Представьтесь, пожалуйста?
Елена Пастухова, исполнительный директор коммуникационной группы
LifeStyle Communications, партнер
Как вы стали первым лицом PR-агентства - основав его или в результате продвижения по службе? Как вы считаете, что интереснее?
К сожалению, не могу похвастаться тем, что дошла до роли первого лица в результате продвижения по службе. «Листиком» (так мы ласково называем внутри компании наше агентство - по имени домена) - это мое детище, я бы сказала - от плоти и крови.
Конечно, интереснее было бы прийти в чужой бизнес, пройти путь снизу до самого-самого верха карьерной лестницы и войти в состав партнеров - что уж тут говорить - про такие истории потом пишут мемуары, но, как показывает практика, путь сей тернист и сложен, а в том агентстве, которое фактически «слепило» меня как пиарщика, и вовсе невозможен по ряду причин. Впрочем, я не жалуюсь - создавать бизнес с нуля не менее интересно, чем штурмовать корпоративные вершины.
Можно ли обучиться профессии PR-специалиста? Или это призвание? Как было у вас?
Ну, в моем случае все было как в сказке. Просто однажды я пришла на нужное собеседование и открыла нужную дверь. Ну и еще очень повезло, что за той самой дверью сидела моя однокурсница по журфаку, которая в меня почему-то поверила и убедила руководство дать мне шанс. Кстати, несмотря на то, что работаю я, как ни чудовищно звучит, аж с 14 лет, к PR я пришла достаточно поздно - т.е. в 2004 году. До этого - 7 лет журналистики в регионах, политтехнологии, продажа рекламных площадей и даже коммивояжерство! Я считаю, что совокупность этих занятий фактически заменили мне специализированное образование.
Что касается того, можно ли обучиться этой профессии, знаете, я не могу ответить абсолютно точно на этот вопрос. Вернее нет, могу - можно. В двух всего вузах - именно оттуда почему-то выходят не просто андроиды с прописными «учебниковыми» истинами в глазах, а молодые специалисты. Вузы эти - ГУ-ВШЭ и ГУУ. Хотя, может быть, это мне так везет на таланты именно из этих университетов.
По крайней мере, из остальных вузов приходят иногда очень странные личности - так, например, была у меня девочка на собеседовании из Института Рекламы, которая сходу заявила, что ее учили «концепции позиционирования нейминга». Другой мальчик долго и проникновенно рассказывал мне о серьезной и уважаемой науке ивентологии… Мне кажется, что таким образом и рождается половина профессиональных анекдотов.
Я считаю, что для того, чтобы стать специалистом в PR, нужно очень большое желание учиться и работать в этой области. Отличных книг - предостаточно. Прекрасных курсов и семинаров - море. Хотя, наверно, именно это желание и можно назвать призванием.
Вы выбираете себе сотрудников по личным качествам (единомышленников) или профессионалов? Что выгоднее?
Я предпочитаю находить людей, которые совмещают в себе и то, и другое. Потому, что непрофессионал в нашей компании просто не выживет - слишком велика ответственность, да и спрятаться за чью-либо спину не получится. При этом - собеседование мы проводим в два захода - первый раз со мной, второй раз - с коллективом того отдела, где кандидату предстоит работать.
Мне очень важна атмосфера взаимопонимания и искренней дружеской поддержки в компании, поэтому, если соискатель не понравится моим девочкам - то каким бы он не был профессионалом, я буду вынуждена отказать. Кстати, поэтому мы достаточно долго обычно ищем себе новых людей, но уж если находим, то они остаются с нами надолго.
Как вы отвечаете на вопрос, например, незнакомых людей или родственников, или друзей - «чем вы занимаетесь?» Говорите честно и проводите мини-лекцию «что есть PR» или как-то иначе?
Очень сильно зависит от того, кто спрашивает. Если речь идет о малознакомом человеке, то отделываюсь общими фразами, иногда даже лукавлю - мол, рекламой. Когда спрашивает кто-то из близких - то приходится подробно пояснять, что к чему.
Определите, пожалуйста, как можно короче три раза:
PR - это: самая увлекательная деятельность в мире
PR - это: коммуникации
PR - это: моя жизнь
От чего вы испытываете кайф в работе? Не потеряли ли еще интерес и вкус к делу? Оно для вас любимое?
Всегда интереснее работать со сложными случаями, непростыми ситуациями. Может быть, цинично прозвучит, но кризис - это время триумфа пиарщика. Впрочем - не только в кризисах вся сладость нашей работы.
Реальное удовольствие я получаю от двух вещей - создания концепции и стратегии нового проекта и общения с клиентами. Среди российского бизнеса встречаются совершенно удивительные люди, коммуникации с которыми доставляют ни с чем не сравнимое наслаждение. Да и вообще - каждый новый проект обладает своей спецификой, своей новизной - в каждом есть гигантский простор для самообразования и личностного развития.
Скажем, когда бы еще я могла узнать столько полезной информации об эректильной дисфункции, если бы на заре своей карьеры, мне не досталась в качестве проекта PR-кампания препарата, который с этой дисфункцией борется? Я считаю, что с такой работой потерять к ней интерес просто невозможно.
Вы бы хотели, чтобы ваши дети пошли по вашим профессиональным стопам?
Сейчас моему сыну еще слишком мало лет, чтобы я могла как-то прогнозировать или планировать, кем бы мне хотелось его видеть в будущем.
Я думаю, что к его 18-летию понятие PR, как и мир в целом, сильно изменится, гораздо большее развитие получат различные виды продвижения в Интернете, вирусный маркетинг, работа в блогах и социальных сетях.
Если Святославу это будет интересно, я буду всячески поддерживать его в его начинаниях. Хотя впрочем, еще не известно кто кому через 20 лет будет давать советы.
"ИНТЕРВЬЮ С ВЫСШИМ ЭШЕЛОНОМ РОССИЙСКОГО PR":
О ПРОЕКТЕ ВСЕ PR-ИНТЕРВЬЮ