По наводке
kernel купила книгу Звонкина "Малыши и математика".
Света абсолютно права - эта книга "взрывает сознание".
Совершенно по-другому начинаешь смотреть на то, как и чему учить детей и чему мы их учим на самом деле, на сам принцип обучения, укоренившийся настолько, что мы его не замечаем.
И - вы знаете, дискуссии о системе образования сиейчас зело в моде - на нашу "спуе-пупер-хорошую систему образорвания" - тоже.
То, о чем он пишет - просто переворачивает сознания. Вопросы важнее ответов. Неправильниые ответы - тоже ответы. Теория нужна не для того, чтобы отражать реальность, а для того, чтобы начать что-то делать...
Я знаю, у меня звучит спутано и сбивчиво, две трети ленты не поймут что я вообще хотела сказать и начнут кидать в меня помидорами, но не важно.
Звонкин в интернете
http://baby.syktsu.ru/Faculties/Literature/Zvonkin/Content.htmhttp://ilib.mccme.ru/pdf/zvonkin.htm Под катом - отрывки из книги и некоторые впечатления Светланы, которые и побудили меня этой книгой обзавестись - ППКС, разумеется. Заранее приношу свои извинения, что стала выкладывать не дождавшися ее ответа, поэтому ссылок не даю, только цитаты.
***
Надеюсь, Звонкин не обидится на меня за цитирование малюсенького кусочка. Ну просто для затравки.
"Давайте встанем на место ребенка и попробуем сами научиться арифметике... но только по-японски! Итак, вот вам первые десять чисел: ити, ни, сан, си, го, року, сити, хати, ку, дзю. Первое задание - выучить эту последовательность наизусть. Вы увидите, что это не так-то просто. Когда это наконец удастся, можете приступать ко второму заданию: попробуйте научиться считать также и в обратном порядке, от дзю до ити. Если и это уже удается, давайте начнем вычислять. Сколько будет к року прибавить сан? ... Очень трудное, но обязательное условие - не переводить на русский, даже в уме. ... Можете ли вы вычленить из вашего опыта содержательные, чисто математические трудности, которые присутствуют в счете, но остаются где-то за кадром - невидимые, незаметные? Не так-то легко, не правда ли?"
Мое яростное рвение объяснить этим несообразительным детям таблицу умножения во что бы то ни стало вдруг стало бледнеть. То, что раньше меня дергало и раздражало (да, педагог я никакой) сейчас воспринимается гораздо мягче, почти естественно. Приятно хотя бы осознать, что у природы есть свои законы, и развитие идет своим чередом, и не надо так нервничать. Сахар, кстати, раньше был не слаще. Совершенно такой же сахар. А в тетрадях у меня было то же самое "как курица лапой", как сейчас у Сашки.
***
Я вас еще Звонкиным не задолбала? Извините, пожалуйста, за назойливость. Этот человек расхакал мой мозг. Могу создать группу и все переместить туда.
Сегодня впервые робко обкатала на ребенке одну из классических задач. Всего-навсего три блюдца, на одном из них в столбик три монетки, два других блюдца пусты. Правила, я думаю всем известны - переносить по одной монете, бОльшие монетки на мЕньшие не класть. Столбик из монеток должен перекочевать на другое блюдце.
В общем, Звонкин был прав настолько, что даже страшно.
Сначала Сашка смотрела на монеты, пытаясь угадать правильный ход. Самое страшное - взяв монетку, она смотрела не на монетку и блюдца, а на меня. Здравствуй, детский сад и мама-неумеха. Здравствуй, погоня за правильными ответами. Надо быть как все. Надо отвечать правильно. Содрогаясь от стыда за все свои прошлые попытки вдолбить в ребенка арифметику, я делала веселое лицо и подначивала ее:
- Перекладывай! Главное - клади, перебирай их ручками, клади туда и сюда, куда хочешь. Вдруг они окажутся на на третьем, а на втором блюдце?
