Об ОПК и состоянии современного образования

Dec 18, 2008 09:51


Давно я собирался высказать свое отношение в воспросу о введении в школах ОПК, но молчал, ожидая пока все это кончиться. И судя по всему процесс этот близок к завершению. С нового года отменяется релиональный компонент в рамках которого собственно и ввели этот предмет в ряде регионов.
Так вот, почему-то вводя ОПК никто не озаботился подумать о том, вообще нужна и Церкви такая культурологическая дисциплина. Я понимаю тех, кто желал под видом ОПК ввести обычный Закон Божий. Это и хорошо, и насущно необходимо. Именно так воспринимал этот предмет покойный Патриарх.
Но зачем вводить предмет, который будет формировать представление о Церкви как о некоем элементе российской культуры (наравне с театром, балетом и хоккеем)? Ведь если бы это удалось, то сама суть православного христианства была бы закрыта для миллионов российских школьников.  
Напомню простые и очень забытые вещи. - Православное христианство - это не элемент культуры, а Благая Весть Творца погибающему миру, Весть о спасении от греха, проклятия и вечной смерти. И эта абсолютно Новая Весть порождает вокруг себя новую культуру. Но не для создания культуры Господь умер на Кресте, а для спасения людей. И если людям вне Церкви не говорить об этом, то все понимание церковных обрядом и все знание библейской истории лишь приведет к появлению множества циников, которые скажут - ну это мы все знаем. Каждый, кто учился в семинарии или в православном университете знают такой тип людей, для которых в обычном их состоянии закрыто спасение. Этот тот самый случай, о котором говорил апостол Павел: "знание надмевает". И зачем нам тратить силы на то, чтобы отдалить людей от Бога? И без нас дьявол этим занимается.
Далее, авторы идеи культурологического ОПК вообще не провели никакого анализа ни остояния современного российского общества, ни состояния российского образования. Что касается первого, то утверждение "Церковь учит так", вызывает обычно следующие сентенции: "ну это очень уважаемое культурное сообщество, важное для нашей истории, но только пусть сейчас в нашу жизнь РПЦ не лезет"  или "это все попы на бабки хотят нас развести", или "а че вы тут выпендриваетесь, сидите в своих храмах и нас религиозно обслуживайте, а че к нам претензии выставлять?"   Уровень реального доверия к Церкви как к носительнице абсолютной Истины в нашем обществе невысок. Это я могу сказать и как бывший преподователь в гимназии, и по опыту работы в обычных школах. И замечу, введение ОПК только усилило бы отношение к Церкви как просто к общественному институту ну наравне, например, с "Единой Россией"
Попробуйте сказать человеку с улицы Церковь так учит, и вы услышите "ну и что?" Исключением будут только сторонники магии или экстрасенсы, а обычному человеку Церковь достаточно фиолетова.
Совсем другое дело возникает тогда, когда мы говорит " а Бог Творец сказал так", а  Тот, Кто будет судить тебя, считает так". Вот такие фразы напрягают человека и заставляют его сделать важнейший выбор между Богом и адом.  
Теперь что касается современного российского образования и ОПК. Наши школы - это до сих пор рассадник безбожия. В многих школах преподается и эволюция, и даже классовая борьба. И как предлагают сторонники культурологического ОПК эту ситуацию изменить? Чем? Тем, что расскажут еще об одном реликте прошло, наравне с питекантропами?    
Опять возникает вопрос к Отделу образования? Где наши учебники по истории (и Всеобщей и Российской)? Где православное обществоведение? Где православная психология? Почему весь круг гуманитарных предметов остался неохваченным Церковью и отдан на откуп атеистам и магам? Есть только один нормальный учебник по Биологии 10-11 класса С. Вертьянова, а все остальное остается на нашу самодеятельность.
Именно это надо было делать с самого начала, а не пытаться войти в школы с заведомо никому не нужным культурологическим ОПК. Пользуясь моментом я призываю всех, заинтересованных в деле воцерковления российского образования связываться со мной с целью написания новых учебников для школ и институтов.
Что же касается учения Божия, то наша задача добиваться преподавания Закона Божия в сетке часов. И сделать это можно и не меняя Конституции. Напомню, что норма об отделении школы от Церкви в России уничтожена 1993 году. сейчас можно при помощи обычного федерального закона ввести именно вероучительные предметы в обычную сетку часов.  Тут не надо ссылаться, будто это противоречит конституционной норме об отсутствии официальной иделогии у государства. Норма эта предполагает, что недопустимо огроничивать права граждан в зависимости от их отношения к той или иной идеологии, но никак не фиксирует отстутвие вероучения в школах. Дело в том, что безъидеологическое образование невозможно принципиально. Даже обычное перечисление фактов уже тенденциозно. Оно включает в себя одни факты и не включает другие, и этим формирует вполне определенную картину в умах учащихся. Сейчас в российских школах реально учат атеизму с элементами магии. Но это почему-то не считается противоречащим Конституции. Наша задача настоять на том, чтобы вся система российского образования была основана на христианстве. Тем паче это для нас и традиционно. Это задача максимум.
Но есть  вещь, которая возможна уже сейчас. Уже сейчас и без всякого ОПК во всех школах может (а значит и должен) быть введен обычный Закон Божий на факультативной основе. Для этого не нужны ни циркуляры Министерства образования, ни новые законы. Нужна только воля Отдела катехизации и образования и небольшой штат сотрудников, которые должны создавать родительские комитеты по введению Закона Божия в школах в соответсвии с законом о свободе совести 1997 года.
Но есть одна сфера, где именно культурологическое ОПК просто необходимо. - Это институт социализации гасторбайтеров. Ведь приезжая в Россию они не только ничего не знают ни о Православии, ни нашей стране, но и не имеют с нами общего понятийного языка. Чтобы они услышали Благую Весть, они должны знать тот язык понятий, на котором она передается. И именно здесь и должны быть востребованы те наработки, которые есть у разработчиков культурологического ОПК,   
Previous post Next post
Up