Владимир Дедюлин. Либавский военно-морской госпиталь (1900-1914)
Правительство Российской Империи, осуществляя в 80-е годы прошлого столетия свою программу усиления военного флота, приняло решение о создании новой военно-морской крепости на берегах Балтийского моря. После долгих обсуждений для строительства был выбран район города Лиепаи (Либавы), единственного тогда русского незамерзающего торгового порта на Балтике. В 1890 г. после проведения изыскательных работ началось строительство внешних сооружений военной гавани. С августа 1893 г., после торжественной закладки военного порта строительство пошло ускоренными темпами, невзирая на колоссальные материальные затраты. Одновременно реконструировалась и торговая гавань. В 1894 г. новая морская крепость, которой предназначалась роль главной базы русского военного флота, получила наименование «Порт Императора Александра III».
В 1895 г. началось строительство первых зданий для военно-морского госпиталя. Следует отметить, что проект Либавского госпиталя ещё в 1893 г. детально обсуждался специальной комиссией в состав которой входили опытные морские врачи В.С.Кудрин, В.К.Рамбах, Я.И.Билибин (отец известного художника), Д.А.Муринов, Н.М.Архангельский. Это позволило заранее избежать многих ошибок, столь частых в истории госпитального строительства. Новый морской госпиталь был спроектирован по павильонной системе с максимальным учетом гигиенических требований того времени, однако строительные работы на территории будущего госпиталя велись крайне медленно.
В октябре 1898 г. в Либаву была переведена первая группа кораблей Балтийского флота и старшим экипажным врачом порта назначен В.Х.Сарториус‚ старший врач эскадренного броненосца «Петропавловск». Госпиталь еще не был готов, и Сарториус создал временный береговой лазарет за счет имущества, выделенного Кронштадтским госпиталем. В этот период заболевших матросов принимала Либавская гор0дская больница, которая давно уже обслуживала солдат местного гарнизона.
В Лиепайском городском архиве сохранились регистрационные журналы на нижних чинов, заведенные больницей еще с 1840 г. Численность гарнизона военно-морской крепости быстро увеличивалась и к началу 1900 г., в связи с прибытием четырех флотских экипажей, уже превышая четыре с половиной тысячи человек. Лазареты экипажей (на 10 коек каждый) были переполнены. Временная больница порта, построенная в 1889 г., пришла в ветхость, была перегружена больными рабочими и с трудом могла выделить для матросов единичные койки. Небольшое количество больных приняла лечебница Красного Креста открытая в 1897 г. Даже городская больница за всё первое полугодие 1900 г. госпитализировала из военного порта только 183 человека. Возможности этих больниц были крайне ограничены. В таких условиях скорейшее открытие военно-морского госпиталя стало острой необходимостью.
В феврале 1900 г. были, наконец, утверждены штаты госпиталя, рассчитанного первоначально на 200 коек. 1 апреля 1900 г. начала свою деятельность “Медицинская инспекция Порта императора Александра III", приступившая к приему зданий нового госпиталя. Медицинским инспектором нового военного порта и первым главным доктором госпиталя был назначен Яков Иванович Билибин, опытный морской врач и энергичный администратор, один из участников проектирования Либавского госпиталя. Я.И.Билибин еще до своего официального назначения развил кипучую деятельность по ускорению сроков строительства и укомплектованию госпиталя персоналом и медицинским имуществом. В архивах сохранилась его обширная переписка с различными учреждениями военно- морского и военно-сухопутного ведомств, включающая почти ежедневные письменные рапорты главному медицинскому инспектору флота В.С.Кудрину.
В рапорте от 11 апреля 1900 г. Я.И.Билибин с тревогой настаивает на «назначении хотя бы части положенных по штату госпиталя врачей и фельдшеров». Обеспокоенный затянувшейся отделкой основных зданий госпиталя, Я.И.Билибин 1 мая 1900 г. докладывает в Петербург: «Дело открытия, главным образом, тормозится запоздалой доставкой инвентаря и не оконченными еще инженерными работами… Вообще инженерные работы ведутся краине вяло..."
Благодаря настойчивости Я.И. Билибина все работы по завершёнию строительства были ускорены, и 1 июля 1900 г. состоялось открытие госпиталя в присутствии многочисленных гостей. В.С.Кудрнн в приветственной телеграмме врачам госпиталя писал: «Сердечно желаю, чтоб новый госпиталь с честью и славой служил на пользу нашего дорогого флота".
