Неучтённые отклики

Jan 19, 2016 15:17


Обнаружил, что часть откликов на рассказы и один роман не публиковалась в ЖЖ. Восполняю упущение.

Яна Дубинянская «H2O»

Книга, как отмечает сама автор, о свободе. О её понимании разными людьми и о том, чем это чревато для них самих и для мира в целом. Поскольку это свобода "от", а не "для". Герои, место действия и особенности построения произведения уже достаточно описаны в предыдущем отзыве и аннотации, а потому выскажу лишь оценочные суждения.

Роман, на мой взгляд, свидетельствует о том, что у автора закончился период некоего внутреннего кризиса и она, как отмечал один комментатор в ЖЖ, поднялась на новую ступень. Традиционно умело нагнетается атмосфера. Прекрасно проработана психология героев, в облике которых читатель вроде бы узнаёт одиозных персонажей нашего времени (но узнавание столь же традиционно оказывается обманчивым). Трактовка событий как всегда неоднозначна (порой эта неоднозначность в произведениях автора меня просто раздражает и заставляет задуматься, а есть ли у автора, вообще, какая-то позиция, но в Н2О всё в меру). Как всегда прекрасно описано море, воспринимаемое практически как живое существо. Ко всему этому в новом романе добавилась завершённость повествования (нет, конец, как всегда открыт, но на это раз открыт, опять же, в меру).

Короче, роман удался. Недостатки, конечно, есть, как без них, но сейчас мне хочется рассматривать их как простор для роста. Читается книга легко, без напряга и затыков (меня разве что раздражало голлумское "мы" во внутренних монологах одной из героинь, но это так, мелочь), правда и не захватывает так, что нельзя оторваться (впрочем, на это он по-моему и не рассчитан). В общем, приятного чтения.

Александр Золотько «Кормильцы»

Совершенно оригинальный поворот вампирской темы. Никаких бледных, не отражающихся в зеркалах, сексапильных красавцев с горящим взором. Суровый рассказ о мучительно тяжёлой крестьянской жизни и необходимости жертвовать собой ради выживания семьи. При всей фэнтезийности допущения, поведение людей совершенно реальное. Как говорится: «Верю!». В общем, очень хороший, сильный рассказ. Всячески рекомендую.

Александр Золотько «Выбор»

Фэнтезийный детектив. Сорокалетний следователь Имперского Коллегиума Леор и его юный помощник рыцарь Ордена Справедливости Фавер, возвращаясь в Империю после выполненного задания Коллегиума вынуждены заняться расследованием смерти местного короля, явно погибшего в результате магического воздействия. Расследование осложняется тем, что преступник должен быть найден и наказан, но смерть короля объявлена естественной. Детективная интрига держит в напряжении, злодея, как и положено, находят, всё как в лучших образцах. Но Золотько не был бы Золотько, если бы не заставил героев поразмышлять над вопросами не имеющими однозначного решения и не поставил перед необходимостью весьма непростого выбора. Что превращает хороший детектив в философский рассказ, не лишённый увлекательности детектива. Это не всякий сможет. В общем рекомендую. А автору хочется сказать: «Автор, давай цикл!».

Александр Золотько «Функция»

Если бы я писал по «Функции» школьное сочинение, написал бы, что рассказ о дружбе. Настоящей мужской дружбе, воспетой скальдами, бардами и аэдами. Жизненно важной в критические времена и требующей определённых ритуалов во времена спокойные. Однако, отзыв - не сочинение, поэтому добавлю: не только о дружбе, а вообще о близости. С друзьями, родными, любимыми, детьми, родителями... И даже не столько о близости, а о том как информатизация и гаджетизация нашей жизни сводит живое общение, вообще-то очень необходимое нам хотя бы по биологическим причинам, к набору электронных сигналов, разного рода «лайков». И о том, во что это может вылиться.

Вообще-то я не люблю ужастиков, а рассказ написан именно в таком стиле, но этот ужастик, какой надо ужастик. Правильный. Пугающий не для того, чтобы человек обгадился, а для того, чтобы задумался. В общем, всячески рекомендую.

