Разумеется, главное событие -
«Всесоюзный референдум о сохранении СССР». Первый в истории СССР, хорошо бы и последний. Впрочем, если совок устоит, то он вряд ли когда-нибудь до «совета с народом» еще раз «опустится». Впечатляет, что слово выбрано аутсайдерское - «сохранение» - словно бы про проблемную беременную женщину. Комми не хватает большевистского задора, какого-нибудь нью-Маяковского, чтобы нашел такие слова, которые зажгли бы массы на подвиги. Они только и хотят, что сохранить свою никчемную власть. И хорошо, что пока пользуясь лишь видимостью демократической процедуры, а не грубой силой.
И это мне очень нравится, иначе разве бы мы с Алешей вставали бы затемно, чтобы к 8 (!) утра прийти на избирательный (или референдумный) участок, расположившийся в той самой 114-ой школе, которую мы окончили. Правда, как школьники там не пересекались. Уже будучи студентом, именно я отводил брата на его первый звонок. Там же много лет работала учителем наша мама.
Так что без встреч с массой знакомых никак не обойдешься. Да и без острых дискуссий. Хотя вопрос референдума поставлен таким образом, что его можно трактовать как угодно («Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой Федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?»). Словно бы на самом деле совок и свободы органично совместимы? Но, купиться на возможность такого гибрида действительно возможно.
Но это все тонкости, а реально отвечаешь: хочешь ли жизни западного типа или же советско-социалистического. И я ничуть не удивлен, что простой народ часто отстаивает второе. Это как футбольному болельщику трудно переориентироваться на другую команду, даже если та заведомо сильнее. Более веский довод, чем фактор банального упрямства отыскать действительно трудно. Ну, не убежденные же большевики все эти люди? Ну не грезят же они построением коммунизма и мировой революцией? Впрочем, черт его знает…
Мы с Алешей планировали, что в такую рань «отстреляемся» быстро. Куда там - уже стояла огромная очередь, в которой мы провели 2,5 (!) часа. Причем, эта толпа изрыгала из себя массу негатива. Однако «лаянка» стояла вовсе не из-за классовых противоречий, а потому, что продавали дефицитное пиво и мужики пытались пробиться на участок без учета интересов очереди на референдум. Уверен, что эта перманентно пьяная биомасса точно за сохранение… По случаю завезли в буфете и другие завлекательные товары: сосиски, конфеты, фанту, что-то еще…
Моя дискуссия с окружающими в очереди женщинами о перспективах Союза и их отстутствии завязалась беззлобно. И велась, на мой взгляд, довольно удачно. Было заметно, что эти тетки разных поколений слышат нечто совершенно новое для себя и возможно кто-то из них еще и призадумается. Хотя бы и после референдума.
В этот момент казалось, что все хорошо: наяву торжество плюрализма. Однако, как выяснилось, мои речи слушала не только случайная аудитория. Буквально из-за засады выскочила пожилая учительница (кажется, Галина Алексеевна), как выясняется заядлая коммунистка и стала громко меня отчитывать, словно я не взрослый человек, а третьеклассник, рискованно съехавший по перилам. Самое смешное, что начала она с того, что меня плохо воспитали родители, а потом перешла на дурное влияние … киностудии (хорошо хоть не вражеских голосов). По мнению этой грозной тетеньки, именно «Беларусьфильм» и … (в-н-и-м-а-н-и-е) Академия Наук БССР - главные разносчики контрреволюции. Досталось и персонально лидеру БНФ З.Позняку, который, по мнению педагога - гад и … пьяница. Представляю, что она рассказывает ученикам, вот где корни совка зарыты. Наверное, из пиетета к альма-матер, я почти не завелся. Более того, сумел перевести обмен мнениями в спокойное русло. Отчего стало походить на консенсус (как модно нынче выражаться), но расслабился я рано. И дальше произошла сцена, которая буквально просится на экранизацию.
Очередная толпа внесла в зал и папу, я позвал его к себе в очередь. Он шел навстречу, улыбаясь, с удовольствием отвечая на приветствия знакомых (это можно изобразить в рапиде). И дошел до той самой училки, которая произнесла ему одно слово, но с огромной порцией интонационного укора - «воспитали…». Скорее всего, отец этого и боялся, возможно, поэтому и пошел заметно позже нас с братом (впрочем, возможно задержала бабушка). Наверное, комплексуя, словно бы вырастил бандита, алкоголика или, о, ужас, гомосека. При том, что речь шла всего лишь о разных политических убеждениях. В общем, папа в миг переменился в лице, развернулся и быстро-быстро ретировался из школы. Я даже разволновался, как бы ему плохо не стало.
Когда мы пришли с Алешей домой, отец все еще дулся, уходя от любого общения. Поэтому, когда я предложил что-нибудь в подарок племяннице Зойке, к которой он уходил на день рождения, услышал лишь: «Не надо». Но очень выразительно. Вот так возникают глубокие обиды. Хотя ничего нового отец не узнал, но публичность его покоробила, возможно, по его мнению, пострадала репутация. И это при том, что он никогда не был ни коммунистом, ни начальником. И можно лишь представить, что за идейные бои идут в других семьях.
В остальном было довольно позитивно. Будучи не романтиком, а скорее пессимистом, в своем кругу я заявил, что 15% - «против» - меня порадует. Таковы реалии. Но и этого вполне достаточно, чтобы не ощущать себя одиночкой и надеяться на лучшее будущее. И это при том, что к урнам двинулись даже забывшие, как те выглядят. Хронически аполитичные С.Филимонов и В.Заиченко - в первых рядах. С.Чупров и вовсе поехал в другой район, где прописан. Гена Ф. - не только сам «против», но и жена, и даже теща (а это как сенсация). Впрочем, справедливости ради, краснокожие также дружно рванули, да еще с яростью и воплями, словно на штурм Зимнего. А «выполняя свой гражданский долг» еще и выкрикивали некие лозунги да проклятия.
(а жанна на референдуме работала для всесоюзного киножурнала "новости дня" и интервьюированный ею художник -"за", в основном по языковым мотивам) Программа «Время» рассказала, что референдум столнулся с трудностями, однако, парадокс: абсолютное большинство из тех, у кого они спросили, как проголосовали, ответили, что за СССР. И в чем же корень трудностей, спрашивается? Но это не удивило, просто - информационные техноогии - ведь ТВ и есть главный источник новых «советских побед». И там знают, как смонтировать картинку, чтобы понравиться Кремлю. Поэтому во внимание эти отчеты не беру, важнее, что большинство из тех, с кем имею дело, проголосовали как я. Было бы замечательно, если бы в их числе был и папа. Но, как известно, отцов не выбирают, тем более, что в остальном нам с ним очень повезло.
Через Гену Ф. переслал в Питер посылочку Александру. (дозвонился до его супруги, она была очень приветлива, что приятно): 2 пачки печенья, банка шпротов, книга «Психология семейной жизни» и 4 его же, но уже записанные аудиокассеты.
Ничего цензурного на видео сегодня не смотрел. Не то настроение.