Госпитальные постройки были возведены в сухом хвойном лесу, где на обширном участке располагались пять лечебных корпусов (павильонов)‚ административные и вспомогательные здания, а также двухэтажное общежитие для «госпитальных служителей». Павильоны (хирургический, терапевтический, инфекционный и для венерических больных) представляли собой просторные одноэтажные здания капитальной постройки, рассчитанные по проекту на размещение в целом 107 больных.
Офицерский павильон по планировке был предусмотрен для лечения 10 человек. Хирургический корпус имел хорошо оборудованный трехсветный операционный зал. Инфекционный павильон состоял из четырех совершенно изолированных блоков с отдельными входами и обслуживанием. Территория госпиталя была рассчитана на значительное расширение с разбивкой большого парка для больных.
Либавский госпиталь создавался как образцовое лечебное учреждение флота. В ноябре 1902 г. Я.И.Билибину была объявлена управляющим Морским министерством «искренняя признательность... за приведение госпиталя в блестящее состояние».
В дальнейшем строительство новых лечебных корпусов систематически отстает от потребностей быстро увеличивающегося гарнизона, и госпиталь постоянно работает с перегрузкой. Уже вскоре после его открытия пришлось отказаться от расчетных норм и довести численность коек до 175 в пяти имеющихся корпусах. В течение последующих лет достраиваются еще четыре лечебных корпуса, из них два двухэтажных, открывается родильное отделение на 7 мест, создаются химико-бактериологическая лаборотория и светолечебный кабинет, заканчивается заканчивается дорогостоящая отделка патологоанатомического театра с лабораторией и часовней. Совершенствуется оснащение лечебных отделений госпиталя. В 1904 г. в хирургическом отделении устанавливается первый рентгеновский аппарат. При приемном покое по примеру других госпиталей создается амбулатория для поликлинического приема больных. Завершается благоустройство территории госпиталя.
К началу 1906 г. Либавский госпиталь насчитывал 401 койку (не считая офицерского и родильного отделений) и дальнейшее его расширение приостановилось. Госпиталь стал основным лечебным учреждением для многочисленного гарнизона военно-морской крепости. В госпитале оказывалась медицинская помощь также личному составу армейских частей, семьям морских офицеров и рабочим судоремонтных мастерских.
В госпитале с первых дней уделялось большое внимание хирургической помощи. За первое полугодие после открытия госпиталя было сделано 30 операций, за 1901 год - 123 операции, а в 1902 г. было прооперировано 156 стационарных больных. В большинстве случаев операции проводились старшим ординатором М.Н.Обезьяниновым, ведущим хирургом госпиталя.
Ежегодно в отделениях госпиталя лечилось свыше двух тысяч человек, а в 1905 г., когда в Либаве формировалась III Тихоокеанская эскадра и прибывало пополнение по мобилизации, число боьных в госпитале достигло наивысшей годовой цифры за всё его существование - 3253 человека.
По штатному расписанию число врачей в госпитале было вначале очень незначительным. Во главе его стоял главный доктор, он же медицинский инспектор порта. Непосредственно лечебной работой занимались два старших ординатора (из которых один был также и прозектором) и два младших. Одному из них поручалось по совместительству исполнять обязанности «врача, заведующего делопроизводством». В дальнейшем, в связи с ростом коечной сети госпиталя, число врачей было увеличено.
Главный доктор госпиталя, имея в подчинении всю медицинскую службу порта, широко использовал свои права в деле прикомандирования врачей с береговых частей и кораблей (в основном на зимний период) к различным отделениям госпиталя. Корабельные врачи, работая в качестве сверхштатных ординаторов, способствовали поддержанию лечебного дела в госпитале на необходимом уровне и сами, в свою очередь, совершенствовали свои знания и опыт.
Госпиталь имел хорошо подготовленный средний медицинский персонал, тщательному подбору которого, как и стабильности его состава, врачи придавали большое значение. При госпитале были открыты «повторные курсы» для фельдшеров, систематически велась подготовка сестер милосердия, была организована «школа для обучения санитаров». В 1904 г., в связи с началом русско-японской войны, при Либавском госпитале функционировали временные курсы по подготовке санитаров-добровольцев.
При госпитальной аптеке переодически обучались аптекарские ученики. Таким образом, почти с первых лет своего существования Либавский военно-морской госпиталь становится базой по подготовке и совершенствованию медицинских кадров для кораблей и береговых частей.
Вопросы медицинского снабжения кораблей и флотских экипажей тоже решались в госпитале. Поэтому при формировании в Либаве III Тихоокеанской эскадры врачи госпиталя непосредственно участвовали в медицинском оснащении кораблей. Помещения судовых лазаретов были оборудованы в соответствии с медицинскими и санитарно- техническими требованиями того времени. Медицинская служба кораблей была укомплектована опытным персоналом.
