как учить иностранный язык наилучшим образом

Jan 27, 2015 10:40




английский, немецкий, итальянский я освоил не совсем так, как предлагаю. а вот испанский и ещё 6 учил нижеследующим образом. я знаю, все вы учили на свой лад. сроки и качество - два определяющих фактора.

когда я учил испанский, я для себя записал: начал учить 15 января 1998 года. в 20-х числах мая 1998 года я первый раз в жизни разговаривал с кем-то на испанском по телефону: это был житель маленького городка, который подруге хотел день по Вестерн Юнион отправить. я изложил процедуру, ответил на уточняющие вопросы. он спросил меня, был ли я в Испании и откуда хорошо язык знаю. это результат был достигнут 4 месяца самостоятельных занятий. английский, немецкий, итальянский - делаю технические и деловые письменные и устные переводы, преподаю их.

начинающие рвутся в бой слушать живую речь и стараются найти волшебные сайты с видео и диалогами для разных уровней. я же вот какую стратегию посоветую:
- запомнить 300 самых нужных слов.
- освоить 60-80% английской грамматики, не вдаваясь в исключения.
- приняться за освоение 1500-2000 самых важных слов в речевых шаблонах,
- при этом осваивая ещё 10-20 % грамматики. и вот на этом этапе
- активно вести записи, слушать аудио-материалы и смотреть фильмы.

из всего этого самое важное и трудное - освоить 60-80% английской грамматики.
на это может уйти от двух месяцев до пары лет - если регулярно заниматься.
в ВУЗах никто не обучает будущих учителей делу преподавания иностранного языка.

методики, разработанные иностранцами, слабо годятся для начинающих:
если курсы разработаны иностранцами, то они ориентированы на западный тип мышления.
западные языки намного более сходны меж собой, чем с русским.
поэтому когда они пишут учебники, то расчет на западного потребителя:
все эти учебники и курсы начинаются одинаково:
у вас, немцем Ich bin. а у нас I am. у вас Du bist, у нас You are.
немцу больше ничего не нужно объяснять. наши же просто переведут Я есть, Ты есть...
ок, пока нашему человеку понятно.
затем идет: у вас Ich habe, у нас I have, Du hast - You have. и просто перевод У меня есть...
опля, два "есть", но переводятся по-разному... немного сложновато.
и после этого: у вас Es gibt..., у нас There is a book on the table. и просто перевод:
На столе есть книга, без объяснений... третье "есть" в самом начале.
сколько я ни спрашивал у школьников, уверенно знающих английский, разницу между:
There is a book on the table. и The book is on the table. - не могли сформулировать.
в общем, после конструкции there is, there are мало что учится.

вот когда вы начнете выходить на средний уровень - тогда лучше читать
написанные иностранцами материалы и вести переписку с носителями языка.
когда переписка будет идти достаточно хорошо, активно общаться по скайпу или вживую.

рекомендую эту схему:

1-й ЭТАП. осваиваем основы ЧТЕНИЯ-ПРОИЗНОШЕНИЯ и около 300 самых важных слов.
пусть это будет пока пассивное знание, то есть мы будем понимать, слово,
когда увидим его на иностранном языке, но едва ли вспомним его,
когда нужно будет перевести с русского на английский.

1-й марш. чтение и произношение.
чтоб слова запоминались, мы должны знать, как они читаются. если мы не уверены своем знании,
то смотрим в словаре его прочтение в виде значков транскрипции.

2-й марш. запоминание первых слов. слова - это строительный материал, кирпичики языка.
привыкайте запоминать слова в составе фраз. а ещё лучше, целым абзацем).

2-й ЭТАП. овладеваем 80 % НАМ НУЖНЫХ ПРАВИЛ, по которым словасобираются в предложения,
и 600-800 САМЫХ ПОЛЕЗНЫХ СЛОВ слов.
среднему человеку для решения почти всех его задач достаточно знания
правил грамматикина уровне немного выше среднего и 1700-2000 слов.

в английском это между уровнями Intermediate и Upper-Intermediate.
на этом этапе осваиваем до уровня между Intermediate. это ключевой этап -
если мы его пройдем, то дальше всё пойдет как по маслу.

