Школы, которые есть...
Этих школ могло бы не быть. Да вроде бы и не должно быть. Но они есть...
Насчёт "могло не быть" - это я отнюдь не про какие-то давние времена. Наоборот - про очень недавние. Про те, когда в рамках "оптимизации" были закрыты многие сельские школы по причине их "неэффективности". Но главе Оленинского района Олегу Дубову удалось отстоять на вверенной ему территории их все - именно поэтому они и остались жить по сей день.
Одна история
Две школы - в Татеве и в Гусеве. Одна средняя, другая основная. В каждой сейчас учатся всего лишь по 15 человек. У каждой своя история, в чём-то общая, - ведущаяся от Сергея Рачинского - учёного, педагога и просветителя, имевшего жительством родовое имение в Татеве. Он-то и основал там полтора столетия назад школу, он-то и основал ещё и школу Глуховскую, которая со временем превратилась в школу Гусевскую.
Имя Рачинского вряд ли широко известно, - зато известна картина его ученика, воспитанника татевской школы, художника Николая Богданова-Бельского "Устный счёт", которая была написана как раз в Татеве. Она (точнее, разумеется, её копия) занимает сейчас почётное место в зале школы, теперь уже вновь носящей имя заслуженного земляка-основателя.
И не просто носящей имя, но и чтущей прежние традиции, в своём роде продолжающей дело Рачинского. В частности, в школе регулярно проводятся так называемые "Татевские чтения", именуемые официально "Международным фестивалем православных обществ трезвости". Разумеется, - имени Рачинского, который активно и неуклонно выступал за трезвый образ жизни, был его настойчивым пропагандистом.
Компьютер у печи
Есть при школе и музей. Есть и книги Рачинского, одну из которых удалось не просто полистать, но и внимательно изучить. Да тут будешь внимательным, - если изложенные в ней упражнения действительно интересны, и в современной адаптации могли бы быть безусловно полезными для современных учеников! Как вам, например, это: "За 400 руб. я купил кушак, шапку, шубу и тройку лошадей. Каждая покупка стоила всемеро больше денег, чем предыдущая. Цены?" - Заметьте, решать задачу предполагалось в уме, без бумаги, калькулятора, и уж тем более без компьютера...
Хотя в сегодняшней школе имени Рачинского компьютеры-то есть. В сочетании с древними печами, чугунными решётками и перилами они смотрятся немного необычно, будто в музее. Но что ж - веяние времени, требование современных реалий. И школьники, разумеется, умеют на них работать, а соответственно и считать. Но разве умение устного счёта отпало при появлении такой техники? - Вряд ли. Они могут соседствовать столь же мирно (хотя, повторюсь, - и несколько необычно) как и интерактивная доска с древней печью.
Могут ещё и по той причине, что 15 учеников на школу - это... Мало? - Ну да, с точки зрения экономики наверное это не слишком эффективно. Но с точки зрения педагогики - совсем наоборот. Не зря же индивидуальный подход, индивидуальное обучение считаются наиболее действенными. А в этих школах - практически так и есть. На уроках в классах сидят один, два, три ученика... Согласитесь, - это вам не шумная и малоуправляемая компания из двух-трёх десятков школяров. Наверно, в том числе поэтому и такие успехи: ученики этих школ систематически показывают результаты выше средних по району.
Традиции нарушены?
Но и в родных местах они, к сожалению, задерживаются редко. И это тоже веяние времени. Хотя бывали и иные времена: и с многократно большим числом учащихся, и с традицией "где родился, там и пригодился". Например, в Гусевской школе изо всего числа преподавателей лишь двое "приезжие", и то весьма относительно: один из райцентра, другой из соседней деревни. Остальные сами когда-то заканчивали эту школу. Теперь такая традиция нарушена.
Если Татевская школа скорее "школа-музей", то Гусевская не может похвастаться древним зданием из красного кирпича с "барским" балконом. В ней всё скромнее, даже здание её раньше было зданием районной больницы. Но в ней и спокойнее, - уютнее, что ли. Это именно маленькая и именно сельская школа, - хотя и тоже с современным кабинетом информатики, и со школьным музеем. Правда, в данном случае он посвящён в основном временам более близким - Великой Отечественной войне, завершившейся в этих местах лишь весной 1943 года.
В числе экспонатов музея - обширная переписка с участниками боёв из разных городов нашей страны. Многие из них когда-то приезжали и сюда. Когда-то. Теперь их осталось уже совсем мало, но переписка с оставшимися в живых не прекращается. И не прекратится, пока жив ещё хотя бы один из них.
Жизнь возвращается
Пришло время задать главный вопрос: нужны ли они, такие школы? Кто-то считает, что нет. Кто-то, в числе которых и автор этих строк, считает, что нужны. И дело тут не только, а может быть и не столько в традициях, или даже в "индивидуальном обучении": традиции в глубинке и так куда крепче, чем в городе, а "индивидуальное обучение" - явление временное. Вот это-то и главное: "временность" такого положения дел. Ведь село-то, как ни крути, понемногу начинает возрождаться! Появляются новые сельхозпредприятия, налаживаются межрайонные, межобластные и даже межгосударственные (как в Оленинском районе) связи. В общем - появляется перспектива.
Да, оленинские выпускники всё ещё уезжают. Большей частью. Но в район приезжают и новые люди, в том числе и в те школы, в которых мы побывали. Понемногу забывается и каток перестройки, насильственной "атомизации общества", говоря научным языком. Теперь снова "все вместе", "всем миром"... Доказательством тому хотя бы появившаяся недавно аккурат напротив Гусевской школы зона отдыха, построенная по программе поддержки местных инициатив. Теперь вокруг пожарного водоёма - дорожки, беседки, саженцы каштана и туи. Октябрь на дворе, да холодный октябрь - а жители деревни уже заимели привычку именно по этим дорожкам прогуливаться, именно в этих беседках отдыхать. Ведь и строили всё это "всем миром", без преувеличения, - превратив во всё это будущее великолепие заросли борщевика, да развалины дома, ставшие было свалкой.
Так что надежда есть. И даже вполне реальная надежда, - подкреплённая в том числе и всем известными внешнеполитическими событиями. И вспоминается как-то история с детскими садами - тоже одно время "оптимизировавшимися", закрываемыми, перепрофилируемыми. Прошли годы, и вдруг их, оставшихся, перестало хватать. Строят новые. Но не в Оленино. Поскольку детские сады здесь тоже уберегли от нововведений. Так что хватает пока и имеющихся, сохранённых...
Фото Жанны
karakyoz_lj, Саши
happy_2014,
Павла Осадчика