Анна Иоанновна, дочь царя Ивана Алексеевича, брата Петра I, и царицы Прасковьи Федоровны, была в возрасте семнадцати лет выдана замуж за курляндского герцога Фридриха Вильгельма. Через год Анна Иоанновна овдовела, однако продолжала жить в Курляндии. Внезапная смерть императора Петра II 19 января 1730 года изменила судьбу курляндской герцогини. В тот же день по настоянию представителей старинной московской знати к Анне Иоанновне было направлено посольство с просьбой «не медля в Москву ехать и российский престол восприять». 15 февраля 1730 года Анна Иоанновна въехала в Москву, а 28 апреля была торжественно коронована в Успенском соборе. Коронация императрицы Анны Иоанновны, поразила современников грандиозной пышностью, хотя подготовка к ней велась в крайне сжатые сроки.
Луи Каравак.Портрет империатрицы Анны Иоановны. 1730
На картине изображена императрица Анна Иоанновна в малой бриллиантовой императорской короне на голове. Черные волосы украшены жемчужными нитями и уложены в прическу с двумя завитками на лбу и спускающимся на правое плечо локоном. Императрица одета в серебристо-серое платье из узорной парчи с глубоким декольте, украшенным бриллиантовым аграфом. На рукаве - два ряда кружев. На плечи наброшена горностаевая мантия. Через правое плечо перекинута голубая муаровая лента ордена св. Андрея Первозванного.
За три месяца русские портные под присмотром французского закройщика Емельяна Делюза сшили роскошные «ливрейные платья» для ста пятидесяти придворнослужителей. Под руководством архитектора П.Еропкина были возведены «винные фонтаны». Он использовал оставшиеся от прежних коронаций золоченые резные статуи, маскароны, фонтанные чаши, земляные насосы и трубы, хранившиеся в Немецкой слободе. Для подачи вина в землю уложили точеные из сосновых бревен трубки, тянувшиеся к колокольне «Иван Великий». Наверху установили чаны, из которых пускалось вино.
Государственный коронационный ритуал, начертанный Великим Петром, оставался неизменным, но проявлялся в более ярком внешнем блеске - коврами, парчами, золотом, бархатом, жемчугом и бриллиантами.
Коронационное платье для императрицы сшили из «новомодной» парчи, привезенной из Лиона - крупнейшего шелкоткацкого центра Франции, а корон было приказано выполнить сразу две - большую для церемонии коронации и малую - для торжественных выходов на поздравительные аудиенции. В общей сложности для двух корон было использовано две тысячи триста пятьдесят пять бриллиантов.
Платье коронационное империатрицы Анны Иоановны. Россия, 1730 г.Парча, шелк, кружево золотное; шитье.
Ее коронационное платье было сшито из «новомодной» розовой узорной парчи, привезенной из Лиона - ведущего шелкоткацкого центра Франции. Цвет сохранился только в складках платья. Платье имеет плотно облегающий фигуру лиф, что было характерно для женского костюма на протяжении всего XVIII века, глубокое декольте, очень маленький короткий рукав, широкую юбку в форме колокола. Чтобы создать такой «колокол» в нижнюю юбку вшивали обручи из китового уса: юбка такой формы была в моде до 60-х годов XVIII века и носила название юбки на панье. Подол платья украшает роскошная кружевная сетка, сплетенная из золотных нитей. Особенно интересен шлейф, выполненный на подкладке из позолоченной парчи с муаровыми разводами. С помощью особой системы серебряных шнуров и кистей его можно было поднимать и драпировать. Есть основания полагать, что платье было сшито в России под руководством придворного портного, прибывшего из Курляндии вместе с Анной Иоанновной.
К прежним коронационным регалиям Анна Иоанновна добавила цепь ордена Святого апостола Андрея Первозванного, который был поднесен ей членами Верховного тайного совета 14 февраля 1730 г. в селе Всесвятском под Москвой. Официальное включение знака и цепи ордена в состав коронационных регалий можно рассматривать как принятие Анной Иоанновной на себя звания гроссмейстера - главы ордена, освещенное таинством миропомазания, и как демонстрацию особого расположения императрицы к кавалерам ордена. Она позиционировала их как опору своего трона.
Церемониал торжественного шествия в Успенский собор состоял теперь из нескольких отделений разных придворных, государственных и общественных представителей. В этой церемонии появились впервые депутаты из городов Нарвы, Ревеля и Риги, ландраты эстляндские и лифляндские, а также и гетман войск малороссийских.
Корона империатрицы Анны Иоановны. Москва, март-апрель 1730 г.
Золотых дел мастера Самсон Ларионов, Калина Афанасьев, Никита Милюков, серебряник Петр Семенов, золотарь Лука Федоров.
Серебро, алмазы, рубины, турмалины; литье, чеканка, резьба, золочение.
Серебряная позолоченная корона принадлежала императрице Анне Иоанновне. По своей форме в виде двух полушарий, укрепленных на обруче и разделенных высокой аркой с крестом, она восходит к короне императрицы Екатерины I. Однако в отличие от короны Екатерины I корона Анны Иоанновны сохранила свое драгоценное убранство, включающее две тысячи пятьсот алмазов, а также красные камни - рубины и турмалины. Особенно великолепен турмалин, помещенный под крестом, обращающий на себя внимание величиной (вес его составляет 100 граммов). До последнего времени бытовало мнение о том, что корона Анны Иоанновны могла быть создана петербургским мастером Готлибом Вильгельмом Дункелем, «имя которого часто встречается в документах той эпохи в связи с ювелирными работами, исполнявшимися для двора». Однако недавно обнаруженные архивные материалы, сохранившиеся в делопроизводственной документации коронационной комиссии 1730 г., позволили по-новому подойти к проблеме атрибуции короны и отнести ее к работе московских мастеров.
В Успенском соборе «супротив алтаря» соорудили «живописною работою» трон под балдахином из красного бархата. Под балдахином «поставлены для Ея Императорского Величества древней персидской работы креслы, драгоценными каменьями украшенные». Путь «от апартаментов Ея Императорского Величества до красного крыльца» и Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов покрыли красными сукнами. Венец на Анну Иоанновну возложил новгородский архиерей Феофан Прокопович и произнес затем поздравительную речь. При шествии только что коронованной императрицы из Успенского собора за ней следовал генерал-фельдмаршал граф Брюс, «который на обе стороны пути золотые и серебряные бросал в народ жетоны».
На парадном обеде в Грановитой палате был впервые зафиксирован ставший впоследствии традиционным обычай, заимствованный, скорее всего, из Англии: приглашённые садились за столы лишь после того, как коронованная особа «изволила спросить пить».
Гравюра "Портрет императрицы Анны Иоанновны", 1740 год
На площади перед Грановитой Палатой для простого народа в особых рундуках поместили двух жареных быков, начиненных разными птицами, а по обе стороны от них из двух фонтанов пустили белое и красное вино, «которое дано народу в вольное употребление». Сама же Государыня бросала с балкона в народ золотые и серебряные жетоны. На следующий день Императрица принимала от придворных поздравления с последующим званым обедом, после которого Государыня «изволила принимать важных чужестранных особ духовного сана жен и дочерей 4, 5, и 6 классов и знатного шляхетства, ландратов, бригадиров, полковников, подполковников, майоров, само знатное шляхетство и штатских высоких классов».
Click to view
https://il-ducess.livejournal.com/?skip=30https://www.kreml.ru/exhibitions/virtual-exhibitions.koronatsii-v-moskovskom-kremle/koronatsiya-anny-ioannovny/