Представьтесь, пожалуйста.
Анджей Агарков - директор PR-агентства полного цикла «
Propaganda Studio».
Как вы стали руководителем PR-агентства? Какие этапы были в Вашей карьере?
Руководителем агентства я был назначен в момент регистрации его основателем, то есть мною же.
Я был беспощадно одарен грузом ответственности локомотива агентства с функциями администратора, креативщика и коммерсанта в одном лице. Наконец то: )) К моему большому удовольствию.
Начинал я свою карьеру с функции рекламного агента, стучащего в каждую дверь, и предлагающего недорого и качественно произвести визитки и календарики. Это была хорошая школа. Но не лучшая. На мой взгляд, подобный опыт необходим будущему руководителю агентства. Там учишься работать с отказами : )) Там передовая рекламного бизнеса.
Затем был журнал с тематикой - реклама, маркетинг, PR... и я в качестве исполнительного редактора.
Потом рекламное агентство и продакшн-студия. Тут случилось начало моего понимания собственного потенциала и видение себя как человека таки креативного. Здесь первый опыт работы в качестве сценариста и креативщика для ведущих рекламодателей Молдовы на тот момент. Это и коммерческие банки, и операторы мобильной связи, и интернет-провайдеры... Видео, аудио, механика акций, международные бренды. Завертелось, закрутилось. Маленькие и большие работы.
Далее телевидение. Местный телевизионный канал. Работа бренд-менеджера. Этот опыт показал мне все изнутри. Как делаются новости, как работать с агентствами, как работать с рекламодателями. Как формируется ценообразование. Как работать с показателями аудитории. Построение рекламных блоков и логика сетки вещания.
Тем не менее, я жаждал работать на стороне заказчика...
Чудо свершилось, и я стал PR-менеджером серьезной винодельческой компании. Лучшего я и не смел желать. Правильный менеджмент проектов, строгий подход к планированию, командировки и общение с коллегами по цеху. Коммуникации и знакомства. Все это откладывалось опытом-кирпичиками в пути моей карьеры.
Спустя чуть более года меня пригласили в самую крупную компанию Молдовы производящую вина и коньяки. Должность бренд-менеджера плавно перетекла в должность директора по маркетингу. Три с небольшим года научили меня следующему. Сроки и показатели. Бюджеты и поставщики. Задачи и позиционирование. Имидж и стимулирование сбыта. Личная и коллективная ответственность. Мотивация персонала и делегирование. И много практики... Очень много практики. Винодельческий бизнес характеризуется стремлением к диверсификации рынков. И каждый рынок из стран Европы, Америки либо Азии давал свой опыт. Нечто новое, специфичное. И полезное - знания.
Перед тем как открыть собственную компанию, на четыре месяца я ушел с головой в шоу-бизнес и занялся запуском проекта «Фабрика Звезд» в Молдове.
В качестве продюсера по запуску я руководил созданием имиджевого пакета - логотип, стилистика, графическая составляющая; проводил кастинги (это было очень интересно); разработал и запустил сайт проекта; участвовал в организации первых концертов и первых дней жизни «звездного дома». Передав все телевизионщикам, я открыл Собственное Дело. : ))
Я не подвожу сейчас черту. Фактически я только начал «собственную» жизнь с «собственным детищем». Я буду его растить со всей любовью и заботой на которую способен. А пока так ничего ребятенок получился - и выглядит привлекательно (имидж), и говорить уже начал (позиционирование), и оценки неплохие получает (эффективность).
Можно ли обучиться профессии PR-специалиста? Или это призвание? Как это было у Вас?
Если рассматривать «призвание» как врожденный дар - то не соглашусь с подобным утверждением.
Понятие «призвание» может рассматриваться только как рвение, как образ мышления, как непрерывное самосовершенствование.
PR-у нужно учится, затем практиковать, затем анализировать, опять учиться, и далее по виткам спирали возвышаться к уровню Специалиста по связям с общественностью.
В первую очередь, необходимо понимать науку маркетинга. PR-специалистом не может стать человек, просто хорошо разбирающийся в журналистике. Для этого нужно знание и понимание законов маркетинга, его теории и практики. PR-специалистами становятся. Но просто врожденной коммуникабельности для этого не достаточно - нужно обладать определенным набором качеств, знаниями и опытом. Только тогда человек приобретает право называть себя PR-специалистом. Это лично мое мнение. База - маркетинг. Существуют и другие точки зрения. Например, PR - это самостоятельная наука, у нее свои законы, механизмы и инструменты. Я согласен и как никто рад развитию данной науки, но без навыков практического маркетинга, на мой взгляд, мало шансов стать действительно Специалистом по связям с общественностью.