Александр Золотько «Доклад на заседании КЛФ старшего оперуполномоченного уголовного розыска»

Иронический рассказ в котором старший уполномоченный уголовного розыска рассматривает показания контактёров с инопланетянами и ряд версий о происхождении и развитии жизни на Земле, применяя свой профессиональный подход. При этом масса разрозненных, вроде бы, фактов и теорий логично и непротиворечиво укладываются в не слишком приятную для человечества, но неопровержимую (во всяком случае при первом прочтении) гипотезу. Если б не иронический стиль изложения, впору было бы признать рассказ ужастиком и отнести к разряду предапокалипсиса, а так получилась небольшая приятная вещь, которая вполне может стать зародышем целого цикла. В общем, автор, пиши ещё. :)

Александр Золотько «Ловушка»

В один не очень прекрасный день на Земле произошло Превращение. Фантастический теплород вдруг стал реальностью. Причём реальностью всепроникающей и всезажигающей. Теплотворная способность всех органических топлив возросла до такой степени, что нефтепродукты стали опасны, как нитроглицерин, и, соответственно малопригодны для мирного использования. Зато высокоэнергетический уголь открыл небывалые перспективы для паровых машин, вплоть до применения их в воздухоплавании, правда, исключительно на аппаратах легче воздуха. Действие рассказа как раз и происходит в основном на борту такого аппарата, несущего международную группу журналистов над африканским бушем в поисках следов пропавшего отряда британских солдат. Внезапное появление теплорода и сопровождавшие это катастрофы отвлекли внимание широкой публики от другого загадочного явления - ведущие полупервобытный образ жизни племена по всему миру внезапно стали одерживать победы над вооружёнными самым современным оружием войсками белых людей. Почему так происходит? Какой путь развития цивилизации в конечном итоге победит? И имеет ли это значение, если сами люди при любом варианте развития событий остаются прежними?

Александр Золотько «Вариации на тему любви»

С одной стороны «каждый хочет любви», с другой - любовь, как известно «дитя свободы» и «пряников сладких всегда не хватает на всех». Отсюда неистребимость первой древнейшей профессии. Вот только, вопреки своему названию, торгуют «жрицы любви» не любовью, а сексом. Но секс без любви это суррогат - вроде бы получаешь чего хотел, но чего-то важного не хватает. А что если развитие технологий, уже сейчас вполне уверенно позволяющих без участия других людей удовлетворять многие эмоциональные потребности, позволит упомянутым «жрицам» действительно любить своих клиентов? И не просто любить, а любить преданно, беззаветно и безусловно, в стиле «ноги мыть и воду пить»? Ведь это должно «вставлять» покруче героина. И, как показывает автор, таки, вставляет.

Собственно последствиям появления такого изобретения и посвящён рассказ. Золотько традиционно рассматривает вопрос с разных сторон, резко меняя угол зрения как раз в тот момент, когда читатель уже намерен расслабиться, полагая, что дальше ему всё ясно. А в конце... конец у рассказа открытый, что позволяет читателю попробовать влезть в шкуру главного героя и прочувствовать, какой из трёх возможных вариантов он выберет. Попробуйте.

Александр Золотько «Мирные люди и наш бронепоезд»

Главный герой, тридцатитрёхлетний Олег Постников, подкаблучник, рогоносец и, как нынче говорят, полный неудачник по жизни, загнобленный начальством, семейством и даже бывшим одноклассником, внезапно получает шанс обрести свободу. И не просто свободу, а волю - полную, абсолютную, анархическую свободу делать, что душа пожелает. Сможет ли он воспользоваться этим шансом? И в коня ли корм? Ведь свобода многое даёт, но многого и требует...
Весьма хорош, на мой взгляд, образ бронепоезда и его команды, прям так и стоят перед глазами, живее и полнокровней примитивных и жалких «мирных людей». Жаль только заканчивается рассказ как-то слишком быстро

Александр Золотько «Специфика транспортировки живой рыбы на большие расстояния»

Весьма необычный, во всяком случае для меня, подход к теме космической экспансии человечества. Я бы сказал, более соответствующий именно современным реалиям. Ведь кто раньше населял корабли-ковчеги, везущие поселенцев на новые планеты? В зависимости от взглядов автора, или романтики, готовые пожертвовать комфортом ради расширения ареала обитания своего вида, или люди которым настолько нечего терять, что они готовы бросить всё и претерпеть тяготы и опасности долгого космического пути, чтобы получить шанс начать сначала. И те и другие, при всём различии мотивов, чётко знают на что и почему они идут, и делают это вполне сознательно, но мало кто думает о проблемах, возникающих, когда большое количество людей замкнуто в ограниченном пространстве и вынуждено долго общаться исключительно друг с другом. А между тем, это чревато расшатанными нервами, повышенной агрессивностью, утратой воли к деятельности, а порой и жизни... В общем, прибывают переселенцы на место не в лучшей форме. А это плохо для бизнеса, если рассматривать доставку поселенцев, как бизнес, а их самих как товар. И тогда перевозчики решают обратиться к опыту рыбоводов...

