К записи добавились новые абзацы после посещения базилики с гидом позавчера, 16 июля 2022-го года..
В конце 19-го века приверженцы протестанской церкви на юге Нидерландов стали свидетелями появления на горизонте силуэта купола крупнейшей христианской церкви в мире - католического собора Святого Петра в Ватикане. Нет, это был не мираж, не видение, купол был виден и протестантам, и католикам, и даже неверующим, хоть от Рима их отделяло пара тысяч километров. А дело было так.
Священнослужитель Виллем Хеллемонс из небольшой брабантской деревни Ауденбос (Oudenbosch) отправился учиться в Рим, где подружился с будущим папой Григорием XVI и был рукоположен в священники в базилике Святого Иоанна Крестителя на Литеранском холме. Вернувшись из вечного города в свою провинциальную деревню, он был введен там в 1842-м году в должность пастора. Но скромный приход не соответствовал мастшабу его личности. Поэтому он заказал известному голландскому архитектору Питеру Кайперсу проект новой церкви по образу и подобию базилики Святого Петра в Ватикане. Кайперс, предпочитавший работать в неоготическом стиле, взялся за этот амбициозный проект и уехал в Рим изучать местную архитектуру. В 1865-м году началось строительство и продолжалось 15 лет. Построенная в нелюбимиом Кайперсом неоклассическом стиле под руководством пастора Хеллемонса новая церковь во многом была похожа на базилику Святого Петра в Риме, но отличалась размерами и использованными материалами.
Купол церкви - это уменьшенная копия римской базилики, внутренний интерьер и статуи тоже во многом скопированы, пьета вдвое меньше работы Микеланджело была сделана из гипса и разрисована под мрамор, навес над алтарем из стали и гипса сделан по подобию бронзового навеса над могилой Святого Петра работы Бернини, а некоторые росписи малых куполов скопированы из Секстинской капеллы. Вместо мрамора использовали мраморную краску, а мозаика была нарисована. Фасад церкви, спроектированный уже другим архитектором и построенный гораздо позже - уменьшенная копия фасада базилики Святого Иоанна Крестителя на Литеранском холме в Риме. Только у статуи Святого Петра присутствуют все пальцы на ногах. У статуи в Риме они стерлись от прикосновений паломников. И когда в Ватикане выбирают нового папу, из трубы базилики в деревне Ауденбос тоже идет белый дым. Только местные прихожане говорят, что их дым намного белее.
История появления такого большого здания в небольшой деревне не была простой. Пожертвований прихода в 3500 человек не хватало даже на начало строительства. В основном это были обычные труженики, в семьях было много детей, лишних денег не водилось. Некоторые богатые землевладельцы из округи не верили в успех этого начинания. Пастор Хеллемонс собирал деньги более двадцати лет, пока у деревни не появился новый мэр. Это был богатый человек, который к тому же женился на еще более богатой вдове. Когда она услышала об амбициозных планах пастора, с энтузиазмом рассказывавшего о них новому мэру, то пожертвовала ему 30 тысяч гульденов (14 тысяч евро на современные деньги). Можно было начинать строительство. Надо сказать, что к тому времени деревня процветала за счет торговли и богатых сельхозугодий, имела свой небольшой порт. Но когда первое судно пришло из Бельгии с грузом кирпича, этих камней хватило только на один слой по периметру всего будущего здания. Через пятнадцать лет, в 1881-м году, в церкви прошла первая служба, но это было еще пустое кирпичное здание без рисунков на стенах и куполах, без ровного пола. И если в соборе Святого Петра в Риме известнейшие мастера - Рафаэль, Микеланджело, Бернини - работали с мрамором и рисунки выкладывали дорогой смальтовой мозаикой, то в деревне Ауденбос местные и бельгийские умельцы разрисовывали под мрамор, бронзу и мозаику обыкновенный гипс.
Однажды богатая французская баронесса, гостившая по соседству, посетила церковь, и во время осмотра она несколько раз споткнулась о неровности пола.
- Хороший пол вам бы не помешал,- заметила она постору.
- На это пока нет денег, - развел руками Виллем Хеллемонс.
- Я дам вам денег на пол, - сказала баронесса.
- На какую сумму я могу расчитывать? - Обрадовался пастор.
- Я покрою все ваши расходы, - неосторожно ляпнула щедрая француженка.