Вы выбираете себе сотрудников по личным качествам (единомышленников) или профессионалов? Что выгоднее?
В силу молодости, даже младенчества, специализации PR на постсоветском пространстве найти профессионалов, в принципе, нереально. Пусть я утрирую, но я и себя с большим авансом доверия нанимал. : ))))
Сотрудников я выбираю исключительно по следующим личным качествам:
- Маркетинговый склад ума. Человек должен мыслить как я. С одной стороны ему тяжело, с другой стороны профессионально интересно, к примеру, смотреть телевизор - в новостях он видит PR национального масштаба; в развлекательных передачах и различных шоу он «находит» заказчика и «чувствует и читает» сценарий; я уже не говорю о политической предвыборной гонке - там вообще истинный корень и смысл любого посыла могут читать только специалисты, как значки на экране в «Матрице». Другой пример - он должен чувствовать и тут же понимать реальную механику любой активности любой персоналии либо бренда. По меньшей мере, ему должно казаться, что он понимает. Само по себе задаваться подобными вопросами уже о многом мне говорит.
- Активная жизненная позиция. Обожаю оптимистов и активных людей. Я от них заряжаюсь. С бóльшим уважением относишься к решению твоего сотрудника по твоей просьбе остаться сегодня допоздна поработать, когда ты знаешь, что он должен был идти на... репетицию в свою рок-группу, в кружок юных археологов или архитекторов, устраивать бои без правил... и что либо подобное.
- Орфографическая подкованность. Человек должен знать хотя бы один язык. И он не должен стесняться стремиться к совершенству в своих познаниях.
- Терпеливость. Только терпение не получаешь бонусом от природы ко всем своим качествам. Его надо вырабатывать.
- Амбициозность. Тут и пояснять нечего.
Так вот. Перед такими людьми любая задача стелется «шелковым» планом активности. Который, соответственно, вы-пол-ним!
Как Вы отвечаете на вопрос, например, незнакомых людей, чем вы занимаетесь? Говорите честно и проводите мини-лекцию про PR или как-то иначе?
Как правило, происходит следующий диалог:
- Чем ты занимаешься?
- Пиаром занимаюсь, маркетингом...
И далее, вы не поверите, никто не спрашивает что такое пиар. Далее идет вопрос.
- И кого ты пиаришь?
- Да всех кого не лень.
Всё! Почему-то большее никому не интересно.
Определите, пожалуйста, как можно короче три раза: PR - что это?
PR - это 50% планирования, 40% позитива и 10% креатива.
PR - это ключ к манипуляции мнением аудитории.
PR - это комплекс действий, направленных на популяризацию того или иного бренда, компании либо персоны.
От чего Вы испытываете кайф в работе? Не потеряли ли ещё вкус к делу? Оно для Вас любимое?
Начну с конца. Любимое. Да. Осознанно любимое. Я не чувствую влюбленности к своей профессии, она уже прошла. Я четко знаю, за что я люблю, как я люблю, что я получаю от своей любви. И самое главное - чего ждет от меня моя профессиональная любовь, что я должен делать ради взаимности, ради любви с ее стороны.
Вкус к своему делу я совершенно не потерял, и кайф я получаю от двух вещей. Во-первых, обожаю фразу «а мы это можем?» произнесенную клиентом. И во-вторых, получать подписанные «Акты выполненных работ».
Алеее, хоп! И все довольны. Мы работаем за деньги.
Вы хотели бы, чтобы ваши дети пошли по вашим профессиональным стопам?
О, да!
Я надеюсь, силы убеждения у меня хватит, чтобы впечатлить, увлечь, зажечь профессиональными идеями пиара, маркетинга и рекламы своего ребенка. Своим примером, своими достижениями, своими мечтами.
За организацию интервью благодарю Илью Бейлина
zurga . Как видите, это первое интервью от представителя PR-отрасли с постсоветского пространства - Молдавии. Будте замечательно, если на мой проект отклинутся пиар-специалисты Беларуси, Казахстана, Прибалтийских государств, и др. На русском языке, разумеется. Профессионализм объединяет страну, почему нет?:-)...
О ПРОЕКТЕ ВСЕ PR-ИНТЕРВЬЮ