Соборность или солидарность?

Jun 19, 2007 03:28

Не успела завершиться конференция СФИ о миссии, как неудержимо стала приближаться конференция Преображенского содружества о христианской соборности и общественной солидарности. Признаться, сначала тема не показалась мне особенно актуальной. В самом деле - что нового можно сказать о христианской соборности? Ведь она как признак Церкви вообще ( Read more... )

Преображенское содружество, соборность, солидарность

Leave a comment

Comments 12

pretre_philippe June 19 2007, 06:02:50 UTC
Вся проблема еще заключается и в том, что в оригинальном тексте Символа стоит слово "кафолическая", и это и есть предмет веры. На славянский яз. это слово перевели как "соборная", и оно воспринимается нами уже с несколько другим оттенком. Но чтобы реализовать эту кафоличность, действительно, необходимо все то, о чем написано здесь у вас...

Reply

n_nastusha June 19 2007, 07:52:58 UTC
А в чем основная разница между соборностью и кафоличностью? Конечно, понятие соборности Хомяков ввел лишь в 19 веке, но, скажем, то, что я читаю о кафоличности у о. Мейендорфа, не вызывает у меня противоречий с тем, что говорит о соборности Хомяков. Скорее мне трудно согласиться с Мейендорфом, когда он говорит о соборности лишь как об общении епископов между собой.
Я чувствую, что в понятиях соборности и кафоличности есть существенные нюансы, но сформулировать их затрудняюсь. Отец Филипп, говоря о разных оттенках, Вы о чем говорили? :)

Reply

pretre_philippe June 19 2007, 12:46:40 UTC
Я имел в виду, что слово "кафоличность" несет оттенок вселенскости, повсеместности одной и той же веры Христовой, тогда как слово "соборность" делает акцент на собрании (слова-то однокоренные), здесь и сейчас, которое призвано, пребывая в единстве веры и любви, осуществлять эту кафоличность.

Reply

n_nastusha June 19 2007, 13:06:11 UTC
Да, это важно. Спасибо.

Reply


Очень непростая тема v_leria June 20 2007, 10:14:59 UTC
Соборность и солидарность - вещи взаимосвязанные. Живой журнал, как и вообще виртуальные контакты, при всех издержках и соблазнах, могут стать началом объединения людей. Кстати, тверская ситуация сдвинулась с мертвой точки во многом благодаря солидарному отклику на нее в ЖЖ.
По примеру Насти заглянула в словарь, и в 4-томном «Словаре русского языка» увидела определение, что значит «солидарный», или «исполненный солидарности». Объяснение дано по Чехову (Палата № 6) «Мы видим друг в друге людей, которые способны мыслить и рассуждать, и это делает нас солидарными, как бы различны ни были наши взгляды».

Reply

Re: Очень непростая тема n_nastusha June 20 2007, 12:10:35 UTC
Спасибо, Лера. Солидарность при различии взглядов - вот это я понимаю! А то слышала недавно, что в церкви соборность при различии взглядов возможна, а солидарность в обществе - как раз только на общих взглядах людей и строится, иначе они просто не солидаризируются. А тут у Чехова не только о возможности солидарности при различии взглядов говорится, но еще предполагается уважение к человеку, кт может мыслить иначе, чем ты. Неужели когда-нибудь такое отношение станет у нас в стране нормой? Вот было бы счастье.
Согласна, на ситуацию в Твери повлияло открытое обсуждение в жж. Слава Богу. Здесь мне кажется важным слово "начало", когда ты говоришь о жж в связи с возможностью объединения. Признаться, я до сих пор под впечатлением от развиртуализации с нект френдами на конференции о миссии. Встречаешь незнакомого человека, а на самом деле он тебе очень хорошо знаком - это же здорово :) Есть реальная почва для поиска единства.

Reply


Опять конференция! anonymous June 21 2007, 00:25:39 UTC
...ещё одна...

Москвичей просто-таки клинит на всякие конференции. Хорошо сказал старик Челентано: "E tutti parlano e parlano, o, peggio, scrivono e scrivono" (все говорят и говорят, или, ещё хуже, пишут и пишут).

иером. Арсений.

Reply

Re: Опять конференция! n_nastusha June 21 2007, 07:13:51 UTC
Не скажите, отец Арсений: Питер тоже старается не отстать :) Православных буквально тянет к диалогу. А как с этим дела обстоят в дальнем от Москвы зарубежье? :)

Reply


volny_licwin June 24 2007, 20:23:21 UTC
Вы упомянули о гражданском обществе. Мне кажется это принципиально важно. Гражданственность (стремление удерживать и использовать власть в целях защиты своей свободы обустройства своей жизни) идёт впереди позитивной солидарности, так как солидарность может быть и в тоталитарном обществе (негативная солидарность, коллективизм).
Но именно гражданское общество породило комунну Савонароллы в Светлейшей Республике Флоренции и Братства 16-го века в Великом Княжестве Литовском. В указанный период в обоих государствах существовало гражданское общество и гражданское общество было католизатором проявления церковной соборности.

Reply


Leave a comment

Up