за которой, приговоренный к 20 годам каторжных работ, сам умер от туберкулеза в тюрьме чешского города Терезин в 1918-м, за несколько месяцев до крушения австро-венгерской монархии.

В августейшую чету он стрелял с полутора метров. Браунинг не подвел: первая пуля, пробив дверь автомобиля, попала эрцгерцогине в бок, точнее - в желудочную артерию. Вторая прошила воротник мундира Франца Фердинанда, шейную артерию и застряла в позвоночнике. Софья умерла первой, опередив на пять минут мужа, шептавшего: "Софи. Софи. Не уходи. Ради наших детей - останься". Как оказалось, эрцгерцог мог бы выжить, если бы не жесткий глухой воротник: пока его безуспешно пытались расстегнуть, несчастный истек кровью.

Оказалось также, что вся террористическая группа, расположившаяся на набережной реки Мильяцки в Сараево, не имела навыков владения оружием. Ближайший к императорскому кортежу киллер выстрелил в эрцгерцога из пистолета, но не попал. Второй - рабочий-типограф Неделько Габринович (тоже туберкулезник) - бросил в Graf & Stift Phaeton бомбу, которая, отскочив, взорвалась под колесами другого автомобиля, легко ранив двух офицеров. Его забили до смерти набежавшие горожане. Еще четырех боевиков, стоявших наизготовку, оттеснила с пути следования кортежа толпа.

Гаврило Принцип в те минуты поджидал эрцгерцога у кафе Moritz Schiller на пересечении набережной и улицы Франца-Иосифа. Ускорившийся кортеж пронесся мимо него к ратуше, где высоких гостей встретили "отцы города". Принцип остался, зашел в кафе, перекусил бутербродом. А престолонаследник, пообщавшись с сараевским начальством, собрался в дорогу, велев следовать прежним путем - по набережной, чтобы доставить раненых в больницу. Его предупреждали: "Нельзя. Опасно". Он никого не слушал.
Graf & Stift Phaeton добрался до улицы Франца-Иосифа, а затем почему-то свернул на нее. "Стой! Не туда! Поезжай прямо!" - закричали сопровождающие шоферу. Тот затормозил, дал задний ход и остановился для разворота буквально у ног Гаврило Принципа...



Злополучный Graf & Stift Phaeton

Эту машину преследовал злой рок. Graf & Stift Phaeton - первый автомобиль австрийского производства. После трагедии в Сараево его приобрел генерал Питерек. Вскоре генерал сошел с ума и умер. Следующий владелец Graf & Stift Phaeton - губернатор Сербии - попал в аварию и потерял руку. Правда, остался жив. Судьба других была куда печальнее. "Нехороший" автомобиль погубил швейцарского автогонщика, который врезался в стену. Его выбросило из машины, и он, как говорят медики, "получил травмы, несовместимые с жизнью". Лимузин попал в ремонт. Владелец мастерской, приведя его в порядок, решил покатать на "царском" автомобиле друзей. Рискованный обгон - и печальный финал: механик и все пассажиры погибли. Всего же за 12 лет после сараевского убийства Graf & Stift побывал в шести авариях и погубил 13 человек.

https://iz.ru/580832/georgii-stepanov/naiden-pistolet-iz-kotorogo-byl-ubit-ertcgertcog-frantc-ferdinand

История, Сараево

Previous post Next post
Up