Оригинал взят у
ppetrovichh в
Наставления о доброте и о понуждении к благонравию.Проблема злоупотребления добротой возникает везде, где проявляется доброта.
Чтобы принять, как говорит классик, «по своей воле милость добрых людей», нужно обладать некоторым смирением - а с этим у людей плохо. Кому-то легче верить в то, что «он развел лохов», чем в то, что ему помогли добрые люди.
Даже беспредельная милость Божия спасет не всех - потому что человек может смириться и раскаяться, а может употребить милость и долготерпение на то, чтобы еще хуже развратиться.
Человек может отреагировать на чужую доброту смиренной благодарностью и преданностью, а может - наглым и бессовестным злоупотреблением.
Да, кто-то будет безобразничать в ответ на великодушие и доброту. Какая-то часть людей будет реагировать на ваши благодеяния по-человечески, а какая-то - по-свински. Это не вопрос оттенка кожи; это вопрос тех выборов, которые совершают конкретные люди.
И это ни в коем случае не значит, что доброта достойна посмеяния или является глупостью.
Это значит, что строгое вразумление бесчинных - это тоже важный аспект доброты. Люди нуждаются в границах, выход за которые влечет строгое наказание.
Как-то я читал об одном ирландском священнике, который содержал приют для пьяниц. Его милосердному служению несчастным людям сильно помогало то, что он был бывшим боксером, и умел внушить надлежащее почтение желающим побуянить.
Будем надеяться, что германское государство проявит должную твердость и безобразники увидят его отеческую заботу - потому что иногда проявлением заботы о человеке является именно его законное наказание.
А нам никогда не следует считать доброту глупостью или слабостью - глупостью или слабостью может быть нежелание обуздывать злодеев, а никак не желание помогать нуждающимся.
Эти замечательные мысли Сергея Львовича Худиева были изложены тем источником,
откуда они цитируются, ещё 9 января.
Просто я только сегодня добрался до того, чтобы статью прочесть, - я часто пропускаю важные вещи, из-за собственных грехов.
Как говорится в одной песне, "не думал, не гадал он".
А между делом, уже в начале февраля грянула буря негодования, - которую я тоже как-то поначалу даже не услышал, - но совсем по другому поводу: обличали священника в грубости по отношению к его пастве.
Правда же, похвальное занятие для верующего, - уличать, поучать, обличать того священника, которого даже толком-то не знаешь, а просто тебе добрые дяди подсказали, что вот надысь, совсем потеряв берега, распоясался напрочь такой-то мужлан и негодяй, называющий себя священником, и как он типа посмел, и как это вообще нехорошо и аяяй.
И всё это транслировал тот же самый объективный источник.
"Припади и попей...", как писал поэт. Но тот же поэт добавлял: "... из реки по имени факт". Поэт был нехороший, - советский такой весь из себя. Поэтому стоить ли верить такому поэту, особенно когда ты - современный и правильный православный, понимающий, что к чему, и что и где уместно?!
Надо отдать должное, Сергей Львович не присоединялся к праведному гневу обличителей. Да он же и не священник даже, чтобы критиковать другого священника. Это даже я понимаю.
Но встретить его мысли о доброте и о понуждении грешников к исправлению - было отрадно.
Как видно, редакторы на "источнике" не всегда проникаются мыслями авторов, которых они приглашают к публикациям у себя. А может быть, даже и не читают их вовсе. Просто добавляют иногда предупреждение "от редакции" - ну это так принято в цивилизованных странах, - что "мнение автора не отражает мнение редакции", или как-то так.
Под статьёй С.Л.Худиева такого добавления не было 9 января.
Впрочем, подобного добавления не было и 2 февраля -
под статьёй священника о давних деяниях другого священника (но которые преподносились как совершённые буквально вот сейчас!)
А ещё позже попался мне один пост в ЖЖ, про стукачей там речь шла, - среди христиан, как ни странно.
Но здесь я его приводить не буду. Ведь хотел же только процитировать Сергея Львовича. Про доброту.