3-й марш. всё наше внимание и усилия - грамматике. она - костяк, фундамент,
несущая конструкция, на которую будут навешиваться слова и фразы.
все необходимые слова и выражения - будем учить на 3-м этапе.
пока что достаточно 600-800 слов. грамматика - она как нож, который может быть
из разных видов стали, острым или тупым, с эргономичной ручкой или натирающей мозоли.
грамматика - это рабочий инструмент, которым можно по-разному пользоваться.
а ещё можно взять железку, подточить края и говорить:
то, чем я пользуюсь - вовсе не нож грамматика.

4-й марш. сетевая структура правил грамматики и значений слов.
и слова, и грамматику нужно у себя в голове собирать по принципам логики и степени нужности.

5-й марш. много писать и мало говорить на этой стадии изучения, -
если мы хотим МНОГО ГОВОРИТЬ И МАЛО ПИСАТЬ на следующем этапе.
когда мы пишем, есть время подумать и избежать многих ошибок.

6-й марш. время дня для изучения. в разное время суток наш мозг воспринимает
и перерабатывает информацию не одинаково.
выбирайте для учебы самые лучшие части дня: или рано утром,
или непосредственно перед сном, чтобы новое играло долгим эхом.

7-й марш. что и как выбирать - репетитора, курсы или учебник.
в самом начале можно пробовать все три способа,
чтобы приобрести опыт и уметь сравнивать. но остановиться на одном.

3-й ЭТАП. вот теперь уже наша задача - дееспособный словарный запас в 1500-2000 слов,
отработка навыков и скорости устной речи, улавливание языка на слух.
новых правил грамматики мы выучим лишь немного.

8-й марш. плетем словесные сети, в узлах которых будут
конкретные ситуации. вокруг этих узлов мы будем собирать слова. например,
- как представиться и завести знакомство
- добраться до нужного места в городе
- способы благодарить людей
- попросить и дать разрешение
- как предложить оказать услугу
- выражаем свое мнение
- даем обещания
- способы извиниться ...

9-й марш. говорим и улавливаем на слух.
это наша конечная цель, ради этого мы учили иностранный язык.

10-й марш. создаем и поддерживаем эмоциональный фон
для более эффективного изучения. общаемся с интересными нам людьми,
смотрим захватывающие фильмы и читаем увлекательные истории...

эти советы - если вы хотите достичь среднего и уровня и выше.
если вам нужен английский, чтобы пару раз в году на курорт съездить,
то можете ограничиться следующим:
- запомнить 200-300 самых нужных слов для начинающих.
- освоить 40-60% английской грамматики, не вдаваясь в исключения.
- выучить около 300-500 слов, с которых очень сложно спрыгивать.
и к которым можно свести прочие слова.
[например...]например, во всех этих выражениях используются 14 разных глаголов - машина разгоняется, поезд тормозит, мы направляемся к центру, самолет летит, открой ящик, человек бежит, поторопись, спускайся, помешай суп, надень пальто, липовый чай, чтоб разогреть кровь - самое оно, страна не развивается, вставь карточку в банкомат, у меня большой прогресс в английском и я этому рад. а их можно заменить одним. вот каким...move - двигать-ся.

машина разгоняется  - начинает двигаться, поезд тормозит - прекращает двигаться, мы направляемся к центру - движемся к центру, самолет летит - движется по воздуху, открой ящик - двигай ящик к себе, человек бежит - движется быстро на ногах, поторопись - двигайся быстрее, спускайся - двигайся вниз, помешай суп - подвигай суп, надень пальто - двигай пальто на себя, липовый чай, чтоб разогреть кровь - самое оно - чай, чтоб кровь двигалась быстрее, страна не развивается - не движется вперед, вставь карточку в банкомат - двигай карточку в автомат, у меня большой прогресс в английском, и я этому рад - я двигаюсь вперед в английском.

когда не хватает словарного запаса, то у нас есть два варианта действий. эээкать, махая руками. или же "спрыгивать" на более простые слова, описательно представляя нужно нам слово. например, забыли слово "запах", скажите "то, что чувствуют носом". забыли или не знаете слово "растворитель", скажите "жидкость, которая делает краску менее плотной". если забыли слово "плотной", можно сказать "менее твердой, легкой, живой, тонкой".
.

