Представьтесь, пожалуйста?
Евгений Минченко, президент холдинга
New Image-МИПЭ (Международный институт политической экспертизы). В холдинг входят
PR-агентство New Image (основано в 1993 г.), Международный институт политической экспертизы (основан в 2003 г.) и лоббистское агентство «
Минченко GR консалтинг» (основано в 2007 г.).
Как вы стали первым лицом PR-агентства - основав его или в результате продвижения по службе? Как вы считаете, что интереснее?
Я создал в 1993 г. первое на Урале PR-агентство и, естественно, сам его и возглавил. В 1995-1999 гг. я много работал с «Имидж-контактом» Алексея Ситникова в качестве субподрядчика на региональных проектах, и это было для меня очень хорошей школой. Я считаю, что Алексей не только создал мощную компанию, но и целую школу политконсалтинга. У нас в России по большому счету 2 сформировавшихся школы политического консультирования - Ситникова и «Никколо М». Остальное - скорее не школы, а стили. Хотя, наверное, можно выделить еще уральскую школу политконсалтинга, самые яркие представители которой - это команда «Бакстер-групп».
Я благодарен судьбе, что на этапе моего профессионального становления мне удалось поработать бок о бок с такими мастерами-практиками, как Николай Сидоров, Алексей Куртов, Николай Петропавловский, Наталья Беленко, Олег Савельев, Юлия Русова и другие. У них я очень многому научился.
Дополнительной школой была работа в качестве заместителя генерального директора по PR и GR крупной авиакомпании. Посмотреть изнутри на то, как работает государственная машина, мне помогла моя деятельность в качестве советника ряда губернаторов и министров.
Можно ли обучиться профессии PR-специалиста? Или это призвание? Как было у вас?
Профессия PR-специалиста - на грани ремесла и искусства с примесью науки.
Поэтому, во-первых, нужно хорошее базовое образование (желательно гуманитарное), но вдобавок широкий кругозор. Я по первому образованию историк. Тема дипломной работы - «Психотехнологические аспекты внутрипартийной борьбы в Российской компартии в 20-е годы 20 века».
Во-вторых, нужно поработать вместе с уже состоявшимися профессионалами, поскольку есть компонент, не передаваемый вербально, то, что Майкл Полани называл «личностным знанием».
В-третьих, нужно обладать определенными личностными качествами и драйвом.
В-четвертых, весьма полезно изучать сферы и виды деятельности, прямо не относящиеся к вашей профессиональной деятельности. Мне, например, хорошо «прочищает мозги» игра в го.
Пару месяцев назад у меня выдалось немного свободного времени, которое я, исключительно из любви к искусству, потратил на анализ политических и пиаровских технологий, которые использовались в ходе англо-французского противостояния 12-15 веков. Как ни странно, это помогло мне найти элегантное решение для стоящих перед одним из наших заказчиков задач.
Впрочем, ситуация меняется - сегодня PR-рынок иной, чем в 90-е годы. Тогда пиарщик, политконсультант - это была преимущественно мужская профессия - выбор экстремалов, берущихся за мегасложные и непредсказуемые проекты.
Сегодня типичный пиарщик - это женщина средних лет, работающая фул-тайм в агентстве или in house и выполняющая, в общем-то, рутинную работу. И вот для этих задач, наверное, и нынешнее PR-образование подойдет. Это не хорошо и не плохо, это новый этап развития рынка, который стал значительно более массовым и стандартизированным.
Может быть, именно поэтому в обороте моего холдинга доля PR-заказов уже давно не превышает 10 %.
Вы выбираете себе сотрудников по личным качествам (единомышленников) или профессионалов? Что выгоднее?
Одно без другого не работает. Подлец не может быть настоящим профессионалом. Профессионализм в моем представлении предполагает и этичность, и патриотизм.
Вообще-то я сторонник камерных коллективов в консалтинговом бизнесе. Уверен, что компании с тысячами и даже сотнями сотрудников со стандартизированным набором услуг наподобие «Макдональдса» неспособны дать по настоящему хорошее качество.
На мой взгляд, самый целесообразный подход к реализации масштабных проектов - это создание гибких коллективов под конкретную задачу.
Как вы отвечаете на вопрос, например, незнакомых людей или родственников, или друзей - «чем вы занимаетесь?» Говорите честно и проводите мини-лекцию «что есть PR» или как-то иначе?
Для людей понимающих говорю, что занимаюсь коммуникациями или что преподаю в МГУ (на факультете мировой политики). Для незнакомых людей мини-лекции не провожу, поскольку надо будет рассказывать про PR, аналитику и лоббизм, а у меня про это в еще недописанной книге уже больше 200 страниц, и мини-лекция никак не получится. При этом искренне восхищаюсь Юлианой Слащевой, у которой, в отличие от меня, хватает сил для просвещения народных масс.
Мелким бюрократам и сотрудникам ГИБДД представляюсь экспертом комиссии по противодействию коррупции Госдумы (что соответствует действительности). Мама подружкам о моей сфере деятельности говорит просто: «Сын ученый, академик» (Национальной Академии Социальных технологий).
Определите, пожалуйста, как можно короче три раза:
PR - это: рутинное ремесло и «развешивание шариков»
PR - это: виртуозная мистификация
PR - это: конструирование новых реальностей, которые затем начинают жить собственной жизнью.
И каждый выбирает для себя одно из трех, а лучше - создает еще что-то.
От чего вы испытываете кайф в работе? Не потеряли ли еще интерес и вкус к делу? Оно для вас любимое?
Испытываю кайф от освоения новых навыков и использования новых подходов. В начале 90-х годов я одним из первых начал использовать методы НЛП в подготовке единоборцев. Правда, моя брошюра об этом, изданная в 1993 г., давно стала библиографической редкостью.
Когда начал заниматься политконсалтингом, разработал технологию сценарного программирования избирательных кампаний, о чем написал книгу «Как стать и остаться губернатором». Уже в этом тысячелетии я и моя команда выработали нестандартные и, как показывает практика, эффективные подходы к политической аналитике и лоббистской деятельности, которым будет посвящена моя новая книга.
Вы бы хотели, чтобы ваши дети пошли по вашим профессиональным стопам?
К тому времени, когда мои дети вырастут, не уверен, что я буду заниматься тем же самым, чем и сейчас )). Главное, чтобы они выбрали свое призвание сами. Я в юности практически поступил в театральное училище, но учиться там не стал.
Глядя на свою дочь, подозреваю, что она очень даже может пойти по этому пути.
"ИНТЕРВЬЮ С ВЫСШИМ ЭШЕЛОНОМ РОССИЙСКОГО PR":
О ПРОЕКТЕ ВСЕ PR-ИНТЕРВЬЮ