Солнечным утром 28 июня 1914 года в город Сараево, столицу Боснии и Герцеговины, аннексированной могущественной Австро-Венгерской империей, прибыл с инспекцией австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд Карл Людвиг Йозеф фон Габсбург с женой, которую звали София Мария Йозефина Альбина Хотек светлейшая герцогиня Гогенберг.
На железнодорожной станции Сараево эрцгерцога встречал губернатор Боснии и Герцеговины.
Софи Хотек (1868-1914) и эрцгерцег-кронпринц Франц Фердинанд (1863-1914) состояли 14 лет в счастливом браке
и умерли в один день....
После инспекторской проверки и нескольких официальных встреч эрцгерцог с супругой должны были покинуть Сараево.
Но что-то пошло не так...
«Пороховой погреб» Европы
Босния и Герцеговина - область на северо-западе Балканского полуострова. С XV века эти территории оказались под турками. Период османского господства завершился спустя 400 лет, когда после успешной русско-турецкой войны 1877-1878 годов Австро-Венгрия получила право ввести свое управление в Боснии и Герцеговине (официально область все же принадлежала Османской империи). В 1908-м Вена при поддержке Германии заявила, что аннексирует оккупированные территории. Реакция Сербии была резко отрицательной.
Начался так называемый Боснийский кризис: Сербия была поставлена на порог войны с Австро-Венгрией. Война непременно развязалась бы, если бы Сербию поддержала Россия, но она после неудачной войны с Японией сомневалась в своих силах воевать на два фронта: против Австрии и Германии. Вместо помощи Петербург убеждал сербского короля согласиться на аннексию. Сербия уступила. Но всем было ясно, что война Белграда с Веной за Боснию и Герцеговину лишь вопрос времени.
Покушение на эрцгерцога Франца Фердинанда и его супругу в Сараево.
С обложки иллюстрированного приложения к газете Le Petit Journal от 12 июля 1914 года
План покушения, или братья по оружию
Их было три товарища, три боснийских серба - Гаврило Принцип, Трифко Грабеж и Неделько Чабринович. Старшему - Принципу - в 1913-м исполнилось 19 лет, он учился в гимназии. Двое - на год младше: Грабеж тоже был гимназистом, а Чабринович работал в типографии. Все трое - члены тайной боевой группы «Молодая Босния»(«Млада Босна»), занимавшейся организацией терактов против высших должностных лиц Австро-Венгерской империи на территории Боснии и Герцеговины. Идея была в том, чтобы спровоцировать восстание, которое завершилось бы объединением сербов, хорватов и словенцев в великое государство.
Принцип (справа) с товарищами по заговору Трифко Грабецом (слева) и Неделько Чабринович
в парке Кальмедган в Белграде. Май 1914 года.
За год до Первой мировой троица находилась в Белграде, где по инициативе Принципа сблизилась с тайной ультранационалистической сербской организацией «Черная рука». Ее члены тоже намеревались с помощью террора создать единую южнославянскую державу. Принцип, Грабеж и Чабринович дали клятву, что исполнят любое задание, которое поручат старшие товарищи. И такую возможность им предоставили.
Изначальной целью террористов являлся боснийский губернатор Оскар Потиорек, однако возникли трудности с доставкой необходимого оружия.
А весной 1914 года из газет стало известно, что в июне в Боснию приедет наследник австрийского престола эрцгерцог Франц Фердинанд, неоднократно демонстрировавший откровенную неприязнь к Сербии, для наблюдения за учениями вблизи от сербской границы.
Планы заговорщиков изменились.
И «Черная рука» принялась готовить покушение на царственную особу. Во главе заговора стояли сербские военные офицеры: полковник Драгутин Димитриевич, его соратники майор Воислав Танкосич и Раде Малобабич. Танкосич вооружал террористов бомбами и огнестрельным оружием, а также занимался их обучением. К концу мая он решил, что молодые люди готовы. Оставалось перебраться из Сербии в Боснию.
Боснийский серб Гаври́ло При́нцип - убийца эрцгерцога Фердинанда
Васо (Васа) Чубрилович отправился туда легально на поезде, а Гаврило Принцип и Трифко Грабеж, везущие пистолеты и бомбы, должны были пересечь границу тайно. Ночью 1 июня в районе Лозницы от заросшего ивами островка на реке Дрине, служащей границей между Сербией и Боснией, тихо отошла лодка с молодыми террористами. Сербская контрразведка знала о готовящемся покушении на Франца Фердинанда и разослала по пограничным гарнизонам депеши, предписывавшие задержать террористов.
