Рафал Косик (Rafał Kosik)
"Чётки (Różaniec)" Отдалённое будущее. Крупнейшие города Земли, включая Варшаву, заключены в огромные кольца, образующие цепочку - Чётки (Różaniec) - вращающуюся по орбите Земли (что случилось с собственно Землёй до конца не понятно). В каждом из этих городов-государств своё самоуправление с привычными нам политическими интригами, выборами и пр., но Чётками в целом неформально управляет компьютерная система g.A.I.a. С целью поддержания общественного порядка g.A.I.a реализует программу Гиперпревенции - по формальным признакам выявляет потенциальных преступников, после чего ими занимается служба Элиминации, устраняющая потенциально опасных людей из общества. Главный герой Харпад (Harpad) - наззлер (вынюхиватель, выкапыватель) - единственный в Варшаве человек, который способен (за определённую плату) узнавать индекс ПУ (потенциальной угрозы) конкретного человека. Именно этим индексом руководствуется g.A.I.a, определяя потенциальную опасность человека, и зная свой ПУ можно определить, не занялась ли тобой служба Провокации, провоцирующая человека на мелкие нарушения, с целью дальнейшей передачи Элиминации. Всё в жизни Харпада идёт хорошо, разве что бывшая жена ограничивает возможности общения с любимой дочкой, но в какой-то момент его способности привлекают внимание местной мафии, играющей в политические игры, и Дела (Sprawa) - подпольной организации, пытающейся бороться со всевластием g.A.I.a...
Рафал Косик смешал в своём романе множество фантастических (и не только) поджанров. Киберпанк, нанопанк, дистопия, постапокалипсис и даже политический триллер - список ярлычков можно продолжить. Главное не в количестве и разнообразии ингредиентов, а в их соединении. А соединено качественно - только читатель скажет себе: "Ага, это то-то и то-то, и сейчас случится вот такое", как роман поворачивается другой гранью и случается нечто совершенно неожиданное. Из-за этого, правда, некоторые сюжетные линии как бы остаются незаконченными, но на момент обрыва они уже сыграли свою роль, привели героя к очередному повороту и их дальнейшее отслеживание потеряло смысл. При желании можно додумать, но лучше задуматься над тем, что хочет сказать/показать автор. Ну, или просто следить за хитрыми изгибами сюжета. У меня, во всяком случае, возникло множество мыслей о человечестве, искусственном интеллекте и их судьбах.
Рекомендую любителям НФ, владеющим польским языком.
Артур Ольховы (Artur Olchowy)
"Колдунья из-за Лужи (Czarownica znad Kałuży)" Необычный "бытовой" постапокалипсис в стиле
"После" Андрея Круза. Издательская аннотация:
"Мир, каким он был до войны, нанёсшей жестокий урон человечеству, помнит только Кривая - старая знахарка, живущая неподалёку от мазурской деревушки Окартово. Предчувствуя приближающуюся смерть, она берёт в ученики сына местного зажиточного хозяина, чтобы передать ему все свои знания.
Тем временем в село прибывает новый викарий. Осуществляя свою особую миссию, он разрушает установившийся порядок жизни окартовской общины.
В борьбе за свою малую родину и её жителей Колдунье придётся помериться силами не только с беспощадными, а порой и безумными людьми, но и с собственной старостью, болезнями и совестью".