Слышался треск взламываемого Хорошего Образования и Образцовой Подготовки к Школе.
- Мама, если я туда положу, это будет против правил.
- Да ну и фиг с ним, раз против правил. Положи туда, где это не будет против правил.
- Но мне не туда надо!
- Ну и что. Давай посмотрим, где они все захотят собраться. Нам не обязательно все складывать туда. Монеткам просто нравится перекладываться.
Чувствую себя именинницей - Сашка сама (правда, далеко не сразу) сообразила, что можно класть верхнюю монетку на нижнюю, минуя среднюю. Вы бы видели ее глаза - как эти блюдца. Разбивались вдребезги вдолбленные правильные ответы. На третьей итерации Сашка перестала смотреть на меня вообще. Пыхтела над монетками.
- Мама, а у тебя нет монеток еще побольше?
- Дети, запишите в тетрадях пример - три плюс два. Сашенька, сколько будет три плюс два?
- Давай наклоним бутылку так, чтобы уровень воды наклонился.
Звонкин взломал мой мозг. Вопросы действительно ценнее ответов. Неправильный ответ - не хуже правильного. Пусть отвечает неверно. Красивую задачку он будет крутить в уме сотни раз и поймет. И уж когда он поймет, ему не надо будет заглядывать в глаза взрослому, угадывая правильный ответ. Ему нужно умение думать, а не готовые ответы.
Вспоминается фидошное:
"Главное - научить ребенка пить хороший коньяк и курить дорогие сигары. Все остальное он сделает сам".
***
Мы еще вас не задолбали Звонкиным? Тогда мы идем к вам! :-)
Время от времени в комментариях здесь и у френдов поднимается тема, что же это все-таки такое - хороший старт. Что такое поддержка. И что логичнее в плане формирования личности - искусственно ли делать из ребенка звезду, подкладывая под учителей подарки, попинывая их за недостаточно высокие оценки и ненадлежащее внимание к ребенку - и дождаться того, что в ребенке вырастет и окрепнет эта уверенность в себе, помогая ему в дальнейшем, либо дать ему самому найти свое место и дать ему быть настолько успешным, насколько позволят сочетание пятисот факторов - паршивость школы, подходящесть ребенка под школьные стандарты, уровень стервозности окружающей компании, неравнодушие учителя и многое другое.
Звонкин писал о математике, но мне кажется (просто кажется), что это распространяется на ситуацию с социализацией ребенка в целом.
___
Цитирую из книги В.С.Ротенберга и В.В.Аршавского "Поисковая активность и адаптация" (М.,Наука, 1984)
"Американские ученые Джонс, Нейшн и Массад исследовали четыре группы испытуемых. На начальном этапе исследования первая группа получала задачи, ни с одной из которых не могла справиться (0% успеха). Вторая группа получала задачи, каждую из которых удавалось решить (100% успеха). Испытуемые третьей группы справлялись с каждой второй из предъявленных задач (50% успеха). После этого испытуемым всех трех групп и четвертой контрольной предъявляли серию принципиально нерешаемых задач, то есть пытались выработать у них обученную беспомощность. На завершающем этапе исследования всем испытуемым предлагались средние по трудности, но решаемые задачи и выяснялась эффективность предшествующей серии. Оказалось, что иммунизация к обученной беспомощности создавалась только у испытуемых третьей группы. Именно они лучше всего решали задачи на завершающем этапе. Первая, вторая и контрольная группы существенно между собой не различались. Наиболее интересно в этих результатах то, что и стопроцентный успех, и стопроцентная неудача в одинаковой степени не повышали устойчивость испытуемых к последующей неудаче".
___
Решение задач вместо ребенка, искусственное убирание возможных неудобств обучит хуже, чем просто помещение его в более или менее комфортную, не давящую на него среду, и возможность самому найти свое место. Я не знаю, насколько имею право тут приравнивать математические задачи к социальным, но чую, что здесь есть что-то общее