Но Принцип и Грабеж переправлялись у заставы, начальник которой был членом организации «Народная оборона» («Народная одбрана»), союзной «Черной руке». Переправа прошла без помех, и двое террористов через несколько дней прибыли в Тузлу, где встретились с Чабриновичем. Затем заговорщики перебрались в столицу Боснии - Сараево. Все трое на какое-то время поселились у редактора социалистической газеты «Колокол» («Звоно») Данилы Илича. Он познакомил молодых людей с тремя членами местной ячейки «Молодой Боснии». За месяц Илич, Принцип, Грабеж и Чабринович разработали план покушения. Все, казалось, было готово.
Полковник Драгутин Димитриевич. Руководитель террористической организацией «Черная рука».
Кличка «Апис», начальник сербской контрразведки.
Провалившееся убийство, или местное дружелюбие
Маневры, которые инспектировал Франц Фердинанд, прошли 26-27 июня 1914 года в Тарчине. После их успешного завершения эрцгерцог с супругой собирались приехать в Сараево, чтобы побывать на торжественном приеме в ратуше, посетить Национальный музей и резиденцию губернатора. С точки зрения безопасности визит наследника престола в столицу Боснии был подготовлен из рук вон плохо. Постовых полицейских хватало, но не было опытных оперативников, способных обеспечить охрану царственной четы. Из Вены прислали троих детективов, хотя необходимо было минимум 30. Но в столице заявили, что это потребует больших расходов, которые венская полиция не может себе позволить.
Утром 28 июня Франц Фердинанд и его жена София побывали на ранней мессе, почитали свежие газеты. Все обстояло хорошо, настроение эрцгерцога и супруги было замечательным. «Я начинаю любить Боснию», - заметил наследник престола. «Этот народ так мил и дружелюбен!» - подтвердила София.
Эрцгерцог с супругой прибывает в Сараево
Встреча эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены Софии Хотек
Кортеж, ожидавший Франца Фердинанда у сараевского вокзала, состоял из шести автомобилей. В первом ехали жандармы вместе с начальником службы безопасности эрцгерцога. Во втором разместились мэр и глава полиции Сараева. Третьим шел автомобиль с высокими гостями.Для Франца Фердинанда с женой подполковник граф Франц Мария Альфред фон Харрах предложил свой автомобиль Gräf und Stift 28/32PS, в который сел также губернатор Боснии и Герцеговины генерал Оскар Потиорек. Граф Харрах устроился рядом с шофером.За ними следовали еще три машины.
В 9:30 кортеж отправился в город, к городской ратуше. Путь проходил по набережной реки Милячки.
За несколько часов до катастрофы. Первый ряд. Справа водитель Леопольд Лойка, рядом Густав Шнайберг.
За ними губернатор Оскар Потиорек и граф Харрах, в третьем ряду - Франц Фердинанд с супругой.
Террористы знали путь эрцгерцога к ратуше - маршрут следования был опубликован в газетах, поэтому свои позиции заняли заблаговременно -вблизи трех мостов, рядом с которыми должны были проехать машины
План заговорщиков был был верным, но на практике все пошло по другому сценарию.
Первые два заговорщика (Мухамед Мехмедбашич и Васо Чубрилович), мимо которых неспешно проехали машины, растерялись (первая знаменательная случайность в этой истории) и промедлили: бомбы брошены не были.
Не сплоховал только Неделько Чабринович, так же стоявший в толпе у моста Цумурья. Он метнул бомбу, спрятанную в букете цветов, в автомобиль австрийского наследника. Но неудачно - она попала в откинутый брезентовый верх кабриолета (вторая случайность) и отскочила под колеса автомобиля, едущего следом. Раздался взрыв.
Граната убила шофера третьей машины и ранила ее пассажиров, а также полицейского и прохожих из толпы. Чабринович проглотил заранее полученный им яд (цианистый калий), но его только вырвало. Возможно, вместо цианистого калия ему дали какой-то более слабый яд. Он попытался прыгнуть в реку, но был схвачен толпой, жестоко избит и передан в руки правосудия.
