Фигура Чарльза Уорта заинтересовала меня, когда я изучала прекрасные альбомы Музея Костюма Киото. Его платья были удивительнейшими по красоте творениями, и мне захотелось узнать об этом человеке побольше. О нем очень много написано, в интернете огромное количество фотографий его платьев, поэтому данный пост не столько попытка открыть что-то новое, сколько желание сохранить для себя несколько фотографий его творений. Я не вижу смысла излагать в подробностях все детали его биографии. Остановлюсь только на основных моментах, которые и делают его личность столь интересной для всех историков моды.
Чарльз Уорт родился в Англии в 1825 году. Будучи вынужденным очень рано начать работать (в 11 лет), он по стечению обстоятельств попадает в фирму, которая занималается импортом тканей из заграницы. Это во многом и определило сферу его интересов. Во многом, но не только это. Он постоянно посещает Лондонскую Национальную галерею, внимательно изучает костюмы на исторических полотнах и портретах, делает на их основе свои эскизы.
Я думаю, что именно это его увлечение живописью навело его на мысль в более позднем возрасте создать себе имидж, явно вдохновленный автопортретами Рембрандта.
В возрасте двадцати лет он отправляется в Париж. В те времена, если ты хотел приобрести славу величайшего портного, нужно было ехать в Париж. Там у него все очень удачно складывается, он женится, находит первых клиенток, находит богатого мецената и при его поддержке открывает свое собственное ателье в 1858 году.
Его жизнь меняется кардинальным образом в тот момент, когда жена австрийского посла появляется в его платье на балу в Тюильри. Платье привлекает внимание императрицы Евгении, жены Наполеона III, и со следующего дня Уорт становится основным поставщиком императорского двора.
Императрица Евгения в платье Уорта
В общем и целом он шил для девяти королевских особ. Чайное платье императрицы Александры Федоровны
Вот широко растиражированный портрет (у меня есть такой магнитик из Австрии) Елизаветы Баварской императрицы Австрии. И здесь она позирует в платье Уорта. Обратите внимание на то, как украшения в ее волосах перекликаются с отделкой платья. Настоящая россыпь звездю
У него заказывала платья Сара Бернар. Я, честно скажу, что не знаю, в его ли она платье на этом портрете, но мне кажется, что в его, потому что платье красоты необыкновеной )))
Уорт не отказывал и дамам полусвета, например, Коре Пёрл
Чем он так знаменит с точки зрения истории моды?
Он предложил более удобную и облегченную (именно в смысле веса) версию кринолина и избавил дам от огромного количества нижних юбок.
Когда кринолин стал терять былую популярность, он придумал турнюр, который продержался в моде десять лет.
Он первый придумал платье с несколькими съемными лифами, что позволяло платью быть и дневным платьем, и платьем для прогулок, и вечерним платьем, и т.д.
Он первым стал шить не только на заказ, но и создавать коллекции, демонстрировать их, а клиентки могли заказать себе копию понравившейся модели.
Он же первый стал пришивать к своим моделям лейбл.
Он первый стал использовать манекенщинц (до этого модели демонстрировались на манекенах), и он же первый начал проводить дефиле.
Он первый ввел идею одежды от кутюр, то есть выполенной полностью вручную.
А в 1868 году он основал в Париже Синдикат высокой моды, который существует и по сей день.
В интернете очень много его платьев. Я хочу написать только о нескольких, которые меня особенно потрясли.
Здесь такой нейтральный фон, а в центре это пояс как цветок, и такой сочный цвет карри, а потом эта вертикаль бантов, которые на самом деле подобны множеству бабочек. Я бы, раз увидев такое платье, не забыла бы его никогда )
В этом платье меня пленило сочетание цветов. Такой зеленовато-кофейный и приглушенный розовый, который не совсем розовый, а почти брусничный. В общем, удивительные цвета!
Вот детали разных платьев. И сразу что-то такое легкое, и трепетное, и воздушное, утонченное и изысканное, как любая вещь от кутюр.
Здесь меня потрясли эти рукава. Само платье такое спокойное, почти нейтральное - и вдруг этот взрыв цвета, который как будто разрывает ткань, стремясь вырваться наружу
Здесь помимо удивительнейшего зеленого создается еще и контраст между такими огромными, пышными рукавами и тончайшей талией.
А вот это платье - творение уже не самого Уорта, а его модного дома. Но это настоящее произведение искусства. Этот рисунок черного бархата по шелку создает иллюзию изящнейшей металлической решетки ворот. Образ такой легкий, воздушный, изящный. Удивительная красота!
ну и еще несколько платьев
вот здесь очень хорошая
статья о нем
а вот
пост в ЖЖ из одного замечательного сообщества