Это чистое исповедание уранополитизма!
Чаще всего в качестве примера патриотизма преп. Сергия описывается его благословение св. князя Дмитрия на Куликовскую битву. Для иллюстрации того, ради чего на самом деле сражались русские войны в этом сражении, приведу описание его из «Житий святых» свт. Дмитрия Ростовского:
«В сие время Божиим попущением за грехи людские один из ханов татарских, нечестивый Мамай, поднялся на Русь со всеми своими несметными полчищами. Гордый хан хотел даже уничтожить веру православную; в своем высокомерии он говорил вельможам:
- Возьму Русскую землю, разорю христианские церкви и перебью всех князей русских.
Напрасно благочестивый князь Димитрий Иоаннович пытался дарами и покорностью укротить ярость татар; хан был неумолим; уже полчища врагов подобно грозовой туче придвигались к предела земли русской. Великий князь также стал готовиться к походу, но прежде чем выступить в путь, он отправился в монастырь животворящей Троицы, чтобы поклониться Господу и испросить благословения на предстоящий поход у святого игумена сей обители; помолившись усердно пред иконой Пресвятой Троицы, Димитрий сказал преподобному Сергию:
- Ты знаешь, отче, какое великое горе сокрушает меня и всех православных: - безбожный хан Мамай двинул все свои полчища, и вот они идут на мою отчину, чтобы разорить святые церкви и истребить народ русский. Помолись же, отче, чтобы Бог избавил нас от сей великой беды.
Услышав сие, преподобный начал ободрять князя и сказал ему:
- Подобает тебе заботиться о стаде, порученном Богом, и выступить против безбожных.
После сего святой старец пригласил князя выслушать Божественную литургию; по окончании ее, Сергий стал просить Димитрия Иоанновича, чтобы он вкусил пищи в его обители; хотя великий князь и спешил отправиться к своему войску, однако он повиновался святому игумену. Тогда старец сказал ему:
- Обед сей, великий князь, будет тебе на пользу. Господь Бог тебе помощник; еще не приспело время тебе самому носить венцы победы, но многим - без числа многим сподвижниками твоим готовы венцы страдальцев.
После трапезы преподобный, окропив святой водою великого князя и бывших с ним, сказал ему:
- Врага ожидает конечная гибель, а тебя милость, помощь и слава от Бога. Уповай же на Господа и на Пречистую Богородицу.
Затем, осенив князя честным крестом, преподобный пророчески изрек:
- Иди, господин, небоязненно: Господь поможет тебе против безбожных: победишь врагов своих.
Последние слова он сказал одному только князю; обрадовался тогда защитник Русской земли, и пророчество святого заставило его прослезиться от умиления. В то самое время в обители Сергиевой подвизались два инока Александр Пересвет и Андрей Ослябя: в миру они были воинами, опытными в ратных делах. Сих иноков-воинов и просил великий князь у преподобного Сергия; старец тотчас же исполнил просьбу Димитрия Иоанновича: он приказал возложить на сих иноков схиму с изображением креста Христова:
- Вот, чада, оружие непобедимое: да будет оно вам вместо шлемов и щитов бранных!
Тогда великий князь в умилении воскликнул:
- Если Господь мне поможет, и я одержу победу над безбожными, то поставлю монастырь во имя Пречистой Богоматери.
После сего преподобный еще раз благословил князя и окружавших его; по преданию, он дал ему икону Господа Вседержителя и проводил его до самых врат обители. Так святой игумен старался ободрить князя в сие тяжелое время, когда нечестивые враги грозили смести с лица земли имя русское и уничтожить веру православную".
Так описано в житиях свт. Дмитрия Ростовского Куликовская битва. Заметим, что в словах преподобного Сергия нет ни намека на защиту родной Земли, на любовь к отечеству и на какой бы то ни было намек на патриотизм.
Еще раз приведу все слова преп. Сергия сказанные им в связи с угрозой Мамая:
- Подобает тебе заботиться о стаде, порученном Богом, и выступить против безбожных.
(Или по Епифанию, «следует тебе, господин, заботиться о порученному тебе Богом славном христианском (христоименитом, - досл.) стаде. Иди против безбожных, и Богу помогающему тебе, победишь и здрав в твое отечество с великими похвалами возвратишься».)
- Обед сей, великий князь, будет тебе на пользу. Господь Бог тебе помощник; еще не приспело время тебе самому носить венцы победы, но многим - без числа многим сподвижниками твоим готовы венцы страдальцев.
- Врага ожидает конечная гибель, а тебя милость, помощь и слава от Бога. Уповай же на Господа и на Пречистую Богородицу.
- Иди, господин, небоязненно: Господь поможет тебе против безбожных: победишь врагов своих.
И в послании, переданном войску накануне Куликовской битвы, Сергий писал:
«Без всякого сомнения, господин, пойди против свирепости их, никак не ужасаясь, всяко (обязательно) поможет тебе Бог» (по Епифанию).
Все это совсем не соответствует современному представлению о патриотизме. Нет тут призыва "встать за землю Русскую, за родные березки". А есть очень простая и уранополитическая вещь: христианский государь обязан защищать от мусульман и безбожников тех христиан, кто ему вверен не народом, а Богом. Он перед Богом отвечает, а не перед людьми. И воины должны сражаться не из-за патриотических соображений, а потому, что должны повиноваться властям в том, что не противоречит воле Божией, и должны защищать Церковь.
Я уже не говорю, что по верному замечанию А.Люльки для преп. Сергия ничего не значила ни национальная гордолсть и прсетиж Руси, ни даже финансы, а дороги были реальные человеческие жизни. Лучше воздать честь, лучше заплатить золотом, лучше лишний раз поклониться, чем жертвовать реальными человеческими жизнями. Это принцип не патриотов, а уранополитов. Для нас человек дороже мира, и тем более страны. Но православная вера дорпоже чем жизнь самого человека. Ведь тот, кто отвергся веры - погиб навсегда.
http://alyulka.livejournal.com/416385.htmlКстати так старалась поступать Византия, и очень не мало просуществовала.
И итогом жизни преп. Сергия был также великий небесный исход. Вот как характеризует его кончину преп. Епифаний:
«Поболев некоторое время, старец преставился ко Господу, в вечные обители блаженства, иссушив тело постом и молитвами, изнурив плоть и умертвив плотские похоти, покорив телесные страсти духу, излечив греховные душевные раны, отвергнув мирские соблазны, отбросив земные заботы, преодолев неистовство страстей, презрев красоту мира, золото и серебро, - все соблазнительные богатства мира он вменил во зло и презрел. Легко переплыв мутное житейское море, святой Сергий невредимым привел душевный корабль, полный духовного богатства, в тихую пристань, которой достиг беспрепятственно; он на духовных крыльях вознесся на умную высоту и украсился венцом бесстрастия; он преставился ко Господу и перешел от смерти к жизни, от труда к покою, от печали к радости, от подвигов к утешению, от скорби к веселию, от суетной жизни к Вечной, из временного мира в бесконечный, от тления к нетлению, от силы в силу, от славы в славу» (Похвала преп. Сергию).
Не случайно и в службе преподобному сказано: " человеки научил еси преобидети маловременная" (на хвалитех славник)."Радуйся, Сергие преподобне и богоносе. небесный человече, земный ангеле" (Икос)
Небесный гражданине, отеч наш Сергие! Дай не прилепляться к тленному миру, а восходить к тебе, в небесную Родину, куда возлетают из твоей обители светлые горлицы - души небесных граждан!