Мы устроили себе Суккот израильского кино.
Во-первых, мы посмотрели самый суккотний из израильских фильмов - "Ушпизин" (Гости) Гиди Дара.
Дела у вернувшихся в лоно религии супругов Баланга идут не зашибись. Вот уже канун праздника Суккот, а у Моше -- брадатого учащегося ешивы -- ни стипендии, ни сукки, ни четырех растений, короче -- ничего из необходимого. Но тут помог случай -- точнее -- чудо, и бог послал Балангам все необходимое, да еще и гостей впридачу. Какая возможность исполнить заповедь гостеприимства! Однако гости оказались не простыми, а специально заточенными, чтобы испытать новую балангову добродетель.
Одним словом, это суккотняя сказка про веру в чудо, силу молитвы и сложные отношения между святыми и несвятыми людьми.
Сюжет предсказуемый, но иногда очень смешно, можно узнать много интересного про празднование Суккот в Меа Шеарим, а также все что вы хотели знать о этрогах, но стеснялись спросить. 7/10
Супруги Баланга рассматривают перепавший им невероятный этрог
Cледующий номер нашего марафона -- уже обсуждавшееся здесь "Примечание" Седара. Так как я о нем уже писала, добавлю лишь то что в этот раз мы его смотрели в русском переводе -- неожиданно отличном. Я даже удивилась, насколько переводчики отрулили - язык совсем-совсем нетривиальный. Если вы будеет смотреть на русском, я рекомендую именно
эту копию. Также интересно было пересмотреть фильм еще раз, уже зная сюжет -- опять прекрасен Шломо Бараба по центру кадра -- насупленный, ни на кого не смотрящий, брови у переносицы, манжеты рубашки косые, рукава свитера тоже перекошенные, и ни под каким видом не согласный произнести вслух, что его сына принимают в академию наук -- твердыня, твердыня прям конкретная ;-)
Тем это удивительней, что Бараба -- комический актер, и мы привыкли его видеть постоянно гогочущим во все свои сорок зубов. Кадры выверенные, операторская работа, редакция фильма -- все просто отлично. Очень приятно было узнать кадры сделанные в национальной библиотеке, где я занималась в августе. Ну и сценарий конечно: чего стоят только "дефеминизация ветхозаветного мужчины", "мыльная опера в семействе интеллектуалов" и "убит по дороге в национальную библиотеку". Исследователи талмуда и еврейские палеографы уже выдвинули целый ряд теорий по поводу того, каких именно отца и сына напоминают профессора Школьники.
Создатели фильма совершенно не ожидали такого бурного внимания -- фильм воспринимался ими как узкоконфессиональный и слишком заумный для широкого зрителя. И тут раз -- и номинация на Оскар. 9/10
Школьник-старший радуется
Следующий -- "Отрядный костер", тоже Йосеф Седар.
Это фильм о очень определенной прослойке в израильском обществе -- о датим леумиим. Рахель Герлик овдовела год назад. Теперь она единственная родительница двух дочерей-подростков, и владелица машины мужа, которую вроде бы пытается продать. Но это все не очень важно. А очень важно то, что Рахель очень хочет попасть в ядро идейных людей, которые собираются основать новое еврейское поселение в Самарии. Во главе ядра стоит давний друг Рахель, Мотке Копфер. Однако он не согласен взять старую знакомую просто так: желания и идейности недостаточно, здесь важен и экономический момент. Не говоря уже о том, что у Рахель нет мужа -- кто будет составлять миньян? А нести ночные вахты во враждебном окружении? Пусть Рахель выйдет замуж - вот что будет верным для поселенческого движения. Вот пока Рахель занята всем этим, мало-помалу оказывается что этот коллективизм не такой уж замечательный. И люди там не то, чтобы совершенные, а как везде -- и когда происходит что-то плохое, никто не заинтересован в огласке. И что можно, оказывается, решать за себя. Даже если общество чего-нить там подумает. Мучительный фильм о взрослении взрослого человека. Я читала, что Седар (сам вязаная кипа) навлек на себя волну критики этим фильмом -- наговорил о своих нехорошее. 6.5/10
Cемья Герлик голосует
И последний седаровский - "Бофор".Это фильм про войну, по роману Рона Лешема. Про одностороннюю такую войну. Горстка израильских солдат удерживает форт Бофор - крепость крестоносцев находящуюся в южном Ливане. Вместе с тем, Израиль как раз собирается из южного Ливана уходить. В связи с уходом, форт находится под постоянным обстрелом Хезболлы. Это фильм о службе в армии -- действие происходит в бункере, все зеленое, некоторые вещи очень знакомые. В течении всего фильма я вела себя как настоящий зритель идишского театра: все время возмущалась почему фортом командует суровый детсадовец, почему дети под обстрелом, почему они там сидят и почему не уйдут. Во-первых, потому что именно так солдаты Бофора и показаны, хотя ничего конкретно детского они не делают, а во-вторых, потому что у меня недавно произошел какой-то внутренний скачок в восприятии возраста, и двадцатипятилетный дипломник, с которым я училась летом, казался мне очень молоденьким мальчиком. Что тогда можно сказать о двадцатидвухлетнем лейтенанте? Хороший, мучительный фильм. Был номинировован на Оскар, в категории лучший иноязычный фильм. Похоже, что роман "Eсть ли рай" Рона Лешема, по которому снят фильм, тоже хороший. 8/10
Либерти: "Я вам сейчас скажу, что вы будете делать"
Далее - "Медузы" супругов Керет. Этот фильм очень любезен моей подруге
sova_f. Это переплетенные истории трех женщин, живущих около моря а Тель Авиве, и испытывающих сложности в семейных отношениях. Иногда, как в истории девушки по имени Батья, это даже не то что сложности -- а скорее полная семейная дисфункция. Фильм об одиночестве у моря. Этгару Керету есть что сказать о ашкеназских семьях. Есть целая кипа потерянных людей, и их семьи даже а принципе не подозревают что надо бы этих потерянных искать. Очень хороши были "золотая крыша", "даже в папку их не вложили" и "Милорд я шила в комнате своей, Принц Гамлет вдруг вошел ко мне". Сцена в отделении полиции тоже была феерическая. Но в общем, не могу сказать что фильм очень понравился, но что-то задел конечно. Очень беспокоящим моментом была постоянно находящаяся в кадре заброшенная, неопрятная, какая-то случайная, ничья, набережная Тель Авива. 6.5
"Ты посиди недолго здесь"
Вот то что мы успели посмотреть пока. А у вас есть любимые израильские фильмы? Холь-а-моэд продолжается, подавайте идеи.