Место покушения на эрцгерцога
Машины остановились. Кортеж простоял на набережной более десяти минут, представляя собой отличную мишень для террористов. Однако находившийся рядом заговорщик Цветко Попович тоже растерялся и бомбу не бросил. Процессия устремилась к Ратуше на большой скорости, оставив искалеченный автомобиль на месте покушения, так что другие боевики - Принцип и Грабеж (первый стоял у Латинского моста, второй - у Императорского) - просто не успели бросить бомбы.
Казалось, операция закончилась провалом.
Эрцгерцог с супругой у Ратуши
Последнее прижизненное фото четы, сделанное в Сараево за полчаса до трагедии. Эрцгерцог с женой покидают городскую ратушу .
Роковой маршрут, или лицом к лицу
В подавленном настроении Гаврило Принцип направился на улицу Франца Иосифа, где находилась его любимая кофейня «Деликатесы Морица Шиллера» (благо она была совсем рядом), чтобы перекусить, успокоится и привести мысли в порядок.
Тем временем, кортеж Франца Фердинанда прибыл в муниципалитет. Прибыв в Ратушу где он должен был выступить с речью Франц Фердинанд показал явные признаки стресса, прервав подготовленное приветствие мэра Курчича: "Господин мэр, я приехал сюда с визитом, а взамен в меня кинули бомбой. Это возмутительно". Герцогиня Софи что-то прошептала ему на ухо, и после паузы Франц Фердинанд сказал мэру: "Теперь вы можете говорить". Он успокоился и выслушал мэра.Эрцгерцог произнес, как и планировал, речь.
Место убийства эрцгерцога и его супруги
После чтения речи один из придворных его свиты, барон Морсе (Morsey), предложил ему уехать. В ответ Потиорек сказал «Вы думаете, что Сараево кишит убийцами?» Франц Фердинанд решил поехать в больницу навестить раненых при покушении. Софи настояла на том, чтобы ехать с ним. В 10:45, Франц Фердинанд и Софи вернулась в машину, снова третью от головы колонны.
Он вознамерился навестить в больнице раненого при взрыве гранаты офицера Мерицци.
Генерал Оскар Потиорек решил, что королевский автомобиль должен ехать по набережной Аппель, чтобы напрямую попасть в сараевскую больницу. Но он почему-то забыл сообщить об этом водителю, Леопольду Лойко. По пути в больницу Лойко сделал правый поворот на улицу Франца-Иосифа.
Минута до смертельной атаки. Автомобиль Gräf & Stift на неохраняемой набережной Аппель, колеса уже немного повернуты вправо для поворота на улицу Франца Иосифа - где находится один из сербских террористов ... Фото: Музей военной истории Вена
Как оказалось, водителя не известили, что маршрут движения изменен.
Когда Леопольду Лойка объяснили, что к чему, он начал медленно разворачивать машину. При этом двигатель автомобиля заглох, и машина остановилась.
Возник затор, образовавшийся прямо напротив магазина «Деликатесов Морица Шиллера» (пятая случайность!).
Жертва сама прибыла к своему убийце. Для встречи в нужное время и в нужном месте.
Гаврило Принцип не упустил такой возможности и выхватил револьвер…
Захват Гаврило Принципа (он второй справа).
Хотя некоторые источники утверждают, что главный герой фотографии - Фердинанд Бэр, случайный прохожий,
которого по ошибке заподозрили в убийстве.
Однако и в этот раз все могло пойти иначе, если бы не очередная случайность несколькими минутами раньше.Когда автомобиль эрцгерцога отъезжал от ратуши, граф Гаррах с обнаженной саблей почему-то встал на его левую подножку, чтобы защитить царственную чету. Хотя должен был встать на правую! Тогда бы граф смог прикрыть Франца и Софию от пуль террориста.
А вот это стопроцентное фото Принципа, схваченного полицейскими спустя мгновения после ужасного злодеяния
Принцип подбежал к машине и Двумя выстрелами с полутора-двух метров ранил Софию в живот, затем Франца Фердинанда в шею. Ранения оказались смертельными и супруги скончались ещё до приезда в резиденцию губернатора, где их ждала медицинская помощь. Сначала жена, спустя десять минут - муж, чьи последние слова адресовались любимой женщине : «Софи, не умирай! Живи ради наших детей!».
