Представьтесь, пожалуйста?
Кошелюк Мирослав, генеральный директор Агентства коммуникационного менеджмента «
Принцип PR». По образованию психолог (МГУ, кандидат психологических наук). В PR-е с 1993 года, по крайней мере.
Как вы стали первым лицом PR-агентства - основав его или в результате продвижение по службе? Как вы считаете, что интереснее?
Я один из основателей Агентства «Принцип PR». До этого был партнером в другом агентстве, но в какой-то момент решил, что стоит рискнуть построить СВОЕ (по духу) агентство.
Можно ли обучиться профессии PR-специалиста? Или это призвание? Как было у вас?
В PR попал случайно. Коллега позвал меня как практикующего психолога-тренера проконсультировать кандидата в депутаты. А дальше зацепилось. Сфера деятельности оказалась интересной и творческой и, кстати, более близкой к реальной жизни, чем чисто психологическая практика.
Учился на своих ошибках и достижениях, у коллег, клиентов, книги не читал и семинар не посещал принципиально. Зато постоянно пытался осмысливать свой опыт и писать про это. Кстати, очередной этап размышлений - недавно вышедшая в издательстве «Альпина» книжка «Эффективное PR-мышление». Там есть раздел про то, какие «мозги» нужно иметь профессионалу, на мой взгляд, и то главное, потому что PR - это, скорее, образ мышления, чем профессия.
Насчет призвания - ничего не могу сказать, для меня это абстрактное понятие. В профессию (любую) у каждого свой путь. Людей, которые работают не по «диплому», очень много. Но если говорить об обучении, то PR относится к профессиям, в которых «правильная учеба» - это не зубрежка учебников, а обучение у Мастера. А лучший Мастер - сама жизнь.
Вы выбираете себе со-трудников по личным качествам (единомышленников) или профессионалов? Что выгоднее?
Зависит от задач. Базовую культуру компании любой сотрудник должен разделять, иначе он не впишется даже как «фрилансер». А дальше - если человек чего-то не знает, то его можно научить, если есть время. Конечно, выгоднее, если у сотрудника изначально хорошая база.
Как вы отвечаете на вопрос, например, незнакомых людей или родственников, или друзей - «чем вы занимаетесь?» Говорите честно и проводите мини-лекцию «что есть PR» или как-то иначе?
По разному. Если чувствую, что придется читать мини-лекцию, отвечаю уклончиво-неопредленно. А так - просто привожу примеры задач, которые решаю. Вообще-то, не люблю слова PR. На самом деле, я считаю, что занимаюсь решением сложных коммуникативных задач.
Определите, пожалуйста, как можно короче три раза:
PR - это: управление коммуникациями и социальными отношениями, если по сути
PR - это: не очень точное слово, которое обозначает широкий спектр практик, которыми занимаются определенный круг специалистов; в результате люди, употребляя это слово, более-менее понимают, что говорят о похожих вещах
PR - это: пугалка и страшилка, которую используют обыватели и журналисты для обозначения всевозможных вариантов коммуникаций «с двойным дном»
От чего вы испытываете кайф в работе? Не потеряли ли еще интерес и вкус к делу? Оно для вас любимое?
Кайф - от того, что могу решать задачки, которые не всем поддаются, придумывать новые «фишки», это с одной стороны. А настоящий кайф - от длинных проектов, когда из множества разных усилий постепенно сплетается что-то новое и по-настоящему реальное, а не виртуальное.
При таком подходе вкус к делу потерять трудно.
Вы бы хотели, чтобы ваши дети пошли по вашим профессиональным стопам?
Дети в принципе не должны идти по стопам родителей, дети должны идти своим путем.
О ПРОЕКТЕ ВСЕ PR-ИНТЕРВЬЮ