Aug 19, 2015 02:23
Я человек совершенно не религиозный. К храмам равнодушен, глядя на купола, крестообразно не обмахиваюсь, к деятельности РПЦ во главе с ее руководством питаю глубочайшее отвращение. А тут, значит, в поездке по США вижу, что, оказывается, американская церковь радикально отличается от того, что мы привыкли видеть у себя на Родине. Нет, понимаешь, привычной монополии на оправление религиозных обрядов. У нас ведь как - либо ты православный, либо мусульманин, либо буддист. Атеисты вроде меня не в счет, наше мнение вообще никого не интересует. Но американские граждане даже родное нам христианство умудрились сделать неким выборным инструментом, когда можно верить в Иисуса, деву Марию или второе пришествие под разными углами.
В России, как известно никакого выбора не существует, за исключением дву- и троеперстного сложения пальцев, повлекшего в смутное время раскол со взаимными обвинениями в ереси, казнями неугодных попов и массовым самосожжениям фанатиков в лесных скитах. И отсюда православие многими воспринимается словно постоянный угрюмый подвиг с постными неделями, битьём головой об пол, всепроникающим запахом ладана и суровыми ликами на иконах. Плюс наши иерархи не дают скучать, будучи регулярно замешанными в вопиющих скандалах и коррупционной близости к земной, а не небесной, власти. Словом, русская церковь из века в век предлагает прихожанам дремучее мракобесие, нетерпимость к другим конфессиям и ненависть к любому, кто пытается верить как-то иначе, чем предписано псалтырем. Я уж не говорю про сомневающихся агностиков. Те, по мнению отечественных пастырей, должны гореть в аду уже при жизни. В итоге вера наша выходит тяжелой, трудной, скудной и чопорной.
Американцы же народ куда более позитивный и свободный в обычной жизни, а в вопросах религии еще и креативят по полной. Им совершенно чужд тот посконный мрак, что пропагандируют русские монахи. Для них вера - это fun, отдушина, компанейский способ приобщения к чему-то доброму и хорошему без всяких отвратительных самоограничений и злобы свойственных православию. И церкви штатовские на наши совсем не похожи. Нет в них никакой набожности в нашем понимании - зачастую это чистой воды функционал, не более. Разве что кресты на фасаде выдают назначение здания, да таблички на газонах перед парковкой. Т.е. отсутствует всякое нагнетание градуса духовности еще на подходе к храму, как оно принято у нас - с вечными юродивыми, профессиональными нищими, убогими бабками, торговлей свечами и непременным дресс-кодом. Типа без платка нельзя, в шортах нельзя, не улыбаться, не разговаривать, смотреть в пол и т.д. Почему нельзя? Неужто богу не наплевать, в мини-юбке ты будешь молитву творить или в штанах? Что за бред?
Словом, по российским меркам амеры в массе своей ни хрена не умеют верить в бога по-нашенски - истово, до икоты, в постоянном надрыве, с воем и битьем башкой в половицы.
Хотя религиозный экстаз им тоже не чужд, достаточно вспомнить телепроповедников, собирающих толпы на стадионах. Но это опять же fun, возможность весело провести время, побыть в компании единомышленников, попеть песни, разделить радость с другими, не отягощая бога своими проблемами один на один.
И вера тут разнообразна донельзя. На 50 миль дороги можно встретить церкви адвентистов седьмого дня, лютеранскую кирху, баптистов, каких-то конгрегационалистов, католиков, еще хрен-знает-кого... Причем некоторые городишки в здешней глубинке могут выглядеть как после зомби-апокалипсиса или эпидемии моровой язвы - заброшенные дома, заколоченные окна, бурьян, ржавеющие останки машин и тракторов. Но церковь все равно будет на месте. И газон возле нее подстрижен. А значит, люди веры не теряют. Нормальной, человеческой веры в лучшее. Пастор, скорее всего, там из своих, таких же людей как и ты, а не ожиревший долгогривый поп в дурацкой рясе с семинарским дипломом и лицензией на отпущение грехов.
Наверное, так и надо. Ведь богу, существуй он, было бы куда веселее от того, что в созданном им мире существует большое разнообразие. В том числе и в вопросах религии.
вера,
религия,
США