На 20-летии РАСО мне понравилось тем, что были реально полезные и интересные знакомства. Я-то думал, что всех уже знаю, однако, нет, к счастью.
Одно из интереснейших знакомств произошло с Александром Белоусовым (нет, не музыкантом и не диджеем, и даже не родственником, хотя и полной тезкой давнего мэра Твери). Александр - автор труда "
101. Книга выбормэна", завоевавшего на конкурсе "Белое крыло" приз за "лучшую работу по теории PR". Книга отменная - сейчас читаю и, возможно, что-то из нее процитирую.
А сейчас - интервью с Александром Белоусовым вашему вниманию.
Представьтесь, пожалуйста.
Белоусов Александр, глава экспертного совета консультационного центра «
Департамент политики», научный сотрудник Института философии и права УрО РАН, кандидат политических наук
Как вы стали первым лицом PR-агентства - основав его или в результате продвижения по службе? Как вы считаете, что интереснее?
Мы основали «Департамент политики» со своим университетским товарищем Алексеем Чусовитиным. Случилось это лет 5 назад. Жаловаться на отсутствие интересных кампаний и событий не приходится. А интересно ли живется тем, кто продвигается по службе, лучше спросить у них самих.
Можно ли обучиться профессии PR-специалиста. А политтехнолога? Или это призвание? Как было у вас?
Я закончил философский факультет УрГУ. И политтехнологом становиться до 5 курса не собирался. После одной кампании, в которой я вел социологию, ко мне ночью в общагу, еле держась на ногах, пришел один известный человек и пригласил поучаствовать в кампании. От такого заманчивого предложения было трудно отказаться)) Вот поэтому-то мне с трудом представляется, чтобы кто-то сказал, дескать, это мое призвание. Это от лукавого.
Базовый набор знаний, которым я пользуюсь на выборах, составляют труды классиков социальной философии и психологии: Бодрийяра, Гуссерля, Шюца, Бэндлера, Милтона Эриксона, Барта, Дерриды, Маклюэна и т.д. Без их чтения вы ничего не поймете в современных коммуникациях. Впрочем, кому-то достаточно воспроизводить придуманные кем-то другим схемы. Позднее я дочитывал классиков теории политических коммуникаций: Лассуэлла, Липпманна, Бернэйза, Эллюля. Там тоже много всего интересного. Плюс работа с многими из тех, у кого вы уже взяли интервью. Вот и все обучение.
Можно ли обучиться профессии PR-специалиста? Конечно, можно. Обычно принято ругать образовательные курсы по PR. Однако они делают свое дело: готовят СПЕЦИАЛИСТОВ. Вдумайтесь в это слово, прежде чем делать выводы. Чтобы стать из специалиста профессионалом придется пройти большой путь, и никто кроме вас самих никто на нем не поможет.
Правда ли говорят, что для политтехнолога прийти в бизнес-PR - это как из Гарварда сесть за скамью первого класса? В чем главные отличия политтехнологий и бизнес-коммуникаций?
Скорее как из боевых единоборств перейти в академическую греблю: от тебя лично мало что уже зависит, постоянно кто-то дышит в затылок, и нет никакой возможности закончить греблю досрочно.
Впрочем, все зависит от сферы деятельности и того, насколько агрессивный маркетинг у компании. Например, некоторые политтехнологи в перерывах между выборами балуются «коммунальными войнами», когда одна управляющая компания подгребает под себя жилищный фонд своих конкурентов. Другие занимаются скупкой земельных паев. Третьи - рейдерскими захватами.
Как-то мы беседовали на эту тему с президентом компании Nemiroff Яковым Грибовым. И я ему сказал: «Представьте, что магазин работает один раз в году и вам нужно продать точное количество товара, иначе вы потеряете все». Главные отличия политтехнологий от бизнес-коммуникаций определяются, во-первых, жесткими временными рамками и, во-вторых, тем, что 2-го места, за исключением партийных кампаний, не бывает. Кстати, партийные кампании по части накала уступают выборам по одномандатным округам. Политические технологи строятся на контрпозиционировании - позиционировании от противника, смысл которого - приподнять себя за счет опускания конкурентов. Почитайте «Книгу выбормэна» - там подробно об этом написано.
Бизнес-коммуникации - это урезанный вариант политических технологий. Достаточно познакомиться с историей появления на свет PR, чтобы у вас в этом не осталось никаких сомнений. Дело было в Америке. После Первой Мировой Войны, бывшие сотрудники Комитета по Общественной Информации, занимавшегося пропагандой, начали осваивать коммерческий рынок. Они пользовались тем, что бизнесмены были в шоке от влияния пропаганды на массы, и попросту адаптировали ее методы к мирной жизни, причем зачастую даже не меняя вывеску и продолжая называть свои услуги пропагандой.