Как я уже написал, постапокалипсис необычный. Никаких зомби, безумных максов и пр. Несколько десятилетий назад произошёл обмён ядерными ударами. Кто с кем воевал не вполне ясно (есть пара намёков, но именно намёков), да и не имеет значения, поскольку, как писал Хемингуэй "Победитель не получает ничего". То есть, война прошла, но территориальных захватов не случилось, по причине отсутствия сил для этого у воюющих сторон. Крупные города (кроме Рима) и промышленные центры разрушены и цивилизация технологически откатилась на уровень XIX века, а организационно и вовсе во времена раннего феодализма, когда каждое село и город жили самостоятельно. Недалеко от такого самостоятельного селения Окартово, за озером с красноречивым названием Лужа (автор любит при случае пошутить) живёт главная героиня - древняя колдунья по прозвищу Кривая. На самом деле она, конечно, никакая не колдунья (автор всячески избегает каких-либо мистических элементов), а образованная восьмидесятилетняя старуха "с раньшего времени". Когда началась война, Кривая (тогда ещё не Кривая) как раз закончила университет по биологической специальности и отправилась на лето в село, благодаря чему осталась в живых. После войны изучила по книгам и на личном опыте медицину и стала врачом-универсалом или, по мнению селян, колдуньей. И одной из трёх сил, на балансе которых держится порядок в селе: староста, ксёндз и колдунья. Дальше, как написано в аннотации, баланс сил нарушается и Кривой приходится тряхнуть стариной...
Начало романа многообещающее, события развиваются в неторопливом обстоятельном стиле, любимом хозяйственными читателями, но потом становится скучновато. Чувствуется, что роман у автора первый - непредсказуемо меняются характеристики персонажей, из кустов выкатывается рояль, который так и не сыграет никакой роли в развитии сюжета, да и героиня не очень похожа на восьмидесятилетнюю больную старуху. В общем, рекомендовать роман могу лишь большим любителям "бытового" постапокалипсиса (знающим польский язык). Хотя за автором явно стоит следить.
P.S. Цитата:
"В этот день уроков больше не было. Сразу после ужина парень унёсся куда-то в сторону викторианского Лондона, потом Восточный Экспресс направился в Трансильванию, в потусторонний мир, который так привлекал, и которого больше не было. А может нет? Может этот мир как раз вернулся, когда вся техника, вся наука с её материализмом, бритвой Оккама и двойным слепым методом отправились на свалку истории? Когда все эти физики-теоретики, квантовые механики, информатики, инженеры-нанотрубочники погибли в ядерном взрыве или в клубах ядовитого газа, или просто от поноса; когда отключились ультрасонографы, остановились позитронные томографы, когда никто уже не может расшифровать электроэнцефалограмму, и мало кто может прочитать слово "электроэнцефалограмма". Когда всё это заменила старая травница и фанатичный церковник, она с антибиотиками из заплесневелого хлеба, он - с реликвиями из свиного ребра, тогда вернулись жаждущие крови девственниц вампиры, волколаки, воющие на полную луну, одетые в красные курточки утопцы, замурзанные икрой, похожие на мокрых кур клобуки и ехидные черти, торгующиеся за душу. Таились на опушке леса, а ночью приходили под окна беспокоить кошмарами добрых людей, с нетерпением ожидающих первых лучей зари. А "Дракула" перестал быть напоминанием о гибнущем мире, последнем заповеднике на поглощаемом рационализмом и техникой континенте. Неожиданно он стал очень современным".
Марта Краевская (Marta Krajewska)
"Зашей глаза волкам (Zaszyj oczy wilkom)" Вторая книга
цикла "Волчья долина (Wilcza dolina)". О первой книге
"Иди и жди морозов (Idź i czekaj mrozów)" я
писал в прошлом году. Традиционно начну с издательской аннотации:
"Во время каждого полнолуния жители Волчьей Долины запирают на засов двери домов и сидят тихо, беспокойно прислушиваясь к вою волколака. Венда, поглощённая собственными заботами, не в состоянии полностью посвятить себя обязанностям Опекунки. Никто не знает, насколько высокую цену заплатила девушка за помощь Господина Леса и как долго она будет оставаться у него в долгу.
Атра, невзирая на предостережения, жаждет не только отыскать то, что утратила, но и отомстить. В ходе поисков она обнаруживает, что, возможно, последний из волкаров сможет ей помочь. Однако не приведут ли её усилия к ещё большим несчастьям? Связь, соединяющая Венду и ДаВерна не может быть разорвана без ужасных последствий.
Боги в священной роще молчат, и Венда чувствует себя покинутой и бессильной.
Над Волчьей Долиной сгущаются сумерки..."
