Чувствую, что уже надоел. Но как выяснилось графоманство может быть не только в литературе. Кажется открываю в себе фото-графомана.
Уж придется вам потерпеть, после этого поста прервусь. Хотя гондурас чешется. Ведь в загашнике обнаружились фотки с мыса Канаверал, а так же
имеется ЦПК и Байконур. Но, надо и честь знать. Поэтому будем закруглять серию пробежкой по двум тренировочным зданиям JSC.
Первое это Bldg 9. Фас.
Профиль. 9 этажей. В ворота можно втащить семиэтажный дом.
Здесь стоит макет МКС в полный рост.
Европейский модуль Columbus на первом плане, американский Harmony как связующее звено,
за ним видна бочка японцев JAM с Logisticс Module наверху.
Destiny. Больше известен как "Лабораторный Модуль" или просто "Lab". Основной модуль американского сегмента.
В нем находятся все "мозги" американского сегмента(три C&C MDM), (вестибулярный аппарат (GNC MDM)
основные системы жизнеобеспечения (дублирующие в Node-3), и еще много всякой всячины. Короче
Lab рулит и в прямом и в переносном смыслах.
А вот это мы. С кучей орденов - ФГБ (не путать с ФСБ). Заслуженный модуль, первый модуль МКС
на орбите. Сейчас используется как склад и как топливохранилище. Я назвал его "нашим", но
официально он пренадлежит американским партнерам. Они его заказали, оплатили постройку и
выведение. Но управляется он из королёвсково ЦУПа бригадой Хруничева.
За ним СМ. Российский и по постройке и по статусу. Управляет им РКК "Энергия".
И конечно же "Союз". Единственный на сегодняшний день пилотируемый корабль в Мире. Китайцев я
не считаю, потому как они только иногда, а Союзы ходят как электрички. Этот макет поставили
американцам наши специалисты. В нем (в отличии от ФГБ и СМ, где наклеены только картинки
пультов) всё оборудование рабочее. В нём тренируют американских космонавтов.
А вот это уже история. Макет Шаттла.
Поближе
Это я сделал снимок "трюма". Собственно этот макет здесь стоял для отработки
погрузочно-разгрузочных работ. Проверялись варианты крепления грузов. Плюс космонавты
тренировались по укладке и разгрузке полезных нагрузок манипулятором.
Сейчас макет разбирают. И можно подсмотреть как это все собственно было сделано.
Увы, дамы и господа - фанера.
А вот это как раз манипулятор. Он не фанерный. Он вполне себе рабочий. С его помощью
космонавты на земле отрабатывают те навыки, которые потом будут повторять в космосе.
Да, это станционный манипулятор. Копия Canadarm2.
Поближе
Захват манипулятора. Видна камера.
А вот так выглядит то приспособления за которое собственно и цепляется захват руки. Наверху мишень.
По ней с помощью камеры проводят наведение.
Стенд на котором тренируются захватывать груз в различнех позициях. Перемещается вверх, вниз, вправо, влево.
Это модели модулей, которые укладывали/доставали в/из макета Шаттла.
Вот так оно все выглядит в перспективе. Бочки с оребрением на первом плане это фанерные "двигатели" Шаттла
Унутрях модулей МКС все рабочее (кроме наших ФГБ и СМа). Управляется вот с таких пультов.
С них вводят нештатки, чтобы космонавты мучались. Другими словами эта наземная аппаратура
будет посложнее летающей. Ведь здесь надо задавать отказы, потом их искать и исправлять.
Ну и конечно снимать по желанию.
Рабочая обстановка
Предупреждение для дам, девушек и обучающихся на оных
Перевожу - НА ШПИЛЬКАХ ВХОД В ЗАЛ ВОСПРЕЩЕН.
А это для того чтобы не говорили, что ничего нового не делается, что живем за счет
изобретений 60-х. Прошу любоваться - иниопланетный ровер.
Правда как его на ино планеты доставлять я не знаю. Размером он эдак с ЗиЛ-130.
Ещё одна косминеская ГАЗель,
марсианский газонокосильщик,
кабриолет, за ним что-то паукообразное.
Туда было не залезть, но что-то с золотым унитазом.
А это очевидно глубоководный батискаф для погружения в инопланетные моря.
Потерпите еще совсем чуть-чуть, немножко осталось. Из девятки переезжаем в 5-е здание.
Здесь наход... вот уже и не знаю в настоящем времени писать или в прошедшем.
Это
Вот эта штуковина на гидроцилиндрах один из самых совершенных летных тренажеров в мире.
Это тренажер Шаттла. Час работы этой машины стоит не то $12,000, не то $15,000.
Так эта конструкция выглядит вблизи. Сейчас она в горизонтальном положении. В целях тренировки
ее переводят в вертикальное. Потом начинает трясти так, что мама не горюй. Это иммитация
работы твердортопливных ускорителей (SRB). На первые 4 мин выведения можно подвязывать челюсть,
чтоб зубы не покрошило. Потом видна вспышка и можно даже увидеть как ускорители уходят от
связки. Там внутри телеэкраны. Настроены так, что полное ощущение реальности. Еще 6 минут
работы уже жидкостных двигателей и вы наслаждаетесь переходом в горизонтальный полет с
удивительным видом звездного неба.
Посадка самое интересное. Сначала машину ведет автомат. Потом вы видите ВПП и берёте
управление на себя. Одна попытка, помните - это планер, а не самолётЪ!
В кабину уже не пускают. Тренажер демонтируют. Пара старых фоток унутрях -
девушка в кресле 2-го пилота только только из института. Попасть на тренажор величайшая
удача. Сегодня он Flight Director.
Кресло командира. Один из самых опытных инструктаров по имени Билл. Он "сажал" Шаттл большее
количество раз чем кто бы то ни было в мире. И практически все шаттловские пилоты прошли через его руки.
Билл был довольно частым гостем у нас в Звёздном, и соответственно в Москве. Как-то раз надо
было куда-то ехать, ну выхожу на Садовое Кольцо, поднимаю руку. Вдруг Билли хватает меня за
руку и кричит: "No Lada! No Lada! Tolko Volga!" Так и повелось - только "Волга". Дело летом
было. А тут он приезжает зимой. Помня правило "no Lada", стою и жду "Волгу". Вдруг Билл стуча
зубами набрасывается на меня, что я уже четыре машины пропустил. Спрашиваю, а как же
"правило ноу Лада?" Синий Билл вносит поправку: "Ноу Лада толко лэтом. Зима Лада из Ок!"
Всё, всё. Заканчиваю. SST-1 (space shuttle trainer) вид уперед
и вид назад (в хвост)
Раньше это тоже был действующий тренажер. Со всеми работающими кнопочкома, экранами,
тумблерами. Сегодня это музейный экспонат, установленный в одном из зданий JSC, чтобы
помнили и уважали.