Наряду с лечебной и организационно-учебной деятельностью врачи госпиталя уделяли значительное время вопросам научно-исследовательского характера. По их инициативе при госпитале было создано научное Общество морских врачей, в деятельность которого активно включились все врачи гарнизона. Открытие общества и первое его заседание состоялось 9 января 1901 г. При обществе постепенно создавалась обширная научно- медицинская библиотека. На заседаниях общества врачи госпиталя не ограничивались демонстрацией больных и сообщениями казуистики. Заседания привлекали медицинскую общественность широкой проблематикой своих обзорных докладов, отчетами о заграничных научных командировках, длительных плаваниях, обсуждением практических вопросов профилактики заболеваемости на кораблях, сообщениями о новых методах лечения - рентгенотерапии и сальварсанотерапии. Некоторые заседания общества были посвящены изучению новых для того времени вопросов уточнения локализации инородных тел при помощи рентгеновских лучей. Врачами, членами научного общества за период с 1902 по 1915 г. было опубликовано более 60 научных работ и рефератов, в основном в журналах «Медицинские прибавления к Морскому сборнику" и «Морской врач».
Вопросы питания и водоснабжения также находили в сообщениях на заседаниях общества. В 1904 г. по настоянию Общества морских врачей были приняты срочные меры по реконструкции водопроводной сети на территории военного порта. На заседаниях общества ставились и организационные вопросы, например, об улучшении постановки фармацевтического дела в госпиталях военно-морского ведомства, а также о необходимости специальной подготовки врачей, назначаемых на корабли. Последний вопрос обсуждался особенно горячо, так как он затрагивал актуальные проблемы специфики военно-морской медицины и правового положения врача на корабле.
Поднятие врачами Либавского госпиталя злободневные вопросы, несмотря на опубликование их в печати, так и не получили в то время своего практического разрешения. Обзоры деятельности общества в 1900 - 1911 гг. систематически печатались на страницах «Медицинских прибавлений к Морскому сборнику".
В апреле 1910 г. весь персонал госпиталя принял активное участие в первых на Балтийском флоте "санитарных манёврах", проведённых совместно с личным составом кораблей, План манёвров был составлен главным доктором А.Д.Рончевским. Такое комплексное медицинское учение получило высокую оценку, и с 1911 года подобные санитарные манёвры стали проводиться также в других госпиталях флота.
С госпиталем поддерживали тесную связь врачи первого в России учебного отряда подводного плавания, созданного в Либаве в 1906 г. Медицинскую службу этого нового для русского флота соединения возглавлял врач Л.К.Гейман, перу которого принадлежат многочисленные исследования по гигиене и физиологии военного труда на подводных лодках. Гейман был первым редактором специального военного журнала «Известия по подводному плаванию».
Особое место в деятельности врачей госпиталя занимало проведение научно-популярных лекций для матросов и солдат. Кроме того, в Морском собрании систематически организовывались научные беседы для врачей гарнизона и читались общедоступные лекции. Лекции нередко посвящались вопросам, имевшим острое социальное звучание: о росте травматизма в мастерских порта, о хлебном довольствии матросов и солдат, о правах и обязанностях морских врачей. Лекции на темы о преступности в обществе и о продолжительности жизни в современных условиях были запрещены...
Общественная деятельность некоторых врачей госпиталя заметно выходила за пределы узкопрофессиональных интересов. Этот вопрос нуждается в дополнительных исследованиях, но даже те немногие источники, которые известны, дают примечательную оценку общественной активности врача Н.С.Александровского, Исполняя в 1905 г. обязанности портового врача, Александровский активно выступал в защиту прав рабочих судоремонтных мастерских и в конце 1905 г. вошёл в состав редакции "Либавский вестник", сразу придав ей леворадикальное направление.
Врачи морского госпиталя поддерживали тесные связи с общественными и медицинскими кругами Либавы. Такие вопросы, как организация карантинной службы торгового порта, борьба с венерической заболеваемостью, противохолерные мероприятия в 1907 г. решались совместно с городскими врачами. Морские врачи Ю.В.Каружас и Л.К.Гейман принимали участие в работе 2-го съезда курляндских врачей, который проходил в Либаве с 28 по 30 мая 1910 г. Делегаты съезда ознакомились с деятельностью морского госпиталя.