На часах было 10:50. Миссия все-таки оказалась выполненной!
Как и Чабринович, Принцип попытался отравиться, но его вырвало.Убийцу сильно избили и нанесли несколько сабельных ударов, так что позже раненую руку пришлось ампутировать.
Оружие убийства - FN Model 1910.
Месть за народ, или жертвы идеалов
После убийства все шестеро заговорщиков были арестованы и позже предстали перед судом.
Все шестеро заговорщиков были арестованы. Они отказывались отвечать на вопросы следователей, только один из них (вероятно, Данило Илич) сломался и рассказал все детали, в том числе заявил, что оружие было представлено сербским правительством. Подсудимый Велько Кубрикович (который координировал доставку оружия и был агентом "Народна Одбрана") заявил суду: "Принцип посмотрел на меня и очень решительно сказал: “Если ты хочешь знать, зачем мне нужно это оружие то знай, что мы собираемся убить наследника, поэтому будь тише воды. Предашь нас, и мы вырежем всю твою семью".
Покрытый пятнами крови мундир застреленного наследника престола Австро-Венгрии.
Кубрикович объяснил, что он боялся организации, стоявшей за Принципом, так как знал о ее акциях в Сербии и на вопрос прокурора "почему он не действовал по закону" ответил: "я боялся террора больше закона". Принцип заявил на перекрестном допросе: «Я - сербский националист и я верю в объединение всех южных славян в единое государство свободное от Австрии". Когда его спросили о том, как он намеревался реализовать свои цели, то он ответил: " С помощью беспощадного террора".
На суде Принцип заявил: «Я убил эрцгерцога и не жалею об этом. Я знал, что он был врагом славян… Главным мотивом, который руководил мною, было желание отомстить за сербский народ». Чабринович добавил к словам товарища: «Не думайте о нас худо. Мы никогда Австрию не ненавидели... Мы любили свой народ. Девять десятых его - это рабы-земледельцы, живущие в отвратительной нищете. Мы чувствовали к ним жалость. Ненависти к Габсбургам у нас не было... Нас увлекли люди, считавшие Франца Фердинанда ненавистником славянского народа… Мы жили в атмосфере, которая делала его убийство естественным... Конечно, мы хотели стать героями, и все же мы испытываем сожаление… От своего имени и от имени товарищей прошу детей убитых простить нас. Пусть суд нас покарает, как ему угодно. Мы не преступники, мы идеалисты, и руководили нами благородные чувства».
Гаврило Принцип возле здания суда
Суд. Террористы в здании суда в Сараево, декабрь 1914. Принцип в центре
Данило Илич и ещё два террориста - Велько Кубрилович и Мишко Йованович - были повешены 3 февраля 1915 года. Принцип, Грабеж и Чубринович избежали смерти: каждый из них получил по 20 лет заключения (по австрийским законам лица, не достигшие совершеннолетия, т.е. двадцатилетнего возраста, не могли быть преданы палачу). Все трое умерли в тюрьме в течение четырех лет от туберкулеза, которым болели еще до терракта.
Антисербский погром в Сараеве, 29 июня 1914 года за убийство эрцгерцога.
Погромщики
До них наверняка доходили известия о том, какие последствия повлекла за собой их акция. В Боснии вместо восстания за единение с Белградом начались сербские погромы,только через несколько часов порядок был восстановлен. А 23 июля Австрия направила в Белград ноту, где требовала разрешить австрийским властям самостоятельно вести расследование по делу «Молодой Боснии» в Сербии и участвовать в подавлении там антиавстрийского движения. Это означало ввод войск на территорию независимого государства. Белград отверг это требование, и 28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила соседу войну. Вскоре в нее вступили Германия, Англия, Франция и Россия. Так началась Первая мировая. К декабрю 1915 года сербский фронт был прорван. Мечта о Великой Сербии рухнула
Gräf und Stift 28/32PS в здании Венского Музея военной истории - автомобиль, в котором погибли наследник престола с женой.
Пулевое отверстие, через которое первая пуля пробила тело герцогини Хоенберг - Фото: Музей истории армии Вены
https://ru-royalty.livejournal.com/875110.htmlhttps://istorik.net/465-ubijstvo-franca-ferdinanda-i-nachalo-pervoj-mirovoj-vojny.html