Вы выбираете себе со-трудников по личным качествам (единомышленников) или профессионалов? Что выгоднее?
Выбираю тех, кого знаю лично - клиент должен знать товар в лицо. За 14 лет много с кем поработали, так что кадровый багаж приличный. У нас нет второго, третьего состава, всегда выставляем первый.
Люди с опытом более 5 лет, рано или поздно становятся профессионалами, так что различие между ними часто лежит именно в плоскости личных качеств.
Оценка кадров клиентами также часто носит субъективный характер - на нее и ориентируемся. Знание личных качеств позволяет предсказать, въедет человек в забор или нет - это главное на выборах.
Как вы отвечаете на вопрос, например, незнакомых людей или родственников, или друзей - «чем вы занимаетесь?» Говорите честно и проводите мини-лекцию «что есть PR или политтехнологии» или как-то иначе?
Я всегда вру - то есть говорю правду, что работаю в Российской Академии Наук. Действует безотказно - у малознакомых мне людей моя репутация безупречна.
Определите, пожалуйста, как можно короче, понятия:
PR - это создание и продажа идей
Эффективный PR - это создание и продажа идей, которые способны завоевать весь мир.
Определите, пожалуйста, как можно короче, следующие понятия:
Политтехнологии - это: способы заставить избирателей проголосовать за того или иного кандидата или партию.
Эффективные политтехнологии - это: те же самые способы заставить голосовать, максимально сокращающие путь от получения информация до проставления отметки в бюллетене.
От чего вы испытываете кайф в работе? Не потеряли ли еще интерес и вкус к делу? Оно для вас любимое?
Кайф испытываю, прежде всего, от клиентов с серьезным настроем. От адекватных, прагматичных людей, которые знают, зачем идут во власть и при этом получают от выборного процесса удовольствие. Всегда приятно выбирать человека, которого потом избиратели благодарят за работу. Когда работаешь с такими клиентами, понимаешь, что все в кампании будет хорошо, и тогда можешь позволить себе получать тысячу и одно удовольствие от избирательной кампании и всех, связанных с этим вещей.
Хотите, расскажу один из случаев, от которого получил особое удовольствие? У город, в котором выбирали депутата, была дурная слава города с отвратительным качеством воды. Трубы ржавые, водозабор в неудачном месте, в общем, все плохо. Вода текла ржавая, ей даже мыться было противно. Мы подняли эту тему в агитации, провели референдум, сбор подписей - все как полагается. В общем, своей активностью мы привлекли внимание федеральных министерств и добились того, что целых два (!) министра пообещали включить город в федеральную программу «Чистая вода 2011-2017 гг.». И теперь проблема воды, которая не двигалась с места, уже несколько десятков лет, будет решена в ближайшее время. Такие вещи вставляют круче, чем обычные победы.
Что вы могли бы в целях самообразования посоветовать почитать и посмотреть - книги, фильмы, что-то еще, чьи-то лекции - чтобы разбираться в PR и политтехнологиях лучше, иметь широкий профессиональный кругозор.
То, о чем вы говорите, это внешний способ обновления, который годится для тех, у кого не хватает духа выбрать внутреннее обновление. Все эти списки литературы написаны десятками. Но одного кругозора для успеха недостаточно.
Главная составляющая успеха - какой вы человек, что вы из себя представляете. Есть хорошая китайская притча о том, как у флейтиста-виртуоза забрали флейту и он в одно мгновенье стал бесполезным беспомощным существом. Хотите расти - занимайтесь самосовершенствованием. Ходите в тренажерный зал, на каратэ, курсы пранаямы или NLP, напишите диссертацию, заведите себе духовного наставника. Благо свободного времени у тех, кто зарабатывает себе на хлеб выборами, обычно довольно много. Большинство успешных выбормэнов вокруг меня всерьез занимаются не расширением кругозора, а собой. Поменьше забивайте себе голову всякой ерундой, а лучше, наоборот, расчистите ее от ненужных знаний.
Вы бы хотели, чтобы ваши дети пошли по вашим профессиональным стопам?
Дети должны идти дальше своих отцов. Так что своего сына в этой сфере я вижу не меньше, чем Президентом России. Иначе незачем всем этим заниматься.
Проект "
Интервью с директором PR-агентства / Высшим эшелоном российского PR" - продолжается