Я не знаю, что стало с ее состоянием, но пастор, заверив с баронессой ее пожелания у местного юриста, заказал из Италии шесть лучших мастеров - укладчиков пола. А в центре хора, сразу за алтарем, они выложили мозаикой французскую лилию в память о заезжей баронессе.
На роспись только одного большого купола с диаметром основания 20 метров и высотой 50 метров ушло шесть лет. Правда, художник, его разрисовывавший, работал лишь в летние месяцы. Он сделал специальные подвижные леса, которые можно было перемещать вдоль поверхности купола, и каждое рабочее утро поднимался наверх с запасами краски и двумя ведрами - в одном лежали еда и питье, а другое предназначалось для естественных нужд. Наряду с изображениями святых художник нарисовал на куполе и свой портрет.
Во время строительства церкви в Италии завершалось Рисорджименто - движение за объединение разрозненных областей в одно Итальянское королевство. Войска Гарибальди угрожали захватить Рим и сделать его столицей объединенной Италии. Папа Римский был против. В 1860-м году он призвал молодых, неженатых людей со всего мира встать на защиту Рима и Папской области. На его призыв откликнулось около 12 тысяч человек, четверть из них - около 3200 - прибыла из Нидерландов при непосредственном участии пастора Виллема Хеллемонса. В основном это были молодые крестьяне, которые со все страны приезжали в Ауденбос и уже оттуда отправлялись в Рим. Их называли "папские зуавы". Таким образом сформированное двухбатальонное войско не особо помогло в защите Рима, который в 1870-м году стал столицей Италии, а Римский папа, сохранивший за собой Ватиканский дворец, объявил себя "вечным пленнником" итальянского государства. Но за услуги, которые пастор из Ауденбоса оказал Римской Католической церкви, его построенная церковь получила право называться базиликой. Слева и справа от ее главного алтаря находятся конопеум (или умбрелино - красно-желтый зонтик) и tintinnabulum (колокольчик), знаки отличия базилики. Они также изображены на гербе базилики. А на площади перед церковью установлен памятник папским зуавам. Но во все красоте свое детище пастору не суждено было увидеть - он умер в 1884-м году, а работа над убранством и украшением церкви продолжалась до середина 30-х годов прошлого века.
Есть в этой же деревне еще одно здание с копиями купола базилики Святого Петра и фасада базилики Святого Иоанна Крестителя. Это капелла Святого Луиса, построенная уже после смерти пастора Хеллемонса. От базилики ее отделяют каких-то двести метров. В дни открытых монументов, которые ежегодно проводятся во вторые выходные сентября, можно было посетить интересные архитектурные памятники, и я приехал в Ауденбос, который иногда называют Римом Низких Земель, побывал в капелле, поднялся под купол базилики через 144 ступеньки на высоту 28 метров. А на обратном пути ее силуэт еще долго возвышался на горизонте как видение, как мираж, как призрак вечного города.
Базилика Агаты и Барбары в Ауденбос высотой 63 метра. Высота базилики Святого Петра в Риме - 132,5 метра.
Фасад базилики.
Модель базилики. С такой точки ее вживую не снимешь, только если дроном.
Герб базилики на фасаде - скрещенные зонтик и колокольчик сверху, скрещенные ключи от Царства Небесного (символы католицизма), и герб деревни, с давних времен известной своим питомниками по выращиванию деревьев.
И герб папы римского Франциска, избранного в 2013-м году.
Внутренний интерьер.
Глаза Саурона Малые и большой купола.
Орган.
Церковное знамя.
Лестница к основанию купола.
На крышу подняться было нельзя, и только через одно окно можно было посмотреть наружу.
Галерея под куполом.
Алтарь с навесом, вид с галереи.
Виды сверху.
Несмотря на то, что эта базилика в два раза меньше римской, ее размеры впечатляют. Что же тогда с людьми в Риме делается-то?
Место для работника спасательной службы.
Полутемные боковые галереи.
Это капелла Святого Луиса - часть комплекса, раньше служившего юношеским интернатом. Высота ее купола - 30 метров.
Вид в другую сторону со ступеней капеллы.
Сейчас в капелле не ведутся церковные службы. Здесь проходят концерты и другие подобные мероприятия.
В крышке пианино я и поймал это отражение.
Базилика и в полной темноте, наверное, видна.
Призрак вечного города над горизонтом.