Весь текст ниже (кроме картинок) принадлежит английскому писателю-фантасту Герберту Уэллсу, посетившему Россию в 1920 г. Уэллс приехал, походил, посмотрел, встретился с Лениным. И уехал охреневший. О чем написал книгу "Россия во мгле".
Роман Подобедов. "Ленин беседует с Гербертом Уэллсом" (1984 г.).
Фантаст Уэллс разводит руками - сражен фантазиями Ленина.
"Основное наше впечатление от положения в России - это картина колоссального непоправимого краха. Громадная монархия, которую я видел в 1914 году, с ее административной, социальной, финансовой и экономической системами, рухнула и разбилась вдребезги под тяжким бременем шести лет непрерывных войн. История не знала еще такой грандиозной катастрофы. На наш взгляд, этот крах затмевает даже саму Революцию.
Насквозь прогнившая Российская империя - часть старого цивилизованного мира, существовавшая до 1914 года, - не вынесла того напряжения, которого требовал ее агрессивный империализм; она пала, и ее больше нет. Крестьянство, бывшее основанием прежней государственной пирамиды, осталось на своей земле и живет почти так же, как оно жило всегда. Все остальное развалилось или разваливается".
Плакат Февральской революции 1917 г.
Поначалу про всеобщий крах никто и не думал. Царь скинут, деспотизм повержен на веки...
"Я не уверен, что слова "все магазины закрыты" дадут западному читателю какое-либо представление о том, как выглядят улицы в России... Магазины в Петрограде имеют самый жалкий и запущенный вид. Краска облупилась, витрины треснули, одни совсем заколочены досками, в других сохранились еще засиженные мухами остатки товара; некоторые заклеены декретами; стекла витрин потускнели, все покрыто двухлетним слоем пыли. Это мертвые магазины. Они никогда не откроются вновь".
Иван Владимиров. "Погром винного магазина". 1917-1918 гг.
Этот магазин еще точно откроется вновь.
"Основная катастрофа произошла в 1917 году, когда чудовищно бездарный царизм стал окончательно невыносимым. Он разорил страну, потерял контроль над армией и доверие всего населения. Его полицейский строй выродился в режим насилия и разбоя. Падение царизма было неизбежно".
Карикатура: "Мы Николай II".
Тандем: святой старец Григорий "The Sex Mashine" Распутин и святой страстотерпец Николай II Романов.
Еще карикатура того времени. "Самодержавие".
Отношения Распутина и царицы-немки были популярной темой для шуток.
"Но в России не было другого правительства, способного прийти ему на смену. На протяжении многих поколений усилия царизма были направлены главным образом на то, чтобы уничтожить всякую возможность замены его другим правительством. Он держался у власти именно благодаря тому, что, как бы плох он ни был, заменить его было нечем. Первая русская революция превратила Россию в дискуссионный клуб и арену политической драки".
Г.М.Шегаль."Бегство Керенского из Гатчины". 1937-1938 гг.
Керенский в костюме медсестры однако. Он слишком много дискутировал. Картину можно было бы назвать "Пора валить!!!".
"И во всей России, и среди русских, разбросанных по всему свету, была лишь одна организация, объединенная общей верой, общей волей, общей программой; это была партия коммунистов. В то время как вся остальная Россия была либо пассивна, как крестьянство, либо занималась бесплодными спорами, либо предавалась насилию или дрожала от страха, коммунисты, воодушевленные своими идеями, были готовы к действию".
Кукрыниксы. "Бегство фабриканта". 1936 г.
Сбежишь тут...Одни пассивны, другие дрожат от страха, третьи (самые отмороженные) активны и воодушевлены своими идеями.
"У крестьян сытый вид, и я сомневаюсь, чтобы им жилось много хуже, чем в 1914 году. Вероятно, им живется даже лучше. У них больше земли, чем раньше, и они избавились от помещиков. Они не примут участия в какой-либо попытке свергнуть советское правительство, так как уверены, что, пока оно у власти, теперешнее положение вещей сохранится. Это не мешает им всячески сопротивляться попыткам Красной Гвардии отобрать у них продовольствие по твердым ценам".
Владимир Серов. "Декрет о земле". 1957 г.
Дядька из города зачитывает декрет большевиков. Каждому на халяву - пару гектар помещичьей земли, прощение всех долгов по кредитам. Кто ж откажется?
"Многие из них - евреи; большинство эмигрировавших из России в Америку было еврейского происхождения, но очень мало кто из них настроен националистически. Они борются не за интересы еврейства, а за новый мир. Большевики отнюдь не намерены продолжать традиции иудаизма, они арестовали большую часть сионистских лидеров и запретили преподавание древнееврейского языка, как "реакционного". Некоторые из самых видных большевиков, с которыми я встречался, были вовсе не евреи, а светловолосые северяне. У Ленина, любимого вождя всего живого и сильного в сегодняшней России, татарский тип лица, и он, безусловно, не еврей".
Иван Владимиров. "Агитатор". 1917-1918 гг.
Этот большевик не намерен продолжать традиции иудаизма...
"Я не разделяю их убеждений, мне смешон их пророк Маркс, но я понимаю и уважаю их стремления. Несмотря на все свои недостатки - а их отнюдь не мало, - только они могли стать становым хребтом возрождающейся России. И только на основе Советской власти может она вернуться к цивилизации. Огромная масса населения России - крестьяне, неграмотные, жадные и политически пассивные. Они суеверны, постоянно крестятся и прикладываются к иконам - особенно это заметно в Москве, - но они далеки от истинной религии. Политические и социальные вопросы интересуют их только поскольку дело идет об их собственных нуждах. В основном большевиками они довольны".
Сергей Присекин. "Вся власть Советам!" 1988 г.
Два пророка и апостолы. Апостолов, правда, не всех опознал - Дзержинский виден, Свердлов, Берия вроде. Крупская, опять же, апольстоша. Кстати, после 1991 г. этот же художник расписывал Храм Христа Спасителя. Опыт не пропьешь. Также на картине ниже есть Троцкий. Попробуйте найти, где он.
"Православный священник совершенно не похож на католического священника Западной Европы; он сам - типичный мужик, грязный и неграмотный, не имеющий никакого влияния на совесть и волю своей паствы. Ни у крестьян, ни у духовенства нет никакого творческого начала. Что касается остальных русских, как в самой стране, так и за ее пределами, - это пестрая смесь более или менее культурных людей, не связанных ни общими политическими идеями, ни общими стремлениями. Они способны только на пустые споры и беспочвенные авантюры".
Василий Шульженко. "Ленин и народ".
Пестрая смесь более-менее культурных людей слушает Ленина. Самый прикольный персонаж тут - собака, которая тоже развесила уши.
Алексей и Сергей Ткачевы. «В колхоз». 1970
У крестьян сытый вид. В основном большевиками они довольны...