Поскольку вторая книга непосредственно продолжает первую, рекомендую сначала почитать
мой отзыв об "Иди и жди морозов". Если в первой книге автор много внимания уделяла описанию места действия, а также нравов и обычаев местных жителей, то во второй события происходят в уже известном антураже, и основное внимание уделяется именно им. Как видно из аннотации, главная героиня - Опекунка Волчьей Долины Венда - расплачивается за услугу, оказанною ей Господином Леса, богом некогда господствовавших в долине волкаров. Из-за этого она не может уделять должного внимания поискам появившегося в долине волколака, что вызывает ропот у жителей, подстрекаемых кузнецом, старым недругом Венды. Тем не менее Венде, удаётся разобраться с целым рядом проблем, включая нерешённые проблемы из первой книги. Однако впереди явно ждут проблемы гораздо более серьёзные. Причём, судя по темпу повествования, третья книга будет не последней в цикле (точнее, многотомном романе). Что ж, посмотрим.
Весь цикл в целом явно должен сильно понравиться любителям славянской этнографической фэнтези.
P.S. Пара цитат:
"Ни один бог не разрешает свободы. Свобода или вера, выбирай! - богиня наклонилась, чтобы её слова отчётливей отпечатались в памяти девушки. - Нельзя иметь и того и другого!"
"- Они начинают действовать мне на нервы! - злилась она [Венда]. - Выбрали меня, давили, чтобы дала клятву, а теперь сплетничают по углам и ноют. С самого начала знали, что я не мой отец! Я говорила! [...]
- А чем он от тебя отличался? Твой отец.
- Всем! Держал их в ежовых рукавицах, боялись ему дерзить.
ДаВерн усмехался, кивая головой.
- Собственно, о том они и тоскуют.
- Что?
- Благодаря твоему отцу чувствовали себя в безопасности. Стаду необходим предводитель, которого оно будет бояться рассердить. Это позволяет верить, что остальной мир тоже будет его бояться и оставит стадо в покое.
- Может у волков так. Люди немного другие.
Он пожал плечами."
Джером Биксби
"Мы живём хорошо!" Посмотрев фильм
"Человек с Земли" (
мой отзыв) решил по совету френдов почитать прозу автора сценария этого фильма
Джерома Биксби. Начал, собственно, с рассказа "Мы живём хорошо" и не пожалел - очень хороший рассказ. Ужастик, напоминающий о
"Хогбенах", и показывающий каково оно обычным людям жить рядом с несовершеннолетним чудотворцем.
Всячески рекомендую любителям классической фантастики.
Андрей Круз
"После" Постапокалипсис в советском антураже. Где-то в восьмидесятых произошла ядерная война, однако человечество в целом не погибло и никакие зомби и мутанты не появились. Действие разворачивается в Тверской области через пятнадцать лет после обмена ударами. В местах, где непосредственно произошли ядерные взрывы, жить, естественно, невозможно, но на остальных территориях вполне. Жизнь, понятно, бедная и трудная, по дорогам, из-за банд, приходится передвигаться караванами, но в городах, точнее маленьких городках, не имевших стратегического значения, поддерживается порядок, работают кой-какие производства и т.п. Главный герой Сергей Бережных, бывший военный, ставший опером в городе Грязовец, Вологодской области, потерял всю семью в результате налёта банды беспредельщиков. Уволившись из милиции он идёт по следу банды и обнаруживает, что она окопалась в Вышнем Волочке, городе который контролируют уголовники. Заручившись поддержкой милиции близлежащго Торжка Сергей прикидывается бандитом и направляется в Вышний Волочёк...
Как и положено в романах Круза герой обстоятельно подбирает оружие и боеприпасы, не забывая и о машинах. Да и вообще всё делает обстоятельно. Думаю, хозяйственным мужикам лет за тридцать роман должен понравиться. Насчёт любителей экшена не уверен - стрельба в романе, конечно, есть, но "боевиковая" составляющая по объёму заметно уступает "хозяйственной". Вполне возможно, что автор задумывал роман, как начало цикла - конец книги это вполне допускает - но, увы, несколько месяцев назад скончался.