Jul 03, 2012 04:08
Если многоглаголание - это беда лично каждого, то многогласие - беда церковная. Наверное, нет такого миссионера (или катехизатор), которому не приходилось бы выслушивать бесчисленные оправдания "захожан": "зашел в церковь - ничего не понял! И как это можно пережить несколько часов! Я тут как чужой!" Чаще всего такие вопли списывают на церковно-славянский язык - он, бедняга, виновник непонятных речей в церкви! Да, и это есть! Но никакой церковно-славянский язык не способен снизить понимание текстов на ноль! Как-то помню, пришлось баптистам (во время миссии) спеть "Свете тихий" на чистом ц/с-е. Спрашиваю: "Перевести?" - "Да что Вы, всё и так понятно!"
А пели-то в унисом, простеньким валаамским распевом.
Пару месяцев назад общались с адвентистом. Тот пришел ранее обговоренного срока и попал на вечернюю службу. Пел знаменный хор... После, он с восторгом рассказывал, что услышал Псалмы, узнал их и даже(!) стал подпевать! И это НЕ зная славянского! Он был потрясен, что в Православной Церкви поют псалмы!
Но, он ведь и ранее, до того, как попал в секту, заходил в православный храм. Как же так?
Так в чем же реальный корень такого массового непонимания нашего богослужения? - А он, как всегда, в нежелании знаться с Уставом Церкви. Попробуем перевести (примерно) на русский язык главу Типикона "о бесчинных воплях", так как подозреваю, что если дам ее на славянском, опять послышится: "ничего не понимаю"!
Типикон. Глава 28. О безчинных воплех (криках)
Безчинный (безпорядочный) крик поющих в церкви не должен быть принят в церковном пении. Также и те, кто прилагают (делают повторения) в церковном пении, не должны приниматься: да извергутся из сана своего, и пусть в церкви более не поют. Подобает же петь благочинно, и согласно возсылать Владыке всех и Господу славу, как едиными устами от сердец своих: не желающие быть послушными этого - есть повинные вечной муке, как не повинующиеся преданию святых отцов и правилам.
А вот, собственно и правило с толкованием Вальсамона:
75-е VI Вселенского Собора: Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли безчинных воплей, не вынуждали из себя неестественнаго крика, и не вводили ничего несообразнаго и несвойственнаго церкви: но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное. Ибо священное слово поучало сынов Израилевых быть благоговейными.
Толкование:
75-е правило VI Собора повелевает, чтобы молящиеся в церкви и поющие не издавали безчинных и напряженных звуков, но с сокрушенным сердцем и смиренным расположением духа и со вниманием творили молитвы и псалмопения, дабы и внутренним расположением духа и внешним видом привлекать милость Божию к грешным. Ибо, благоговейны, - говорит книга Левит, - сотворите сыны Израилевы (Лев.15:31). Запрещает также правило употреблять отрывистые и непристойные мелодии, излишнюю вычурность и игривость песнопений, что более приличествует театральным песням, нежели церкви Божией. А сие многократно было возбраняемо многими патриархами с решительными запрещениями; заповедано же употреблять простое и невычурное псалмопение и во всенощных и в погребальных обрядах, чтобы держался древний и боголюбезный обычай и ничего более не было [Добавл. из Вальсам. Ср. Уст. Дух. Консис. Разд.II, гл.2, стр.35,36. УК. Св. Син. 1084 г. 22 дек. п.1-3.].
P.S. Ну как, проверили? - клирос в Вашем храме под прещение Вселенского Собора не попадает? Ну, Слава Богу! А у нас в храме обнаружилось "новое" песнопение. Назвать пришлось "песнь про Симу", так как названия в Уставе не нашлось... поется сразу после Великого входа, примерно так: "Дорино-сима-сима-сима-сима..."...
Типикон,
Устав,
нестроения,
церковное пение,
богослужение,
каноны