Среди врачей Либавского морского госпиталя можно назвать немало талантливых и заметных людей своего времени. Старший ординатор госпиталя С.С.Груздев в 1900 г. был избран профессором Харьковского университета.
Старшие ординаторы Ю.В.Каружас, Н.П.Солуха и К.П.Герцог вели научные исследования по проблемам Института экспериментальной медицины и защитили докторские диссертации. Старший ординатор Е.С.Королев и К.П.Герцог выезжали в длительные научные командировки за границу.
Младший ординатор госпиталя Е.Е.Коган посвятил себя впоследствии полярной медицине и был участником нескольких арктических экспедиций. Большинство врачей Либавского госпиталя были участниками русско-японской войны, а бывшие младшие ординаторы К.Г.Кальевич‚ А.Г.Арронет, и К.Н.Кречунеско героиски погибли в Цусимском бою, до последней минуты оказывая помощь раненым.
Либавский военно-морской госпиталь последовательно возглавляли такие опытные морские врачи и энергичные организаторы, как Я.И.Билибин (1900-1903), П.Н.Холщевников (1903-1908), А.Д.Рончевский (1908-1910), М.Н.Обезьянинов (1910-1911), И.В.Ястребов (1911-1914).
В 1914 г., после начала первой мировой войны, военно-морская крепость по мобилизационному плану была ликвидирована, хотя немцы вступили в Либаву только в мае 1915 г. В первые дни войны было принято решение и о расформировании Либавского морского госпиталя. Все кредиты и часть медицинского имущества были переданы Ревельскому госпиталю. Тяжелые больные в количестве 70 человек в сопровождении медперсонала были эвакуированы эшелонами в Петроград. 7 августа 1914 г. при Петроградском морском госпитале была образована «Особая комиссия для временного ведения дел морского госпиталя Порта императора Александра III, которая существовала несколько лет. В архивах сохранилась служебная переписка председателя комиссии А. М. Васильева вплоть до января 1917 г. Документов, датированных позднее, обнаружить не удалось. Либавский военно-морской госпиталь за четырнадцать лет своего существования вырос в образцовое многопрофильное лечебное учреждение и успел стать научно-методическим и учебным центром для морских врачей. Небольшой дружный коллектив врачей госпиталя своей напряженной лечебной работой, многогранной научно-практической и общественной деятельностью оставил заметный след в истории отечественной военно-морской медицины.
г. Лениград, 1976
Статья Владимира Дедюлина подполковника медицинской службы, публиковалась в газете "Коммунист" и лиепайском русском альманахе "Анфилада" №15.
--------------------------
Газета «Либавский Ллойд». Апрель 1903 г.
Газета «Либавский Ллойд». Апрель 1903 г.
-Госпитальное шоссе в порту Императора Александра III разрешено назвать «Билибинским». Командир порта котр-адмирал А.А.Ирецкий входил по этому поводу с особым докладом. Его Императорское Высочество Великий Князь Алексей Александрович по докладе, с разрешения управляющего морским министерством разрешил почтить таким образом заслуги действительного статского советника Билибина, много потрудившегося по устройству госпиталя в порту Императора Александра III.
----------------------
«Либавский Ллойд». 22 августа 1903 г.
«Либавский Ллойд». 24 августа 1903 г.
«…Осмотр казарм продолжался около 20 мин., после чего в экипажах Их Величества и Их Высочества отправились в Морской Госпиталь. Здесь Командир Прорта представил Их Величествам главного доктора действ.ст. советника Холшевникова , на днях только принявшего госпиталь от вышедшего в отставку тайного советника Билибина, по указаниям которого произведены все госпитальные сооружения и снабжение инвентарём, а также положено основание обширной специальной библиотеки. Их Величества изволили осматривать хирургический барак, операционную палату, барак для внутренних болезней, останавливаясь и милостиво расспрашивая больных нижних чинов об их болезнях. Из госпиталя Их Величества, в экипажах же проехали к портовой железной дороге, по которой изволили объехать кругом всю портовую территорию и в 5 часов 30 мин. Прибыли в Морское собрание…»
Здание бывшего хирургического отделения. (Lazaretes iela - Билибинская)
Дом главного врача. (Turaidas iela, 9 - Портовое шоссе)
Здание бывшей аптеки. (Lazaretes iela, 2 - Билибинская)
Это здание - бывший венерический барак, сегодня - "Объект Тюрьма". Арестный дом до 1915 года находился рядом с Манежем. (Invalīdu iela - Малое госпитальное шоссе)
Часовня и анатомический театр. (Invalīdu iela - Малое госпитальное шоссе)