- очень четко знать самые ходовые речевые шаблоны. то есть:

мы говорим фразами. поэтому для среднего уровня нужно иметь четко запомненными 40-80 самых ходовых фраз. do you have…? - I don’t have. would you like…? - I wouldn’t like. I would like you to… could you tell me… например, вы находитесь на окраине города чувствуете, что заблудились. и тут - о чудо! - видите прохожего европейской наружности. и вам нужно спросить. «так… вежливая форма can -> could… у нас вопрос -> глагол на первом месте. say или tell…?» пока вы так будете думать, человек знающий ответ - пройдет себе дальше.

даже если брать нормальную беседу, то имея в запасе 40-80 речевых шаблонов, ими можно заполнить 20-50% процентов содержания всей беседы. начинающие таким образом сэкономят очень много своих ментальных сил. если знать лишь слова - будут долгие зависающие паузы для обдумывания, как лучше их связать вместе.

кроме того, ходовыми фразами же мы можем потянуть время, пока мы вспоминаем слово. -> "как вы уже знаете, мне нужна виза. с одной стороны, это значит, что..." или дать обтекаемую оценку услышанного. например, ваш заграничный друг очень эмоционально рассказывает о своем приключении. но - вот засада! - вы там почти ничего не поняли. а сказать “sorry. I don’t understand”, - не поворачивается язык. ну вот и скажите, задумчиво качнув головой "such is life". или "that’s what may happen when you go abroad".

голос из зала: "да кому она нужна эта грамматика? только голову ею морочат.
вон сколько людей учат языки на месте, без всяких грамматик".

грамматика - она как нож, который может быть острым и тупым,
с неудобной ручкой, натирающей мозоли и из разных видов стали.
грамматика - это рабочий инструмент, которым можно по-разному пользоваться.
можно и без этого инструмента. взять железку подточить края и говорить:
то, чем я пользуюсь - ни разу не нож грамматика.

если смотреть на суть, то это - правила, по которым слова в понятном виде
собираются в кучку. и дети, и взрослые, и в родном языке, и в иностранном
пользуются такими правилами. в родном языки мы выходим на них подсознательно,
когда мозг перерабатывает сотни однотипных предложений, выводя из них закономерность.
делая это сознательно, мы ускоряем процесс где-то в 18 раз.

при начальном и среднем уровне владения конкретным правилом мы в голове собираем слова, опираясь на изученную грамматическую конструкцию. когда мы по данной грамматической схеме ПРАВИЛЬНО составим пару десятков предложений, этот шаблон переходит в подсознание, то есть, данная грамматическая конструкция доводится до АВТОМАТИЗМА, о котором так долго говорили большевики так любят говорить ну просто все.

но ВСЕ эти пара десятков предложений должны быть построены правильно в том месте, где задействована изучаемая грамматическая схема. если мы 4 предложений построили правильно, а в 5-м сделали ошибку, то подсознание делает reset, СБРОС накопленного материала и начинает всё по-новой. а когда мы говорим - вероятность сделать ошибку значительно выше, чем когда мы пишем. отсюда вывод - сначала осваиваем грамматический шаблон ПИСЬМЕННО, ЗАТЕМ - УСТНО.

чтобы запомнить словосочетание и на нем основанное правило,
с ним нужно проделать четыре дела:
увидеть, услышать, записать, применить в деле. задействовать слова
в реальной жизни мы учимся за четыре стадии:
1) пишем медленно, но правильно с подсматриванием в учебные материалы.
2) пишем быстро и правильно без подсматривания в правила.
3) говорим медленно и правильно с подсматриванием в учебные материалы.
4) говорим быстро и правильно без подсматривания в правила.

* как автомат Калашникова будет работать наш английский, если мы уделим
90% сил и времени следующим 7 аспектам: http://pora-valit.livejournal.com/2724359.html

* 7 заблуждений начинающих и 6 аспектов важности грамматики + если проблемы
с улавливанием на слух, то возможная причина - 1 из 3 или их комбинации:
http://pora-valit.livejournal.com/895057.html

P.S. я знаю, что у мне нужно над моим русским языком работать.
тружусь в этом направлении ежедневно.

язык иностранный, английский язык, язык - изучение

Previous post Next post
Up