Не буду останавливаться на сюжете, повесть не настолько велика, чтобы её нельзя было прочесть за вечер, а прочесть стоит. Немного триллера, немного детектива, немного космооперы и постоянная борьба точек зрения, когда трудно решить, на чьей же стороне правда, и какова она вообще. Попробуйте, может получится.

Александр Золотько. «Катафалк»

По тематике рассказ напоминает "Второе нашествие марсиан". Некие инопланетяне вступили в контакт с человечеством и в обмен на определённый продукт предоставляют ему блага, в данном случае - новые технологии. Осложняется вопрос тем, что продуктом в данном случае является не желудочный сок, а покойники. Свежеумершие покойники, которых должны доставлять в точку обмена ближайшие родственники. Зачем пришельцам человеческие трупы неизвестно, и эта неизвестность обостряет вопрос ещё больше, ведь отдавать приходится не продукт собственной жизнедеятельности, на который имеешь все моральные и материальные права, а тела близких людей, и тут с правами, во всяком случае моральными, возникает мучительная неопределённость. Но люди не любят неопределённости и начинают делиться на тех, кто категорически против обмена, и тех, кто воспринимает такую возможность, как весьма удачное предприятие. Естественно, и те и другие начинают подводить под свою позицию идейную базу, и как всегда эту базу нельзя назвать несомненно верной. Внешнего действия в рассказе мало, но столкновение позиций и взглядов заставляет читать рассказ с интересом.

UPD:

Александр Золотько. "Интерпретатор"

Главный герой рассказа, Егор Старосветов, c детства был человеком очень спокойным, уравновешенным. Наверно, его можно было бы даже назвать скучным и малоинтересным, как выбираемые им занятия, если бы не способность Егора задавать крайне неудобные вопросы и по новому интерпретировать известные события. Естественно, события, произошедшие в Мире Полдня, так что читатели, выросшие на Стругацких, могут испытать при чтении некое неудобство, поскольку интерпретации... в общем, есть вещи, которых интерпретировать не хочется. Однако, несмотря на потенциальные неудобства, читать рассказ стоит, поскольку автор, со свойственным ему умением, заставляет задуматься. Занятие непопулярное во все века, а особенно в нашу эпоху готовых решений, но крайне необходимое для каждого, кто пытается быть действительно самостоятельным человеком. Энтони Беркли в романе «Дело об отравленных шоколадках» показал, что одни и те же факты могут быть достаточно убедительно интерпретированы не менее чем шестью способами. У Золотько трактовок меньше, но вопросы гораздо глобальней. Да и текста меньше :) В общем, всячески рекомендую.

Александр Золотько. "Смысл жизни"

"Человек - это звучит гордо", "человек - царь природы", "человек есть мера всех вещей" - все эти фразы, которыми восхваляли себя слабосильные, медлительные, трусливые дылды безжалостно опровергнуты реальностью. Гном - звучит гордо! Гном - царь природы! Мера всех вещей... - тут надо подумать, недаром рассказ называется "Смысл жизни". Главный герой, простой потомственный рубильщик становится младшим десятником особой бригады, которая как раз и объясняет слишком много о себе возомнившим дылдам, кто на Земле хозяин, и где чьё место. Помогая избавиться от необоснованного гонора, а заодно и от незаслуженно присвоенных благ. Рассказ представляет из себя сплошной монолог, но при этом читается безотрывно. Возможно, потому, что вызывает порой отчётливые, а порой смутные ассоциации с нашей текущей жизнью? У меня, во всяком случае, вызвал. Какие - не скажу, продуцируйте свои, в меру жизненного опыта и общей направленности мыслей. Для чего, конечно, нужно сначала прочитать рассказ. Что всем и советую.

Александр Золотько «Имя - не важно»

Два сержанта милиции обнаруживают, что в отделении автоматических камер хранения на вокзале пропадают люди. Не часто - реже раза в месяц. Но, как чувствуют сержанты, виноваты в этом не местные уголовники и не заезжие гастролёры, а нечто ужасное и непонятное, обитающее в отделении. Нечто, чего нельзя затащить в околоток или пристрелить на месте из табельного оружия…
Я не любитель ужастиков, так что не берусь определить соответствие рассказа канонам жанра (если таковые существуют), но Золотько, как обычно мастерски, ставит героев, простых мужиков, не героев и не злодеев, перед необходимостью сделать тяжёлый, даже мучительно тяжёлый выбор. И нести последствия этого выбора.

отзыв, литература

Previous post Next post
Up