20 сентября 1979 года в Центральной Африке произошёл военный переворот. Императора Бокассу I свергли, а трон сдали то ли в музей, то ли в утиль; во всяком случае, Центрально-Африканская империя уступила своё место на картах столь же Центрально-Африканской, но республике.
Если вспомнить, что сам Император в момент переворота находился с визитом в дружественной стране Ливии, а трон у него отобрали отнюдь не местные оппозиционеры, но французские десантники... в общем, легко представить себе реакцию части блогеров, если бы нечто подобное случилось в наши дни.
Но 32 года назад всё обошлось без Интернета, а советские СМИ сообщили о перевороте достаточно скупо: о французском участии объявили, но осуждать никого не стали, просто констатировали факт.
Надо полагать, до Москвы дошли слухи о людоедстве Бокассы, а кому охота дружить с людоедом? Да и чревато это, между прочим: вдруг он от избытка дружеских чувств проголодается? Как это у Заходера? «Людоеда Людоед / Приглашает На обед. / Людоед ответил: - Нет, Не пойду к тебе, сосед! / На обед попасть не худо, / Но отнюдь Не в виде Блюда!».
Вот только называть экс-Императора людоедом мы не вправе: в 1987 году Центрально-африканский суд признал Бокассу невиновным в этом деянии - доказать вину диктатора не удалось, свидетелей не оказалось, а то, что в холодильнике Его Величества обнаружили фрагменты человеческих тел... Этого Бокасса как раз не отрицал, но объяснял всё не гастрономическими, а ритуальными целями: по местному поверью, оказывается, «печень врага приносит удачу».
И сама история со свержением Бокассы, если разобраться, выглядит как-то мутно. Прежде всего, вмешиваться во внутренние дела суверенной страны действительно нехорошо, а вдвойне нехорошо, когда такое вмешательство санкционирует президент, ранее не брезговавший получать от диктатора бриллианты в подарок (а Жискар д'Эстен не брезговал, документальные подтверждения давно опубликованы). Во-вторых, с преемником тоже не всё понятно: Д.Дако вроде бы приходился свергнутому Бокассе родственником (по разным данным - дядей, племянником, двоюродным братом); более того, Бокасса когда-то своего родственника сверг и посадил в тюрьму, но потом выпустил и сделал членом Государственного Совета, так что могли быть и совместные трапезы...
Кстати, о ритуалах. Вообще-то, Жан-Бедель Бокасса был католиком; правда, в какой-то момент объявил о переходе в Ислам (типа, Салах-эд-дин Ахмед Бокасса), но быстро одумался, вернулся в лоно римско-католической церкви. Как сочеталась «печень врага» с Христом или Аллахом, понять не просто, но как-то, видимо, сочеталась.
И ведь нельзя сказать, чтобы на Родине бывшего главу государства считали исчадием ада. Как-то даже вычитал такую фразу: «да, он ел людей - но ведь люди тогда тоже что-то ели». Кого там кормили, кого откармливали - нам судить трудно; во всяком случае, в свою бывшую империю Бокасса вернулся сам, несмотря на заочно вынесенный ему смертный приговор; не исключено, полагал, что соскучившиеся подданные вернут ему трон (недаром его титул гласил: «Император Центральной Африки, волей центральноафриканского народа, объединённого в национальную политическую партию МЕСАН»). Видимо, он несколько поторопился, ностальгия по временам Того-кого-одно-время-считали-людоедом ещё не успела набрать должные обороты. Впрочем, смертный приговор в исполнение тоже не привели, судили по новой, статью «людоедство», повторю, сняли, по совокупности других статей приговорили к смертной казни ещё раз, потом изменили меру наказания на пожизненное заключение, потом скостили срок до 20 лет, а уже через 6 лет выпустили по случаю всеобщей амнистии. Говорят, Бокасса намеревался баллотироваться в президенты, но не успел, умер.
А совсем недавно Бокассу официально реабилитировали. Цитирую по
http://vz.ru/news/2010/12/1/451677.html: «В честь национального праздника 1 декабря 2010 года и празднеств, приуроченных к 50-й годовщине провозглашения независимости Центрально-Африканской Республики, приговоренный к смерти, а затем помилованный и ныне уже скончавшийся бывший президент республики Жан-Бедель Бокасса восстановлен во всех своих правах», - заявил Бозизе [нынешний президент страны], передает РИА «Новости».
В обращении к гражданам, зачитанном вечером во вторник на языке санго - государственном языке ЦАР, президент назвал Бокассу «сыном нации, признанным всеми в качестве великого строителя».
«Я хочу говорить о Бокассе. Он построил страну, но мы разрушили возведенное им», - сказал Бозизе, добавив, что Бокасса дал «много человечеству, приняв участие в войне в Индокитае»».
По совсем уж непроверенным данным, 22 февраля, в день рождения бывшего Императора, центральноафриканцы организуют многотысячные шествия с портретами именинника. Кто там кого съел - дело тёмное, но жили при нём, говорят, хорошо, и вообще молодец мужик, имел то ли 17, то ли 18 жён. Что он с ними делал, не вполне понятно, но жалоб, что её съели, ни от одной жены не поступало.
Да и от власти его отстранили, прямо скажем, незаконно. Короче, Vive le Imperor!
Или как оно там на языке санго?